ЕГЭ по литературе | Факультет довузовской подготовки МГГУ им. М.А.Шолохова

ЕГЭ по литературе

Контакты

Телефон: +7 (495) 358-4017

E-mail: legko-ege@mail.ru

Наш адрес: Москва, ул. Краснодарская, д. 59

Как добраться: от метро «Люблино» (поледний вагон из центра, 5 минут пешком)

Часы работы:
— будни с 9.00 до 17.00
— воскресенье с 9.30 до 14.00

12554

Мы всегда на связи с Вами!

Ждём Ваших звонков

без перерывов и без выходных,

с 10.00 до 22.00

по телефону:

+7 (964) 764-4342

Фотогалерея

ЕГЭ по литературе – один из наиболее сложных экзаменов. Подготовка к ЕГЭ по литературе – трудоемкий процесс, включающий в себя целый комплекс педагогических приемов и методик преподавания и подготовки. В целом, ЕГЭ по литературе 2015 направлен на комплексную оценку знаний учащегося, полученных на протяжении всего периода изучения школьной программы по литературе. Поэтому фактически, подготовка к ЕГЭ по литературе постепенно проводится в ходе всех лет обучения литературы в школе, поскольку качественно подготовиться к этому сложному экзамену за несколько дней или недель невозможно. Это связано с прочтением большого количества литературных произведений и получения навыков их анализа.

Структура ЕГЭ по литературе 2015

В экзаменационной работе выделены две части и принята сквозная нумерация заданий. КИМ включает в себя 17 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

В части 1 предлагается выполнение заданий, включающих вопросы к анализу литературных произведений. Проверяется умение выпускников определять основные элементы содержания и художественной структуры изученных произведений (тематика и проблематика, герои и события, художественные приемы, различные виды тропов и т. п.), а также рассматривать конкретные литературные произведения во взаимосвязи с материалом курса.

Часть 1 включает в себя два комплекса заданий. Первый комплекс заданий относится к фрагменту эпического, или лироэпического, или драматического произведения: 7 заданий с кратким ответом (1–7), требующих написания слóва, или словосочетания, или последовательности цифр, и 2 задания с развёрнутым ответом в объёме 5–10 предложений (8, 9). Второй комплекс заданий относится к лирическому произведению: 5 заданий с кратким ответом (10–14) и 2 задания с развернутым ответом -в объеме 5–10 предложений (15, 16).

Часть 2 работы требует от участников ЕГЭ написания полноформатного развернутого сочинения на литературную тему (таким образом, к отработанному в части 1 литературному материалу добавляется еще один содержательный компонент проверяемого курса). Выпускнику предлагаются 3 вопроса (17.1–17.3), охватывающих важнейшие вехи отечественного историко-литературного процесса: 17.1 – по произведениям древнерусской литературы, классики XVIII в. и первой половины XIX в.- 17.2 – по произведениям второй половины XIX в.- 17.3 – по произведениям XX в. Выпускник выбирает только один из вопросов и дает на него ответ в форме сочинения, обосновывая свои суждения обращением к произведению (по памяти).

Продолжительность ЕГЭ по литературе

Продолжительность ЕГЭ по литературе – 235 мин. Рекомендуется 2 часа отвести на выполнение заданий части 1 (анализ фрагмента эпического (драматического, лироэпического) произведения и стихотворения)- остальное время – на выполнение задания части 2.

Изменения в КИМ ЕГЭ 2015 года в сравнении с 2014 годом

Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей (части 1 и 2 КИМ 2014 г. объединены в одну часть). Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.


Программа по литературе для слушателей подготовительных курсов МГГУ им. М.А. Шолохова составлена в соответствии с документами, определяющими содержание экзаменационной работы:
1. Обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету (Приказ Минобразования России №1236 от 19.05 1998 г.).
2. Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования по предмету (Приказ Минобразования России № 56 от 30.06.1999 г.).
3. Примерная программа по литературе для основной и средней общеобразовательной школы (допущено Департаментом общего среднего образования Минобразования России 2001 г.).
4. Требования к уровню подготовки выпускников основной и средней (полной) школы (допущено Департаментом общего среднего образования 2001 г.).
5. Федеральный компонент государственных общеобразовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (утверждён приказом Минобразования России № 1089 от 05.03.2004 г.).
6. Примерные программы по литературе основного и среднего (полного) общего образования (сайт Минобрнауки России http:// www.mon.gov.ru).

Цель занятий по литературе на подготовительных курсах – обеспечить подготовку выпускников 11-х классов общеобразовательных учреждений к успешной сдаче государственной аттестации и зачисления в высшие учебные заведения.

Структура занятий на подготовительных курсах обусловлена спецификацией экзаменационной работы по литературе, поэтому настоящая программа составлена с учетом:
1. Рационального использования времени (на часть 1– не более двух часов, на часть 2 – два часа).
2. Соответствия темы каждого занятия тематическому плану-
3. Соответствия тренировочных заданий заданиям в экзаменационной работы
4. Индивидуальных особенностей слушателей.

Основой литературы как учебной дисциплины является чтение и изучение художественных произведений. Кроме того, важным компонентом содержания литературного образования является теоретико- и историко-литературные знания, а также знания о языке художественных произведений, что является частью экзаменационной работы. Поэтому рабочая программа по литературе на подготовительных курсах призвана обеспечить комплексное повторение слушателями содержательной стороны курса (истории и теории литературы), а также необходимый комплекс умений по предмету:

  • воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике-
  • выделять смысловые части художественного текста-
  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику произведения, давать характеристику героев-
  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении-
  • анализировать и оценивать изученное произведение как художественное единство-
  • применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения, объяснять связь произведения со временем написания и нашей современностью-
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением-
  • выражать своё отношение к прочитанному в форме письменного высказывания на литературную тему.

Программа соответствует основным содержательным разделам учебного предмета «Литература». Объём содержания курса литературы на подготовительном отделении представлен в виде 9 разделов согласно Кодификатору элементов содержания по литературе для составления контрольных измерительных материалов ЕГЭ.
1 раздел – «Сведения по теории и истории литературы». Раздел предполагает повторение и систематизацию литературоведческих терминов и понятий.
2 раздел – работа по подготовке к сочинению (требования к самостоятельному полноформатному тексту на литературную тему).
3 — 8 разделы – повторение содержания и анализ произведений художественной литературы в соответствии с различными литературными эпохами:
— из древнерусской литературы-
— из литературы 18 века-
— из литературы первой половины 19 века-
— из литературы второй половины 19 века-
— из литературы конца 19-начала 20 века-
— из литературы первой половины 20 века-
— из литературы второй половины 20 века.

Содержание рабочей программы предусматривает межпредметные связи с общеобразовательными дисциплинами (русский язык, русский язык и культура речи, история). Так, например, связь с дисциплиной «Русский язык» поможет будущему абитуриенту избежать орфографических и пунктуационных ошибок, нарушений языковых норм при выполнении части 2. Для реализации межпредметных связей программой предусмотрены интегрированные задания. Их цель: усилить внимание студентов к содержанию текста, его художественному своеобразию, постановке проблемы, способствовать развитию мотивации к составлению собственных высказываний.

Внеаудиторные задания, основанные на материале аудиторных занятий и нацеленные на раскрытие внутрипредметных связей, помогут слушателям научиться самостоятельно анализировать художественное произведение с точки зрения его композиции, идейно-художественного значения, актуальности, личного восприятия.

Тренировочные, обучающие, контрольные задания направлены на усвоение и закрепление теоретического материала и, в конечном итоге, на успешную сдачу ЕГЭ и построены с учётом требований к экзаменационной работе. Так, задания части 1 требуют от слушателей умения анализировать и интерпретировать эпическое или лирическое произведение, используя сведения по истории и теории литературы (жанровая и родовая соотнесенность, принадлежность к литературному направлению), закрепляют умение выделять черты школ и течений, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь, особенности стиля автора. Задания части 2 закрепляют навыки анализа сцены или отрывка изученного произведения, умение определять его связь с проблематикой творчества писателя, составлять письменное высказывание на литературную тему.
Программой предусмотрено использование на занятиях печатных пособий (тексты художественных произведений, учебники, хрестоматии, рабочие тетради, словари, справочники, дидактический материал и т.д.), ТСО (в том числе аудиовизуальные средства обучения), компьютерные программы, а также внедрение в процесс обучения инновационных технологий (консультации преподавателя по электронной почте).

Контроль за самостоятельной работой проводится в виде проверки самостоятельных (домашних и аудиторных) работ, кратких ответов ограниченного объёма, тестов, сочинений.

Рабочая программа рассчитана на 128 часов. Из них контрольная промежуточная работа в формате ЕГЭ – 4 часа, итоговая контрольная работа в формате ЕГЭ – 4 часа.

Список литературы, рекомендуемый при подготовке к ЕГЭ по дисциплине:
1. Агеносов В.В. и др. Русская литература 20 века. Учебник. Ч.1, 2. 11 кл. М., «Дрофа», 2006.
2. Зинин С.А. ЕГЭ. Сведения о теории и истории литературы. – М., «Астрель», 2011.
3. Коровин В.И. Русская литература 19 века. 10-11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый и профильный уровни. В 2 частях. М., «Просвещение», 2006.
4. Кутузов А.Г. и др. В мире литературы. Учебник.Ч. 1, 2. 10 кл. М., «Дрофа», 2005.
5. Лебедев Ю.В. Русская литература 19 в. 10 кл. В 2 частях. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2006.
6. Литература. Учебник под ред. Г.А. Обернихиной. М., «Академия», 2008.
7. Родин И.О. Сочинения: 10-11 класс, М., 2007.
8. Родин И.О. Сочинения для абитуриентов и школьников. Анализ лирического произведения. М., «Астрель», 2007.
9. Русская литература 19 в. Под ред. Г.Н. Ионина. Ч. 1, 2. 10 кл. М., «Мнемозина», 2006.
10. Русская литература 19 в. Под ред. Ю.И. Лыссого. Учебник-практикум. М., «Мнемозина», 2005.
11. Русская литература 20 века. 11 кл. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. Журавлёва В.П., 2 части, «Просвещение», 2006.
12. Словарь литературных терминов.
13. Типовые варианты заданий по литературе (ЕГЭ). Федеральный институт педагогических измерений. М., «Астрель», 2012, 2013.