ЕГЭ по истории

ЕГЭ по истории России дает возможность определить, насколько учащиеся изучили и усвоили государственные стандарты основного общего и среднего (или полного) общего образования. Одновременно ЕГЭ по истории 2015 – это возможность в дальнейшем поступить в средние и высшие профессиональные учебные заведения.
Что же необходимо знать при подготовке к ЕГЭ по истории?

ЕГЭ по истории 2015 охватывает материал по истории России с древности по настоящее время с включением элементов всеобщей истории (история войн, дипломатии, культуры, экономических связей и т.п.) -В работу включены задания всех уровней сложности — базовый, повышенный и высокий уровень. Они расположены в возрастающем порядке: от простых заданий к более сложным заданиям.

Подготовка к ЕГЭ по истории – это, в первую очередь, ознакомление с требованиями Министерства образования РФ, предъявляемыми к выпускникам школ, и их неукоснительное выполнение.

Структура ЕГЭ по истории 2015

Каждый вариант экзаменационной работы состоит из двух частей и включает в себя 40 заданий, различающихся формой и уровнем сложности.

Часть 1 содержит 34 задания с кратким ответом. В экзаменационной работе предложены следующие разновидности заданий с кратким ответом:

– задания на выбор и запись одного или нескольких правильных ответов из предложенного перечня ответов-
– задания на определение последовательности расположения данных элементов-
– задания на установление соответствия элементов, данных в нескольких информационных рядах-
– задания на определение по указанным признакам и запись в виде слова (словосочетания) термина, названия, имени, века, года и т.п.-

Ответ на задания части 1 дается соответствующей записью в виде цифры или последовательности цифр, записанных без пробелов и разделительных символов- слова или словосочетания (также записывается без пробелов и разделительных символов).

Часть 2 содержит 6 заданий с развернутым ответом, выявляющих и оценивающих освоение выпускниками различных комплексных умений.

35–37 – комплекс заданий, связанных с анализом исторического источника (проведение атрибуции источника- извлечение информации- привлечение исторических знаний для анализа проблематики источника, позиции автора).
38–40 – задания, связанные с применением приемов причинно-следственного, структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа для изучения исторических процессов и явлений.

Продолжительность ЕГЭ по истории

На выполнение экзаменационной работы по истории отводится 210 минут.
Примерное время выполнения отдельных заданий составляет:
1) для каждого задания части 1 – 1–7 минут-
2) для каждого задания части 2 – 5–20 минут.

Изменения в КИМ 2015 года по сравнению с КИМ 2014 года

Изменена структура варианта КИМ: каждый вариант состоит из двух частей. Задания в варианте представлены в режиме сквозной нумерации без буквенных обозначений А, В, С.

Изменена форма записи ответа на каждое из заданий 1-21: в КИМ 2015 г. требуется записывать цифру, соответствующую номеру правильного ответа. Периодизация разделов работы приведена в соответствие с Историко-культурным стандартом (третий раздел начинается с 1914 г., а не с 1917 г., как было ранее).

С целью реализации требований, заложенных в Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории и Историко-культурный стандарт, к имеющимся заданиям добавлено еще одно задание на проверку знания фактов героизма советских людей в годы Великой Отечественной войны (задание 15).

С целью оптимизации проверки знаний по истории России XX в. добавлено задание на умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа по периодам 1914–1941 гг. и 1945–1991 гг. (19). Из работы исключены два задания на знание основных фактов, процессов, явлений по периодам VIII–XVII вв. и XVIII – середина XIX в. (А2 и А7 по нумерации 2014 г.). Аналогичные задания 1 и 5 (А1 и А6 по нумерации 2014 г.) в работе сохранены. Уточнены формулировки заданий 39 и 40 и критерии оценивания задания 40.

Программа по истории России для слушателей подготовительных курсов МГГУ им. М.А. Шолохова -составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта (приказ Минобразования России от 05.03. 2004 г. № 1089).

Целевой направленностью программы является:

  • знакомство абитуриентов с историей как академической наукой-
  • систематизация знаний, полученных в школе-
  • закрепление умений и навыков, необходимых для успешной сдачи единого государственного экзамена по предмету.


Программа
содержит введение, 16 тем, включающих весь объем школьного курса «История России».

Введение. Предыстория народов России.
Появление человека на территории Восточной Европы. Человек и ледник. Люди во времена палеолита. Послеледниковый период. Мезолит. Неолитическая революция. Родовые общины скотоводов и земледельцев.
Освоение металла. Становление классового общества и государственности народов нашей страны. Античные города- государства в Северном Причерноморье. Скифы и сарматы.
Великое переселение народов. Готы. Гунны. Народы нашей страны на рубеже I тыс. н.э.

Тема 1. Восточные славяне в VI – IX вв. и их соседи. Образование Древнерусского государства.
Источники, рассказывающие о происхождении восточных славян. Заселение территории нашей страны. Племенные союзы восточных славян в VI-IX вв. Хозяйство и общественный строй. Религия. Соседи славян. Отношение славян с другими народами. Предпосылки образования государства. Концепции происхождения государства у восточных славян.

Тема 2. Киевская Русь в конце IX – в начале XII века.
Этапы объединения восточных славян. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси. Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Принятие христианства. Первый сборник законов «Русская Правда». Борьба между сыновьями и потомками Ярослава Мудрого за великокняжескую власть. Тенденции к раздробленности. Любечский съезд князей. Княжеские усобицы. Владимир Мономах. Распад Киевского государства в начале XII в.

Тема 3. Русь удельная.
Понятие «феодальная раздробленность», «удельная Русь». Причины и периодизация феодальной раздробленности. Особенности ее начального периода.
Характеристика развития Северо-восточной, Юго-западной земель, Новгородской боярской республики.
Положительные и отрицательные стороны феодальной раздробленности.

Тема 4. Культура Руси IX – XII вв.
Условия и процесс зарождения культуры Руси. Письменность. Грамотность. Школа. Летописание. «Повесть временных лет». Летописец Нестор. Памятники письменности. Развитие архитектуры в Киевской Руси. Иконопись, фрески, мозаика. Материальная культура. Строительное дело. Ремесло.

Тема 5. Русь в XIII – XV вв.
Монголо-татарское вторжение на Русь. Натиск с северо-запада. Ордынское владычество на Руси. Народные восстания.
Русские земли в составе Великого княжества Литовского.
Борьба за политическую гегемонию в Северо-Восточной Руси.
Процесс объединения русских земель вокруг Москвы в XIV – XV вв. Освобождение от ордынского владычества. Складывание Российского централизованного государства в конце XV – начале XVI века.

Тема 6. Россия в XVI в.
Социально-экономическое развитие России: сельское хозяйство, развитие городов, ремесла, торговли, расширение поместного землевладения
Правление Василия III. Присоединение Пскова, Смоленска, Рязани, вхождение нерусских народов в состав Российского государства. Московское государство в системе международных отношений. Теория «Москва – Третий Рим».
Россия при Иване Грозном. Принятие царского титула, его значение. Складывание сословно-представительной монархии. Земские Соборы. Избранная Рада. Реформы Избранной Рады. Опричнина, её цели, итоги.
Расширение территории России в XVI веке: завоевания и колонизационные процессы. Ливонская война.

Тема 7. Русская культура в XIV – XVI веках.
Влияние монголо-татарского ига на развитие культуры. Памятники письменности о борьбе с монголо-татарами.
Строительство Москвы. Белокаменный Кремль эпохи Дмитрия Ивановича Донского. Перестройка Кремля при Иване III в конце XV века Соборы Кремля.
Развитие иконописи. Феофан Грек. Андрей Рублев.
Возникновение книгопечатания.
Русская православная церковь. Антицерковные настроения. Еретики- вольнодумцы.
Устное народное творчество.
Архитектура.

Тема 8. Россия в конце XVI – начала XVII вв.
Смута конца XVI – начала XVII вв. (причины, сущность, последствия). Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстание И.И. Болотникова (1606-1607). Первые Романовы.

Тема 9. Россия в XVII веке после Смуты.
Ликвидация последствий Смуты. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образования мануфактур. Самодержавие. Соборное уложение 1649 г. Система крепостного права (основные этапы закрепощения крестьян).
Внешняя политика России в XVII в.
Церковный раскол. Социальные движения. Крестьянская война под предводительством Степана Разина в 1670-1671 гг.

Тема 10. Культура России в XVII веке.
Особенность культуры XVII века. Школа и образование. Первое высшее учебное заведение Славяно-греко-латинское училище.
Устное народное творчество.
Развитие научных знаний. Географические открытия.
Деревянное и каменное зодчество.
Усиление культурных связей с Западной Европой.

Тема 11. Россия в первой половине XVIII в.
Петровские преобразования. Абсолютизм. Северная война. Провозглашение империи. Дворцовые перевороты.
Внешняя политика.

Тема 12. Россия во второй половине XVIII века.
Правление Екатерины Великой. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.
Экономика России второй половины XVIII в. Господство крепостного права и зарождение капиталистических отношений.
Восстание под предводительством Е. Пугачева (1773-1775 гг.).
Россия в войнах второй половины XVIII в.

Тема 13. Культура России в XVIII веке.
Особенности развития русской культуры. Образование и наука. Русские изобретатели (И. Ползунов и И. Кулибин). Книжное дело и печать. Литература. Открытие театра Ф. Волковым в Ярославле.
Общественно-политическая мысль и публицистика. Просветительская идеология Н. Новикова. Революционная идеология А.Радищева.
Архитектура. Живопись. Скульптура.
Русская православная церковь. Феофан Прокопович. Преследование вольнодумцев, старообрядцев, сектантов. Секуляризация церковных владений. Превращение духовенства в привилегированное сословие.

Тема 14. Россия в XIX веке.
Внутренняя политика Александра I. М.М. Сперанский.
Отечественная война 1812 года. Заграничный поход русской армии. Венский конгресс. Священный союз.
Отход Александра I от реформаторских замыслов. А.А. Аракчеев, архимандрит Фотий. Наступление реакции. Военные поселения. Движение декабристов.
Внутренняя политика Николая I. А.А. Аракчеев. М.М. Сперанский (кодификация законов). Рост чиновничьего аппарата. Деятельность третьего отделения. Общественное движение в 1930-1950 гг.
Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота.
Крымская война (1853-1855).
Эпоха Александра II. Крестьянская реформа (причины, положения, итоги, историческое значение). Реформы 1860-1870 гг.: земская, городская, судебная, военная, финансовая, цензурная, образования. Личность Александра II. Авторы реформ.
Внешняя политика России в 60-70-е гг. XIX в. Международное положение России после Крымской войны. Канцлер А.М. Горчаков и восстановление прав России на Черном море. Айгунский и Пекинский договоры с Китаем. Россия и освободительная борьба славянских народов. Русско-турецкая война 1877-1878 гг. и освобождение Болгарии. Присоединение Средней Азии к России.
Общественно-политическое движение в годы правления Александра II.
Александр III. Первая всеобщая перепись населения. Политика контрреформ. К.П.Победоносцев. Капиталистические отношения в промышленности и сельском хозяйстве. Промышленный подъем 90-х гг. и деятельность С.Ю. Витте.
Рабочий класс России. Ухудшение положения в деревне: демографический взрыв и мировой сельскохозяйственный кризис.
Восточный вопрос во внешней политике Российской империи. Россия в системе военно-политических союзов.
Культура России в XIX веке. Просвещение и наука. Русские путешественники. Градостроительство. Архитектура. Живопись. Музыка. Русская литература. Книгоиздательское дело. Театры России. Музеи. Храмы. Русская православная церковь.

Тема 15. Россия в XX веке.
Россия в 1900-1916 гг.
Россия в начале XX века: нарастание экономических и социальных противоречий.
Идейные течения, политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Русско-японская война. Революция 1905-1907 гг. Думская монархия.
Реформы П.А. Столыпина. Россия в Первой мировой войне.
Россия в 1917-1922 гг.
Февральская революция 1917 года. Деятельность Временного правительства и Советов. Октябрьские события 1917 года, приход к власти большевиков и установление однопартийной диктатуры.
Гражданская война. Интервенция. Политика «военного коммунизма». Итоги Гражданской войны.
Советская Россия, СССР в 1920-е – 1930-е гг.
Новая экономическая политика.
Образование СССР. Выбор путей объединения. Национально-государственное строительство.
Партийные дискуссии о путях и методах построения социализма в СССР. Культ личности И. В. Сталина. Массовые репрессии. Конституция 1936 г.
Причины свертывания новой экономической политики. Индустриализация, коллективизация.
«Культурная революция». Идеологические основы советского общества и культура в 20-30-е гг.
Внешнеполитическая стратегия СССР 20-30-х гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.
Великая Отечественная война 1941-1945 гг.
Причины и этапы Великой Отечественной войны. Главные сражения. Героизм советских людей в годы войны. Партизанское движение. Геноцид на оккупированных территориях. Тыл в годы войны. Идеология и культура в годы войны.
СССР в антигитлеровской коалиции.
Роль СССР во Второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира. Итоги Великой Отечественной войны.
СССР в 1945-1991 гг.
СССР в первое послевоенное десятилетие. Восстановление экономики. Идеологические кампании конца 1940-х гг.
XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Экономические реформы конца 50-х – начала 60-х гг.
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Конституция 1977 года. Попытки модернизации советской экономики и политической системы в 80-е гг. Политика перестройки и гласности. «Новое политическое мышление». События августа 1991 г. Беловежские соглашения 1991 г. и распад СССР.
Внешняя политика СССР во второй половине XX века. «Холодная война»: основные этапы и события.
Особенности развития советской культуры в 1950-х – 1980-х гг.

Тема 16. Россия в 1992 – 2013 гг.
Становление новой российской государственности. События 1993 г. Принятие Конституции 1993 г. Переход к рыночной экономике. Политическое, экономическое, национальное, культурное развитие современной России.
Россия в мировых интеграционных процессах и формирующейся современной международно-правовой системе.

Консультации по внеаудиторной работе осуществляются по электронной почте «преподаватель — слушатель» (метод интерактивного обучения).

Рабочая программа предполагает использование на занятиях по истории России печатных пособий (учебники, хрестоматии, рабочие тетради, словари, справочники, дидактические материалы, варианты экзаменационных работ прошлых лет, контрольные измерительные материалы для подготовки к ЕГЭ и т.д.), а также внедрение в процесс обучения инновационные технологий (использование Интернет-ресурсов).

Тренировочные, обучающие, контрольные задания направлены на усвоение и закрепление теоретического материала, необходимого для сдачи ЕГЭ по истории при поступлении в высшие учебные заведения.

Список литературы, рекомендуемый при подготовке к ЕГЭ по истории:
1. Алексеев В.П. История первобытного общества /В.П. Алексеев, А.И. Першиц. – М., 2002.
2. Алексеев Ю.Г. Освобождение Руси от ордынского ига /Ю.Г. Алексеев. – Л., 1989.
3. Анисимов Е.В. Россия в XVIII – первой половине XIX века / Е.В. Анисимов, А.Б. Каменский. – М., 1994. Андреев И.Л. Алексей Михайлович / И.Л. Андреев. – М., 2003.
4. Барг М.А. Эпохи и идеи. Становление историзма / М.А. Барг. – М., 1987.
5. Белякова Г.С. Славянская мифология / Г.С. Белякова. – М., 1995.
6. Блок М. Апология истории, или Ремесло историка /М. Блок. – М., 1987.
7. Борисов Н.С. Иван III / Н.С. Борисов. – М., 2000.
8. Борисов Н.С. Сергий Радонежский / Н.С. Борисов. – М., 2001.
9. Боханов А.Н. Николай II / А.Н. Боханов. – М., 1997.
10. Брандт М.Ю. Введение в историю / М.Ю. Брандт, Л.М. Ляшенко. – М., 1994.
11. Бродель Ф. Время мира: Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV–XVIII вв. В 3 т. / Ф. Бродель. – М., 1991. – Т. 3.
12. Буданова В.П. Готы в эпоху Великого переселения народов / В.П. Буданова. – М., 1990.
13. Булдаков В.П. Красная смута / В.П. Булдаков. – М., 1997.
14. Бушуев С.В. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: IX-XVI вв. / С.В. Бушуев. — М., 1991.
15. Бушуев С.В., Миронов Г.Е. История государства Российского: Историко-библиографические очерки: XVII–XVIII вв. / С.В. Бушуев, Г.Е. Миронов. – М., 1994.
16. Быстрова И.В. Военно-промышленный комплекс СССР в годы «холодной войны». (вторая половина 40-х – начало 60-х годов) / И.В. Быстров. – М., 2000.
17. В борьбе за власть: страницы политической истории России XVIII в. – М., 1988.
18. Вайль П. 60-е. Мир советского человека / П. Вайль, А. Генис. – М., 2001.
19. Введение христианства на Руси. – М., 1987.
20. Великие пастыри России. – М., 1999.
21. Великие русские люди. – М., 1995.
22. Верт Н. История советского государства. 1900–1991 /Н. Верт. – М., 1992.
23. Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. – М., 2002.
24. Галкина Е.С. Кочевая периферия восточных славян и Руси (этнополитические процессы) / Е.С. Галкина, А.М. Родригес. – М., 2003.
25. Гачев Г. Ментальности народов мира / Г. Гачев. – М., 2003.
26. Горский А.А. Москва и Орда / А.А. Горский. – М., 2005.
27. Данилевский Н.И. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX–XII вв.) / Н.И. Данилевский. – М., 1999.
28. Данилевский Н И. Русские земли глазами современников и потомков (XII-XIV вв.) / Н.И. Данилевский. — М., 2000.
29. Данилевский Н.Я. Россия и Европа: взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому / Н.Я. Данилевский. – М., 1995.
30. Данилов А.А. Рождение сверхдержавы: СССР в первые послевоенные годы / А.А. Данилов, А.В. Пыжиков. – М., 2002.
31. Данилов А.А. Россия в 90-е гг. ХХ в. / А.А. Данилов, А.В. Пыжиков. – М., 2002.
32. Кириллов В.В. Отечественная история в схемах и таблицах. — М.: Изд-во ЭКСМО, 2009.
33. Кириллов В.В. История России с древнейших времён до наших дней. — М., 2011.
34. Орлов А.С. Георгиев В.А. и др. История России. – Москва: Проспект, 2011.
35. Орлов А.С., Полунов А.Ю., Щетинов Ю.А. Пособие по истории Отечества для поступающих в вузы. М., 1993.
36. Пособие для подготовки к ЕГЭ и централизованному тестированию. Изд. «Экзамен», Москва 2008.
37. Соловьев К.А. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории России. – М.: ВАКО, 2008.

Тренировочные материалы:
1. ЕГЭ 2013, История: сборник экзаменационных заданий (ФИПИ)/ Авт.-сост. Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова, Я.В. Соловьев.- М.: Эксмо, 2013.
2. ЕГЭ 2013. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ (ФИПИ): История/ авт.-сост. Я. В. Соловьев, Е.А. Гевуркова, Л.И. Ларина, В.И. Егорова. – М.: АСТ: Астрель, 2013.
3. Гевуркова Е.А. История России. Подготовка к ЕГЭ 2014. Вступительные испытания/ Е.А. Гевуркова, Я.В. Соловьев, М.Н. Зуев, Ю.И. Максимов. – М.: Издательство «Экамен», 2013.