—
Не только без гонщика и его автомобиля не обходится ни одно автоспортивное соревнование, но и без судьи. И если о первых мы знаем, достаточно, то о судьях автоспорта мы мало чего слышали. Кто такой судья автомобильного спорта? Чем он живет? Чем интересуется? Об этом и многом другом нам расскажет Андрей Викторович Гусев, судья Всероссийской категории, обладатель золотой лицензии РАФ (Российская Автомобильная Федерация) по автомобильному спорту.
— Расскажите, пожалуйста, о себе и о своей профессии.
— В автоспорте я с 81-го года, в судействе с 86-го. Закончил карьеру автомобильного спортсмена в конце 85-го. —
Начинал с азов, подавал контрольные карты на судейском пункте. Сейчас вырос до определённого уровня, самого высокого в России. Это является международным признанием. Т.е. я могу работать на международных соревнованиях. Занимаюсь именно спортивной составляющей соревнования, потому что любое автомобильное соревнование делится на две части: есть организатор соревнований, который занимается прессой, орг. Вопросами. А я занимаюсь именно спортивной составляющей. —
— Как Вы пришли в автоспорт? С чего всё начиналось?
— С детства! Всю жизнь любил автомобили. В пять лет, как рассказывала моя бабушка, я лазил под всеми машинами, а когда в институте учился, случайно зашел к знакомым, которые попросили меня с ними съездить на тренировку помочь им. Так и попал в автоспорт.
— Что Вы чувствовали, когда впервые судили автомобильное соревнование?
— Неопытный был. —
В судейство пригласили: —
-Можешь помочь?
-Могу! Какая задача?
— Вот такая… —
А потом стал вникать. Я знал это с другой стороны, а тут судейскую работу увидел. До многого приходилось доходить самому, читать нормативные документы, смотреть, как работают старшие товарищи.
— Ваш профессиональный характер как-то проявляется в повседневной жизни? —
— Очень тяжело мою основную работу от автоспорта отделить, поскольку, когда я в конце 85-го пришел в НАМИ (Центральный научно-исследовательский автомобильный институт), так тут и живу, можно сказать. Потому что я пришел в отдел пассажирских автомобилей, был водителем испытателем. Наша спортивная команда и являлась основной частью нашего отдела.
— Когда Вы едете по городу, Вы как-то оцениваете других водителей с точки зрения судьи по автоспорту? —
— На дорогах общего пользования я спокойный водитель. Не люблю, когда хамят, не люблю, когда подрезают. Мне ничего никому доказывать не надо. Но хочу сказать, что очень мало профессионалов за рулем. Я имею в виду человека, который может «прочитать» ситуацию, выйти из ситуации без последствий для себя и других участников движения.
— А как Ваша семья относится к авто спортивным соревнованиям? Кто-нибудь из них работает в этой сфере?
— У меня супруга сейчас в судействе. Она с удовольствием выезжает на соревнования. Достаточно опытный судья, очень грамотно подходит к делу. Дочь – кандидат в мастера спорта. —
— Есть ли у Вас любимый автоспортсмен – человек, которого вы действительно уважаете? —
— Да, есть люди, в которых мне нравится, как они ездят, которых я уважаю. И в частности люди, которые уже закончили свою карьеру в автоспорте. Из нынешних мне очень нравится, как ездит Сергей Нарышкин. Он сейчас, фактически, мастер-пилот в команде. Евгений Новиков рос на глазах, сейчас ездит в WRC (World Rally Championship), очень интересно было наблюдать его становление. Из бывших Александр Милованов, Алексей Гуськов, естественно, мой первый тренер Евгений Гуленков, который меня многому научил, именно как автоспортсмена и как человека.
— На сегодняшний день Вы являетесь спортивным судьёй, а задумывались когда-нибудь о том, чтобы стать юридическим судьёй?
— Нет, не задумывался и, наверное, не буду, потому что я по сути своей «технарь». Да, я достаточно много знаю законов, но в судействе, имеется в виду в бытовых делах, я, наверное, не смогу: терпения надо много. —
— Представьте себе такую ситуацию: Вы приезжаете на соревнования, а вместо профессиональных автоспортсменов Вас просят посудить маленьких детишек на детских машинках. Как Вы поступите в такой ситуации?
— С удовольствием! Потому что в 1999-м или 2000-м году мы проводили для одной компании, как сейчас называют, корпоративный автокросс. И туда привезли детишек (им было по пять лет) на минибагах. Наша команда отработала с этими ребятами просто с удовольствием. Они ездили по трассе, где гонялись взрослые. Это, конечно, интересно. Любое начинание всегда хорошо. —
— В таком случае, Вы никогда не думали о том, чтобы перейти на автозаезды для юниоров?
— У меня достаточно работы в большом спорте. Если пригласят, то я с удовольствием займусь этим делом. Просто фактически их нет у нас, к сожалению. А так, приду, помогу ребятам. Потому что периодически приглашают из картинговых клубов помочь им посудить. Я считаю, что любая работа, которая идет во благо автоспорту, никогда не может быть зазорной. —
— Какими, по Вашему мнению, качествами необходимо обладать, чтобы стать судьей?
— Надо просто очень любить это дело, заниматься этим. Если хочешь чего-то, то добивайся этого! —
— Вы в прошлом автоспортсмен, не хотели бы Вы снова сесть за руль спортивного автомобиля, поучаствовать в соревнованиях?
— Конечно, хотел бы. Но, к сожалению, опять-таки возрастной ценз. Надо опять тренироваться, восстановиться до уровня, когда мне было 23-25 лет. В моем возрасте уже тяжело это сделать. Уже чисто физиологически моторика другая. Да, я езжу по спортивным трассам, но именно за руль, боюсь, уже не сяду. Страшно. Техника другая. Я проезжаю практически все трассы. Потому что, когда я еду наблюдателем от Федерации, то в обязательном порядке проезжаю всю трассу. —
— Вы как человек, который не один год в этой профессии, что могли бы посоветовать начинающим судьям?
— Быть предельно внимательным и учиться, учиться, учиться и учиться, а также быть вежливым и аккуратным. —
— И напоследок, хотелось бы узнать, есть ли у Вас хобби, отличное от спорта?
— Фотография. В свое время, в детстве, занимался очень серьезно этим делом. Закончил заниматься фотографией в 79-м году, когда закончил школу. Занимался в детской народной киностудии «Аистята», которая существует до сих пор, снимал фильмы как оператор, в принципе, даже задумывался поступать в Ленинградский институт киноинженеров на звукооператорский факультет. Люблю просто фотографировать, для себя. —
Министерство образования и науки РФ |
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|