ЕГЭ по обществознанию | Факультет довузовской подготовки МГГУ им. М.А.Шолохова

ЕГЭ по обществознанию

Контакты

Телефон: +7 (495) 358-4017

E-mail: legko-ege@mail.ru

Наш адрес: Москва, ул. Краснодарская, д. 59

Как добраться: от метро «Люблино» (поледний вагон из центра, 5 минут пешком)

Часы работы:
— будни с 9.00 до 17.00
— воскресенье с 9.30 до 14.00

12554

Мы всегда на связи с Вами!

Ждём Ваших звонков

без перерывов и без выходных,

с 10.00 до 22.00

по телефону:

+7 (964) 764-4342

Фотогалерея

Структура ЕГЭ по обществознанию 2015

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 36 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 27 заданий с кратким ответом. Ответ на задания части 1 даётся соответствующей записью в виде одной цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов, слова (словосочетания).

Задания 1–20 представляют пять тематических блоков-модулей: человек и общество, включая, познание и духовную культуру, экономика, социальные отношения, политика, право. Задания этой части проверяют следующие умения: определять существенные признаки ключевых обществоведческих понятий- оценивать приведённые положения с точки зрения их соответствия современным научным представлениям- характеризовать на основе смоделированных социальных ситуаций социальные объекты- осуществлять поиск социальной информации, представленной в таких знаковых системах, как схемы, диаграммы, таблицы- сравнивать социальные объекты, выявляя их общие черты и различия. Задание 21 проверяет знание основ конституционного строя Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина (первой и второй глав Конституции Российской Федерации) Умения, проверяемые заданиями 22–27, включают в себя, помимо перечисленных выше, умения устанавливать соответствие между существенными признаками изученных социальных объектов, процессов и обществоведческими терминами и понятиями- работать с рядами однородной социальной информации, определяя лишнее звено- соотносить видовые понятия с родовыми, выделяя обобщающее понятие.

Часть 2 содержит 9 заданий с развёрнутым ответом. В этих заданиях ответ формулируется и записывается экзаменуемым самостоятельно в развёрнутой форме. Задания этой части работы нацелены на выявление выпускников, имеющих наиболее высокий уровень обществоведческой подготовки.

Задания части 2 (28–36) в совокупности представляют базовые общественные науки, формирующие обществоведческий курс средней школы (социальную философию, экономику, социологию, политологию, социальную психологию, правоведение). Завершает работу альтернативное задание 36, нацеливающее экзаменующегося на написание мини-сочинения по одной из пяти предлагаемых тем. Темы задаются в виде кратких высказываний представителей общественной мысли, политических деятелей, деятелей науки и культуры. В отдельных случаях высказывания имеют афористический характер. Каждая тема-высказывание условно соотносится с одной из базовых наук обществоведческого курса (темы по социологии и социальной психологии объединены в общий блок), однако выпускники вправе раскрывать её в контексте любой общественной науки или нескольких наук. Данное задание проверяет широкий комплекс умений, в частности умения: раскрывать смысл авторского суждения, привлекать изученные теоретические положения общественных наук, самостоятельно формулировать и конкретизировать примерами свои рассуждения, делать выводы.

Результаты выполнения заданий части 1 обрабатываются автоматически. Ответы на задания части 2 анализируются и оцениваются экспертами на основе специально разработанных критериев.

Продолжительность ЕГЭ по обществознанию

На выполнение экзаменационной работы отводится 235 минут. Примерное время, отводимое на выполнение отдельных заданий, составляет:
1) для каждого из заданий 1–3, 5–8, 10, 11, 13–15, 17–19, 22–24 – 1–4 минуты-
2) для каждого из заданий 4, 9, 12, 16, 20, 21, 25–35 – 2–8 минут-
3) для задания 36 – 45 минут.

Изменения в КИМ 2015 года по сравнению с КИМ 2014 года

Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.
Оптимизирована структура экзаменационной работы:
– в каждом из пяти содержательных блоков-модулей сокращено по одному заданию на выбор и запись одного правильного ответа из предложенного перечня ответов-
– задания на обращения к социальным реалиям (4, 9, 16, 20) в блоках «Человек. Общество. Познание. Духовная культура», «Экономика», «Политика» и «Право», а также задание 12 в блоке «Социальные отношения», направленное на поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (таблица, диаграмма), даны в виде задания на выбор и запись нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов (по типу бывших В4 и В7)-
– за счёт изменения структуры каждого из пяти содержательных блоков-модулей в каждом варианте КИМ блок заданий, направленных на проверку определённых умений (бывшее В1–В8), сократился на 2 задания (бывшие В4 и В7)
– под номером 21 введено задание, проверяющее знание основ конституционного строя Российской Федерации, а также прав и свобод человека и гражданина.
В результате общее количество заданий работы сократилось на 1 задание (36 вместо 37).
Изменен максимальный первичный балл за выполнение всей работы (62 вместо 60).
Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1–3, 5–8, 10, 11, 13–15, 17–19: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа.
Усовершенствованы критерии оценивания заданий 32 (бывшее С5), 35 (бывшее С8), 36 (бывшее С9).
Увеличено время выполнения работы с 210 до 235 минут.

Программа по обществознанию для слушателей подготовительных курсов МГГУ им. М.А. Шолохова составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. № 1089).

Содержание основного общего образования по обществознанию представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество и его основные сферы, человек в обществе, правовое регулирование общественных отношений. Помимо знаний, важными содержательными компонентами курса являются: социальные навыки, умения, совокупность моральных норм и гуманистических ценностей- правовые нормы, лежащие в основе правомерного поведения. Не менее важным элементом содержания учебного предмета «Обществознание» является опыт познавательной и практической деятельности, включающий работу с адаптированными источниками социальной информации- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации- учебную коммуникацию, опыт проектной деятельности в учебном процессе и социальной практике.

Программа содержит введение, 7 блоков тем, включающих весь объем школьного курса «Обществознание».

1. Общество и человек.
1. Общество как целостная система.
Понятие «Общество». Какие сферы входят в систему понятие «Общество» и какие функции выполняют.
2. Общество и природа.
В чём проявляются взаимоотношения общества и природы? Что общее и что отличное у общества с природой? Каково влияние социального и научно-технического прогресса на экологию? Современные принципы отношения человеческого общества к окружающей природной среде.
3. Общественное развитие.
Две основные и противоположные линии общественного развития. Прогресс и регресс.
4. Человеческая личность.
Отличия человеческого индивида от других живых существ. Разница между прирождёнными и приобретёнными качествами человека. Особенностии противоречия становления человеческой личности и её жизнидеятельности.
5. Потребности человека.
Соотношение потребностей человека с его возможностями и способностями. Возвышение потребностей. Удовлетворение потребностей и свобода выбора.
6. Социализация личности.
Что такое «социализация личности». Цель, методы и средства её достижения. Стадии процесса социализации.
7. Общение.

2. Общение как социально-психологический процесс. Виды и формы общения. Экономическая сфера общества.
1. Сущность и структура экономики.
Что такое «экономика»? Роль экономики в жизни общества. Ресурсы необходимые человеку для производственно-экономической деятельности. Структура национальной экономики.
Товар и деньги.
2.Товар и его виды. Сущность товарного производства. Роль денег в экономике.
3. Рынок, цена и конкуренция.
Рынок и его функции.Признаки классификации рынка. Ценообразование. Конкуренция.
4. Спрос и предложение.
Спрос. Предложение. Как формируется цена равновесия?
5. Предпринимательство.
Что такое предпринимательство? Функции предпринимательства. Механизмы получения прибыли.Какие черты характеризуют фактор производства,именуемый предпринимательской способностью? Правовые формы осуществления предпринимательства в стране. Малое предпринимательство.
6. Роль государства в кономике.
Основные экономические функции государства.Государственное регулирование экономики.
7. Бюджет государства и семьи.
Государственный бюджет как финансовый документ и как фонд денежных средств. Структура бюджета,статьи доходов и расходов. Формирование доходов Федерального правительства.
8. Труд,занятость, безработица.
Труд как фактор производства, рынок труда.Формы и системы заработной платы. Безработица и её виды. Государственное регулирование рынка труда.

3. Социальная сфера общества.
1. Социальная структура общества, положение в ней социальных групп. Социальная роль личности.
2. Социальная стратификация общества. Что такое «социальная стратификация общества». Проис-хождение и проявление социального расслоения.
3. Богатство и бедность, средний класс. Классификация источников дохода. Три категории бедности. Понятие «средний класс».
4. Этносы. Признаки, исторические формы и эволюция. Роль наций среди этносов. Отличительные черты нации и осбенности её формирования.
5. Межнациональные отношения. «Нации-государства», «многонациональные государства», «нацио-нальное большинство», «национальное меншинство», «титульная нация». Этноцентризм и нацио-нальная нетерпимость. «Мультикультурность».
6. Социальные конфликты. Причины, предметы, поводы и цели социальных конфликтов. Структура конфликта. Виды конфликтов. Способы их преодоления. Компромисс. Консенсус.
7. Семья. Семья в современном обществе. Жизненный цикл семьи. Типы семейных отношений.

4. Политическая сфера общества.
1. Государство в политической системе общества. Политическая система общества и её основные элементы. Государство — ведущий институт политической системы. Появление, признаки и функции государства.
2. Формы государственного устройства. Республика и монархия. Соотношение между национальным составом государства и его территориальным устройством. Специфика России в территориальном устройстве.
3. Формы государственного правления. Республика и монархия. Основные типы и особенности каждой из них в современном мире.
4. Политические режимы. Демократический режим, авторитарный, тоталитарный и их основные черты.
5. Гражданское общество и правовое государство. Признаки гражданского общества. Суть правового государства. Способы, которыми обеспечиваются принципы правового государства.
6.Выборы и референдумы. Избирательные права граждан. Организация выборов органов государст-венной власти. Составные части процедуры голосования. Референдум и плебесцит, их роль в полити-ческой жизни.
7. Политические партии и системы. Партии — негосударственные общественные организации. Типы партий в современном миире. Партии движенческого типа. Партийная система.

5. Право.
1. Понятие «право» в современной юридической науке. Роль и функции права.
2. Система и основные отрасли права. Основные отрасли права, кодификация права. Правовая система и система законодательства.
3. Нормы права: понятиие, признаки, структура. Признаки и основные черты права. Юридические нормы и их виды.
4. Источники (формы выражения) права. Источники права и их виды.Система и источники российско-го права.
5. Правоотношения. Субъекты права. Правоспособность. Юридические лица и физические лица.
6. Конституция РФ: понятие, структура, значение. Основные отличия конституции от других законов.
7. Основы конституционного строя РФ.
8. Основные права, свободы и обязанности человека и гражданина в РФ. Конституционный статус личности. Классификация прав и свобод. Международно-правовые документы, регулирующие права и свободы человека и гражданина.
9. Государственная и судебная защита прав и свобод человека и гражданина.
10. Суды и правоохранительные органы РФ.
11. Понятия и виды правонарушений. Основные виды правонарушений. Девиантное и деликвитное поведение.
12. Понятие и виды юридической ответсвенности в законодательстве РФ. Особенности уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой и материальной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних.
13. Правосознание: понятие, структура, виды. Правовая структура общества. Влияние правосознания на развите правовой культуры общества.

6. Духовная сфера.
1. Происхождение и значение понятия «культура». Элементы культуры общества. Роль культурного наследия в сохранении общественных ценностей и традиций.
2. Культурные нормы и мораль. Основные требования и ценности общественной морали.
3. Виды культуры: элитарная, массовая, народная и субкультура. Контркультура. Доминирующая культура. Роль молодёжи в формировании и изменении культуры общества.
4. Религия. Основные мировые религии. Их роль в современном обществе. Веротерпимость. Толе-рантность.
5. Искусство, как форма духовной культуры. Влияние искусства на развитие современного общества и мироощущуение человека.
6. Образование. Задачи и истрические формы образования. Элементы образовательной системы. Попытки реформы образования в РФ.
7. Наука. Классификация научных направлений. Основные достижения, направления и перспективы.

7. Познание.
1. Познавательная деятельность человека.
2. Истина и её критерий.
3. Научное познание.
4. Ненаучное познание.
5. Социальное познание и самопознание.

Консультации по внеаудиторной работе осуществляются по электронной почте «преподаватель — слушатель» (метод интерактивного обучения).
Рабочая программа предполагает использование на занятиях по обществознанию печатных пособий (учебники, хрестоматии, рабочие тетради, словари, справочники, дидактические материалы, варианты экзаменационных работ прошлых лет, контрольные измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ и т.д.), а также внедрение в процесс обучения инновационные технологий (использование Интернет-ресурсов).
Тренировочные, обучающие, контрольные задания направлены на усвоение и закрепление теоретического материала, необходимого для сдачи ЕГЭ по обществознанию при поступлении в высшие учебные заведения.

Рекомендации по подготовке.
Для успешной подготовки к ЕГЭ необходимо усвоить материал по обществознанию, придерживаясь изложенного плана. При изучении обратить особое внимание на термины и определения основных понятий курса, знание которых должно быть продемонстрировано в ответах на задания.
Для актуализации ответов на задания ЕГЭ необходимо быть в курсе событий, происходящих в мире и в нашей стране, для чего следует регулярно следить за публикациями в СМИ и других источниках информации.
Для закрепления и систематизации знаний по курсу обществознания при завершении изучения каждого раздела плана необходимо завершить его выполнением заданий по данной теме из сборника заданий и типовых вариантов «ЕГЭ 2011 год» ФИПИ.

Умными быть модно. И полезно! Мы всегда готовы помочь! Удачи!

Список литературы, рекомендуемый при подготовке к ЕГЭ по обществознанию:
1. Базовый учебник «Человек и общество», 10-11 классы под редакцией Боголюбова Л.Н. и Лазебниковой А.Ю. Москва, Просвещение.«ЕГЭ 2013 год».
2. Обществознание. Самое полное издание типовых вариантов заданий. Разработано ФИПИ. АСТ «Астрель». Москва. Автор-составитель Котова О.А., Лискова Т. Е. 2011 год.
3. «Обществознание в вопросах и ответах» под редакцией Горбачёва В.Г. И Лупоядова В.Н.
г. Брянск, 2009 г.
4. «Универсальные материалы для подготовки учащихся». Обществознание. «Интеллект-центр» 2010 г. Составители Рудковская Е.Л. и Лискова Т. Е. ФИПИ.
5. «Экзамен на пять». Обществознание. А.А. Двигалёва. Санкт-Петербург, 2009 г.
6. «Экзамен по естествознанию, конспекты ответов». НТЦ «Университетский», АЙРИС ПРЕСС, Москва, 2006 г