050110 Филологическое образование (форма обучения-заочная). Высшее профессиональное — образование. Срок обучения-5 лет.
Кафедра русской и зарубежной филологии является основным учебно-научным структурным подразделением Дербентского филиала, осуществляющим учебную, научно-методическую работу по нескольким родственным дисциплинам, научные исследования, а также подготовку научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.
Заведует кафедрой — кандидат филологических наук, старший преподаватель Шилханова Аида Набиевна. -e-mail: —aidash_1965@mail.ru
В состав кафедры входят -6 преподавателей, из которых 1 профессор, доктор филологических наук, Баширова Маида Алимирзаевна- 3 кандидата наук, 2 старших преподавателя.
На кафедре трудятся высококвалифицированные специалисты, имеющие большой стаж педагогической работы в различных образовательных учреждениях. Кафедра обеспечивает чтение лекций, проведение практических и лабораторных занятий по дисциплинам кафедры.
Кафедра имеет тесные контакты с лучшими школами города, где студенты во время прохождения практики изучают и обобщают передовой опыт ведущих учителей школ города.
Заведующая кафедрой ставит перед коллективом в качестве главной задачи создание мотивации учения, коррекцию образовательной деятельности студентов и обеспечение объективности оценки знаний. Кафедра направляет свои усилия на обеспеченность студентов учебно-методической литературой.
Педагогический состав кафедры:
—
Шилханова Аида Набиевна — кандидат филологических наук, возглавляет кафедру русской и зарубежной филологии. Начала свою трудовую деятельность в 1987 году учителем иностранного языка. С 2003 — года работала преподавателем Дербентского филиала ДГПУ. С 2007 года возглавляла кафедру иностранных языков. С 2012 года является заведующей кафедры русской и зарубежной филологии Дербентского филиала МГГУ им. М.А.Шолохова.Была удостоена ордена «Элита образования».
Преподаваемые дисциплины:
Методика внеклассного чтения, история русской литературы, всемирная литература, русский язык и культура речи, история зарубежной литературы, техника выразительного чтения, актуальные проблемы литературоведения.
Повышение квалификации:
- В 2013 г. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС» в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» г. Москва.
—
- В 2014 г. — краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Совершенствование коммуникативной компетенции преподавателя вуза» в ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва.
—
- В 2014 г.- краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Компетентностный подход к разработке и реализации профессиональных образовательных программ в вузе» в —ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» (Академия Пастухова) г. Ярославль.
—
- В 2014 г. — краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Инновационные и активные методы обучения» в —ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» (Академия Пастухова) г. Ярославль.
Баширова Маида Алимирзаевна —— доктор филологических наук, профессор. Закончив Дагестанский государственный педагогический институт, с 1993 года работала преподавателем русского языка и литературы в Дербентском педагогическом колледже. В 1996 приглашена старшим преподавателем на кафедру русского языка и литературы Дербентского филиала ДГПУ. В 1999 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Награждена значком «Отличник народного образования», «Элита науки». В 2005 году защитила докторскую диссертацию. С 2010 года работает на кафедре русской и зарубежной филологии Дербентского филиала МГГУ им. М.А.Шолохова. Баширова Маида Алимирзаевна большое внимание уделяет формированию профессиональных умений и навыков, используя на занятиях различные приемы и методы: создание и размещение проблемных ситуаций. Баширова Маида Алимирзаевна — автор 3 монографий, 50 научных статей и методических пособий для студентов филологического факультета и начальных классов.
Преподаваемые дисциплины:
Теоретические основы начального языкового образования, трудные вопросы практики обучения русскому языку, трудные вопросы фонологии. морфемики, словообразования.
Повышение квалификации:
- В 2014 г. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Совершенствование коммуникативной компетенции преподавателя вуза» в ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва.
Асланбекова Дженнет Бадрутдиновна
Кандидат филологических наук, старший преподаватель. В 2004 году завершила Дагестанский государственный педагогический университет. С 2003 года работала методистом учебной части Дербентского филиала ДГПУ. В 2004 году поступила в аспирантуру Дагестанского государственного педагогического университета. В 2007 году решением диссертационного совета Дагестанского государственного педагогического университета присуждена ученая степень кандидата филологических наук. С 2011 года работает старшим преподавателем кафедры русской и зарубежной филологии Дербентского филиала МГГУ им. М.А.Шолохова.
Преподаваемые дисциплины:
Современный русский литературный язык, стилистика, основы языкознания, методика обучения русскому языку. —
Повышение квалификации:
- В 2013 г. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС» в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» г. Москва.
—
- В 2014 г. — краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Совершенствование коммуникативной компетенции преподавателя вуза» в ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва.
—
- В 2014 г.- краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Компетентностный подход к разработке и реализации профессиональных образовательных программ в вузе» в —ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» (Академия Пастухова) г. Ярославль.
—
- В 2014 г. — краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Инновационные и активные методы обучения» в —ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» (Академия Пастухова) г. Ярославль.
—
Гаджиева Зумруд Магомедовна -– кандидат филологических наук, старший преподаватель. В 1970 году завершила Дагестанский государственный университет им. В.И.Ленина. С апреля 1974 работала в районном отделе народного образования. С 1998 года работает старшим преподавателем кафедры русского языка и литературы Дербентского филиала ДГПУ. В 2006 году награждена знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации» за заслуги в области образования. В 2007 году решением диссертационного совета Дагестанского государственного педагогического университета присуждена ученая степень кандидата филологических наук. С 2010 года является старшим преподавателем кафедры русской и зарубежной филологии Дербентского филиала МГГУ им. М.А.Шолохова. Гаджиевой З.М. разрабатываются комплексные темы, актуальные проблемы русской и сопоставительной филологии, теории и методики обучения. Также разрабатывает авторские спецкурсы и спецсеминары. — —
Преподаваемые дисциплины: —
Методика обучения русскому языку, история отечественной литературы, литературоведение.
Повышение квалификации:
- В 2013 г. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Формирование культуроведческой компетенции учащихся на основе диалога культур на уроках русского языка и литературы в условиях внедрения ФГОС» в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» г. Москва.
—
- В 2014 г.- -краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Совершенствование коммуникативной компетенции преподавателя вуза» в ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва.
—
Алиева Зумрият Султаналиевна —
В 1988 году получила диплом Дагестанского государственного университета им. В.И.Ленина.
С 1987 года работала учителем в школе г. Дербент.
С 2000 года работает специалистом управления образования.
В 2005 году присвоено почетное звание «Заслуженный Учитель Республики Дагестан»
С 2010 года является заведующей практикой Дербентского филиала Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.Общий стаж работы 30 лет. Педагогический стаж 30 лет. —
Повышение квалификации:
- В 2013 г. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования в ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова» г. Москва.
—
- В 2014 г.- -краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Совершенствование коммуникативной компетенции преподавателя вуза» в ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва.
—
- —В 2014 г.- краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Компетентностный подход к разработке и реализации профессиональных образовательных программ в вузе» в —ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» (Академия Пастухова) г. Ярославль.
—
- В 2014 г. — краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Инновационные и активные методы обучения» в —ФГБОУ ДПО «Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова» (Академия Пастухова) г. Ярославль.
—
Гюлахмедова Гюльбахар Мухуддиновна
В 1982 г. завершила Дагестанский государственный университет в г. Махачкала по специальности французский язык и литература.
С 2000 г. работает старшим преподавателем в Дербентском филиале Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова.
Общий стаж работы 27 лет. Педагогический стаж 18 лет. —
Преподаваемые дисциплины:
-Иностранный язык, иностранный язык для специальных целей.
—
Повышение квалификации:
- В 2014 г. прошла краткосрочные курсы повышения квалификации (72 ч.) по программе «Совершенствование коммуникативной компетенции преподавателя вуза» в ФГАОУ «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г. Москва.
Организация научно-исследовательской работы:
Современный преподаватель высшей школы — высококвалифицированный специалист, для которого научная деятельность — не личное дело, а непременное условие, закономерная необходимость.
Основными видами научно-исследовательской работы являются:
- выполнение тем основных направлений исследований-
- организация, проведение и участие в конференциях-
- публикации результатов НИР и издательская деятельность-
- организация работы СНО.
На кафедре много внимания уделяется научно-исследовательской работе студентов, проводимой как в рамках учебного процесса, так и во внеурочное время. Научно-исследовательская деятельность студентов способствует расширению и углублению их научных знаний, формированию научного мировоззрения, развитию творческих способностей, навыков исследовательских трудов и в конечном итоге – повышению качества подготовки специалистов.
Педагогическая практика:
Руководителем педагогической практики с 2010 года является опытный педагог, специалист РОНО, Алиева З.С.
В период педагогической практики студенты проводят многоаспектную учебную работу, внеклассные мероприятия, тестирование, готовят наглядные пособия. Многие студенты проходят практику в ведущих школах города Дербента, а также в школах района.
В ходе практики широко апробируются в образовательном процессе нетрадиционные формы проведения уроков. Студенты филологи проводят уроки-сказки, уроки-концерты, путешествия, диспуты и др.
Значительное место в педагогической практике отводится исследовательской работе студентов. Их эксперименты находят отражение в курсовых и творческих работах.
Цели и задачи педагогической практики:
Цели:
- знакомство с конкретными условиями профессиональной педагогической деятельности-
- закрепление полученных теоретических знаний по общепрофессиональным и специальным дисциплинам-
- овладение необходимыми методами, навыками и умениями по избранной специальности.
Задачи:
- изучение студентами-практикантами методик преподавания и педагогического опыта преподавателей факультетских кафедр-
- проведение различных типов занятий с использованием разработанных педагогических методов и приемов-
- развитие коммуникативных навыков-
- развитие у студентов-практикантов интереса к научно-исследовательской работе в области методики преподавания учебного предмета.
Воспитательная работа:
Обучение и воспитание – взаимосвязанные составляющие общей оценки университета. Воспитательная работа со студентами является важнейшей составной частью деятельности кафедры и каждого преподавателя и осуществляется непрерывно как в ходе учебной работы, так и во внеурочное время.
—
—
Основные направления воспитательной работы кафедры:
Процесс социализации личности студента в университете охватывает различные сферы жизнедеятельности общества и реализуется через следующие основные направления: духовно-нравственное- культурно-массовое- спортивно-оздоровительное- информационное.
Духовно-нравственное направление воспитательной работы:
Формирование высокой духовной и гражданско-нравственной позиции у студентов остается сегодня приоритетной задачей воспитательной политики вуза. Нравственное сознание и моральные качества личности являются основой социализации молодого поколения и служат главной целью воспитательной работы со студентами. В условиях трансформации российского общества система нравственности носит достаточно динамичный характер, так как на нее оказывают влияние моральные нормы, традиции, обычаи прежней эпохи и зарождаются новые принципы мировоззрения, соответствующие современному этапу развития страны.
В качестве основных аспектов эффективности нравственного воспитания студентов выступают:
- Уровень знаний и убежденности в необходимости выполнения норм морали-
- Сформированность моральных качеств личности, высокая степень овладения умениями и навыками соответствующего поведения в различных жизненных ситуациях-
- Потребность и способность руководствоваться в своем поведении нравственными принципами и нормами.
Цели и задачи воспитательной работы со студентами
- Воспитание высоконравственной, духовно развитой и физически здоровой личности — гражданина новой России, способной к высококачественной профессиональной деятельности.
- Формирование у студентов нравственных, духовных и культурных ценностей и потребностей, этнических и общепринятых правил поведения в обществе.
- Создание условий для творческой самореализации личности и для проведения досуга студентов во внеучебное время.
- Создание полноценной социально-педагогической воспитывающей среды.
—
План работы кафедры на 2015-2016 учебный год
—
Рабочие программы
—