История

Фотогалерея

Уфимский филиал ГОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» был создан в соответствии с приказом Минобразования России № 188 от 26 января 1999 года.

С момента создания филиалом руководит — кандидат исторических наук, доцент, Отличник народного образования Республики Башкортостан, Заслуженный работник народного образования Республики Башкортостан, член Координационного совета по государственному и муниципальному управлению, созданного при Правительстве РБ, дипломант общественной городской премии «Лицом к лицу — 2007» Бабенко Василий Яковлевич.

История обращенная в будущее

Как известно, солидные юбилеи, к которым относится и 60-летие, подводят не только к необходимости определить будущие горизонты и перспективы, но и к обращению к прошлому опыту, осмыслению своих успехов и ошибок, взлетов и неудач.

Это справедливо и для жизни человека, и для истории больших сообществ, больших коллективов, в том числе таких, как крупное образовательное учреждение – университет. Если продолжить образное сравнение, то можно сказать,
что университет – это тоже живой организм, который дышит воздухом творчества, живет своими мечтами, решает поставленные задачи, двигается к новым целям, развивается вместе со своим городом, обществом, страной. Университет им. М.А. Шолохова – гуманитарный, а humanitas – эта блестящая новация Франческо Петрарки, как известно, есть ни что иное, как человеческая сущность, человеческая природа. А значит, частичка души каждого из нас обязательно остается в стенах университета.

Каковы же основные этапы в развитии университета им. М.А. Шолохова и его современное положение в российском образовании?

Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова был создан как Московский государственный заочный педагогический институт распоряжением Совета Министров СССР от 28 апреля 1951 года, подписанным самим И.В. Сталиным, на базе Центрального заочного отделения старейшего педагогического вуза России – МГПИ им. В.И. Ленина. -Историческим предшественником данного института являлись открытые Московские высшие женские курсы (МВЖК), созданные по инициативе знаменитого русского историка, профессора, академика, общественного деятеля, организатора образования в России Владимира Ивановича Герье в 1872 году. Более 30 лет В.И. Герье был главой этого учреждения, которое так и называлось «Курсы Герье», переименованные позднее в МВЖК. Это было частное высшее учебное заведение для женщин с университетской программой преимущественно гуманитарной направленности, которую курсистки осваивали за 2-4 года обучения. Преподавателями здесь работали лучшие умы дореволюционной России: Вернадский, Ключевский, Соловьев, Зеленский, Веселовский и мн. др. В начале XX в. было построено несколько новых корпусов, один из которых в самом центре Москвы и сейчас занимает гл. корпус МПГУ.

К моменту своего закрытия в 1918 г. на МВЖК училось более 8 тыс. человек, это был второй по численности вуз России после знаменитого МГУ. Неслучайно поэтому появилось на несколько лет использовалось и новое название – 2-й МГУ. С 1941 г. вуз носит название МГПИ им. Ленина. В советский период он стал крупнейшим педагогическим вузом страны и по количеству студентов и по количеству специальностей. Кроме того, его называли еще и самым «поющим вузом» СССР, т.к. среди выпускников в разные годы были замечательные барды – Ю. Визбор, Ю. Ким, Ю. Ряшенцев и многие другие. Итак, богатая родословная во многом определила и судьбу вуза. МГЗПИ открыл новую страницу высшего педагогического образования, приняв на себя миссию методического центра заочного образования страны.

Первыми студентами в 1951 г. стали демобилизованные участники войны и молодые учителя, учеба которых была прервана войной. Быстрому становлению института способствовали высокая научная компетентность профессорско-преподавательского состава, прошедшего первоклассную школу, чувство долга и ответственности перед Родиной за судьбу молодого поколения, пережившего тяжелые годы войны и потерь в учительском корпусе страны.

Как историю государства часто принято делить на периоды правления тех или иных политических деятелей, так и историю вузов можно представить в виде галереи ректоров. Инициатором создания самостоятельного заочного педагогического института, его первым директором, а затем ректором (1951-1961 гг.) был кандидат педагогических наук, доцент Хачатур Артемьевич Агабабов. Человек с сильным, волевым характером, он упорно добивался поставленной цели – поднять престиж молодого вуза. Более полувека отдал Х.А. Агабабов научно-педагогической деятельности. Изначально подготовка специалистов осуществлялась по семи специальностям на семи факультетах. В 1957 году был открыт художественно-графический факультет, а в 1958 году – факультет учителей начальных классов, факультетов стало 9. Вторым ректором МГЗПИ (1961-1966 гг.) был кандидат исторических наук, доцент Валерьян Сергеевич Деза, директор школы в довоенный период, фронтовик, участник Великой Отечественной войны. Под его руководством число факультетов достигло 10: открылся музыкально-педагогический факультет.

В 1962 году был образован редакционно-издательский отдел, в последствии преобразованный в издательство «Альфа», на который была возложена функция обеспечения студентов учебно-методической литературой и программами.

О Валерьяне Сергеевиче вспоминают, что он был человек высокого роста, добрый, обаятельный, лишенный честолюбия и карьеризма, великолепный оратор, сдержанный и искренний в отношениях с людьми, прямолинейный и бескомпромиссный в принципиальных вопросах, любил студентов и студенты отвечали ему взаимностью.

С 1966 по 1985 годы – 20 лет (!) – ректором института был доктор исторических наук, профессор Николай Савватьевич Виноградов. В этот период институт прочно зарекомендовал себя как научно-методический центр высшего заочного педагогического образования Российской Федерации.

Институт получил высшую категорию, значительно укрепил материальную базу – был построен новый учебный корпус в микрорайоне Выхино, а также были получены два здания для учебного корпуса на Верхней Радищевской улице, недалеко от ст. м. «Таганская», где ныне и находится главный (административынй) корпус.

С 1985 по 1989 год ректором МГЗПИ был доктор философских наук, профессор, академик Владислав Алексеевич Никитин. Сам выпускник института, историк по образованию, прошедший все шаги от ассистента кафедры до профессора, декана и ректора. При В.А. Никитине в 1987 году были открыты дневные отделения для москвичей на факультетах русского языка и литературы, физико-математическом, дошкольного воспитания, начальных классов.

С 1989 года по октябрь 2008 года – также в течение 20 лет – ректором университета (преобразован в 1995 г.) был выдающийся ученый, доктор филологических наук, профессор, академик РАО, заслуженный деятель науки РФ, член Союза писателей России, лауреат Международной премии имени М.А. Шолохова, известный филолог, фольклорист, историк русской литературы Юрий Георгиевич Круглов. Он является автором более 250 трудов, в т.ч. 40 книг, по его классическим пособиям до сих пор школьники и студенты изучают русские сказки. Ю.Г. Круглов был не только блестящим ученым, но и отличным организатором. При нем вуз стал крупнейшим педагогическим вузом России, где обучалось более 35 тыс. студентов, работали ведущие преподаватели. Ю.Г. Круглов по праву стал в начале 1990-х гг. руководителем совета всех педвузов страны.

Многолетний опыт работы позволил коллективу МГЗПИ продемонстрировать высокую мобильность и восприимчивость к инновациям, отражающим новые социальные потребности в подготовке высококвалифицированных кадров и развитии современных гуманитарных технологий.

Важно отметить, что с конца 1990-х гг. начинает развиваться и сеть филиалов университета в самой России.

Достигавшая до недавнего времени 18 региональных центров в 14 субъектах РФ – от Анапы до Якутска. Все эти изменения повлекли за собой переименование в 1992 году МГЗПИ в Московский государственный открытый педагогический институт (МГОПИ), а с 10 января 1995 года вуз получил статус Университета и новое название – Московский государственный открытый педагогический университет (МГОПУ).

Постановлением Правительства Москвы 16 мая 2000 года МГОПУ присвоено имя лауреата Нобелевской премии Михаила Александровича Шолохова. Университет превратился в ведущий Научно-методический центр по проблемам педагогики, и начал, по сути, постепенно превращаться из классического педагогического в многопрофильный гуманитарный, так появились новые до сих пор востребованные специальности: экология, журналистика, юриспруденция, психология и многие др. Вуз начал развивать активное международное сотрудничество, были установлены связи с Германией, Израилем, Англией, Польшей, Китаем и др. странами.

19 октября 2006 года университет переименован в Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова). В этой череде переименований на первый план выступает реальная потребность и поиск наиболее точного соответствия названия вуза его функциям и стремление к эффективному решению всего комплекса проблем, выдвинутых на повестку дня доктриной российского образования и, прежде всего, принципа опережающего развития подготовки кадров и возрастающих требований общества к качеству подготовки специалиста.

С 2008 г. по настоящее время ректором университета является доктор политических наук, профессор Владимир Дмитриевич Нечаев. В настоящее время университет развивается как один из ведущих вузов России в области гуманитарных технологий и прикладного гуманитарного знания.

По итогам 2009-2010 учебного года по данным МОиН РФ МГГУ признан самым быстро развивающимся вузом России, который сочетает лучшие традиции отечественного образования с XIX в. и современные педагогические технологии и инновации. Контингент студентов насчитывает более 20 тыс. чел., в филиалах на всех формах обучаются около 15 тыс. чел. по всем специальностям, которые есть и в головном вузе.

В стенах университета можно пройти все уровни профессионального образования – начальное, среднее, высшее, послевузовское, дополнительное, повышение квалификации, переподготовку. Университет насчитывает 13 факультетов, которые осуществляют обучение по 60 специальностям и направлениям подготовки (бакалавриат, магистратура, специалитет). На 54 кафедрах университета работают более 600 преподавателей: в их числе 187 профессоров, 308 доцентов, 355 имеют ученое звание кандидата наук, 121 – ученое звание доктора наук, 5 академиков, 4 члена-корреспондента РАО. В новой генерации научно-педагогических кадров университета более ста преподавателей – выпускники МГЗПИ-МГОПУ, в том числе 40 человек имеют ученые степени и звания докторов, профессоров, кандидатов наук и доцентов.

В университете сложилась собственная система подготовки кандидатов и докторов наук. С этой целью еще с 1962 года успешно действует аспирантура по 41 специальности, а с 1995 года – докторантура по 7 специальностям. В университете работают 7 диссертационных советов. Научная работа строится вокруг 7 приоритетных исследовательских направлений: исторические, философские, социально-политические, филологические, педагогические, психологические, культурологические науки. Научные школы университета в области дефектологии, экологии, андрогогика, диагностике психологического развития детей и подростков и т.д. по праву заслужили мировое признание. Сверять свои темпы развития с мировыми стандартами позволяет активная международная деятельность: в рамках Болонского процесса на основе двусторонних договоров о сотрудничестве установлены контакты с 16 странами, в том числе США, Финляндия, Ю. Корея, Китай, Иран, Сирия, Испания, Австралия, многими странами СНГ.

Сегодня в университете учится более 500 иностранных студентов. Высокий уровень научных исследований позволяет поддерживать деятельность нескольких научно-образовательных центров:

1) Шолоховский центр, работает с 1995 года, занимается изучением творческого наследия писателя,

2) Центр экологического образования (ТЭКО-центр) осуществляет проект «Экологическое образование в Европе», принимает участие в организации международных, всероссийских и региональных конференций, симпозиумов, семинаров, 3) Институт информатизации образования – ИНИНФО, занимающийся решением задач информатизации общего образования и соответствующей подготовкой педагогических кадров.

МГГУ совместно с МПГУ выступает учредителем общественного объединения ученых – Международной академии наук педагогического образования (МАНПО). Статус проблемно-тематических центров как самостоятельных структурных подразделений имеют Центр дистанционного образования (МЦДО), Центр довузовской подготовки, Центр молодежных программ, Центр культурно-воспитательной работы студентов. Традиционными для студентов являются такие мероприятия, как: «День Москвы», «День Знаний», Посвящение в студенты, «День Учителя», «День ветеранов МГГУ», смотр-конкурс художественной самодеятельности, новогодний бал, «День Защитника Отечества», «День здоровья», спортивные мероприятия и др. Воспитанию патриота России и гуманитария-интеллигента служат музеи М.А. Шолохова и Ю.В. Бондарева. В русле развития новых гуманитарных технологий вводятся новые направления подготовки, в том числе – по работе с молодежью.

На базе МГГУ им. М.А. Шолохова в 2009 г. под эгидой МСТиМП РФ, ФА по делам молодежи создан Федеральный координационный -центр развития кадрового потенциала молодежной политики (ФКЦ), в задачи которого входит: подготовка специалистов по работе с молодежью, повышение квалификации в этой области, составление кадрового резерва для органов государственной власти, мониторинг ситуации в сфере молодежной политики. В рамках достигнутых соглашений университет активно участвует в молодежных проектах федерального значения и является основным провайдером образовательных программ Всероссийского молодежного форума «Селигер-2009», Всекавказского молодежного форума «Машук-2010», участвует в создании уникального Всероссийского видеоархива «Наша Победа».

В прошлом году МГГУ стал победителем Всероссийского конкурса волонтерского движения России и теперь имеет первостепенное право направлять своих студентов и преподавателей в качестве волонтеров на Зимние Олимпийские игры 2014 г. в Сочи. В прошлом году принят принципиально важный документ – «Стратегия развития МГГУ до 2025 г.», в котором отмечено, что Современный мир – это мир реализованных через технологии и экономические отношения талантов и способностей людей. В этой связи в современном мире наука, искусство и образование становятся ключевыми факторами национальной конкурентоспособности.

Поэтому МГГУ М.А. Шолохова видит себя в будущем как привлекательное, престижное высшее образовательное учреждение – лидер российского и мирового образования в сфере прикладного применения гуманитарного знания (гуманитарных технологий).

В связи с этим сформулированы 3 стратегические задачи:

  • До 2015 года университет должен занять позицию ведущего вуза страны в сфере молодежной политики и работы с молодежью.
  • До 2020 года вуз должен стать лидирующим университетом России в сфере прикладного применения гуманитарного знания (гуманитарных технологий) и получить на этой основе статус Национального исследовательского университета.
  • До 2025 года вуз должен стать одним из мировых лидеров в сфере прикладных гуманитарных исследований и технологического гуманитарного образования. Таким образом, у нас есть все основания гордиться своим университетом, гордится его прошлым, гордится его настоящим и делать все от нас зависящее, чтобы университетом гордились и следующие поколения студентов и преподавателей.