Международный научно-практический Конгресс «Вызов инклюзия?»

Контакты

Адрес факультета: Москва, ул. Ташкентская, 18, к. 4

Проезд: ст. м. «Выхино» м/т № 337, до ост. «Школа», авт. № 209 до ост. «Универсам»

Телефон деканата очной формы обучения: 8 (495) 376 76 56
8 (495) 647 44 77 (доб. 36 41)

Телефон деканата очно-заочной формы обучения: 8 (495) 647 44 77 (доб. 36 42)

Телефон деканата заочной формы обучения: 8(495)376-96-11
8 (495) 647 44 77 (доб. 34 52)
8 (495) 647 44 77 (доб. 34 53)


Экскурсия

Подробнее

Лица факультета

Данилова Александра Михайловна

доцент кафедры специальной педагогики и

Соломина Елена Николаевна

доцент кафедры специальной психологии и педагогики,

Фотогалерея

В рамках года Германии в России 2012/2013, Германо-Российским социальным форумом в Петербургском диалоге, дефектологическим факультетом МГГУ им. М.А. Шолохова и Институтом Вальдорфской педагогики, инклюзии и интеркультурологии г. Манхейма и другими партнерами был проведен Международный научно-практический Конгресс «Вызов инклюзия?».

Патронами конгресса выступили:

  • Смолин Олег Николаевич, депутат Государственной Думы РФ, член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ, Член-корреспондент РАО-
  • Франц Тённес, депутат Бундестага Германии, Парламентерский Статс-Секретарь в отставке, член комитета Бундестага по международным делам, руководитель постоянного круглого стола «Россия» социал-демократической партии Германии-
  • Федотов Михаил Александрович, профессор, Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, сокоординатор РГ «Гражданское общество» форума «Петербургский диалог»-
  • д-р Эрнст-Йорг фон Штуднитц, Посол Германии в России в отставке, председатель Германо-Российского Форума.

Организационный комитет:

  • Хофинга Анна Георгиевна, инициатор и секретарь Германо-Российского Социального Форума в Петербургском диалоге, председатель правлений Центра социального развития и самопомощи «Перспектива» (Москва) и «Perspektive Russland e.V.» (Франкфурт-на-Майне)-
  • Печерских Евгений Андреевич, инициатор Германо-Российского Социального Форума в Петербургском диалоге, Председатель правления Самарской городской общественной организации Инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница», Член общественной палаты городского округа Самары-
  • Исаева Тамара Николаевна, к.п.н., координатор с российской стороны тематики «Ментальная инвалидность» Германо-Российского Социального Форума в Петербургском диалоге, доцент дефектологического факультета МГГУ им. Шолохова, руководитель НОУ «Школа св. Георгия», Москва-
  • д-р Томас Машке, координатор с германской стороны тематик «Ментальная инвалидность» и «Инклюзия» Германо-Российского Социального Форума в Петербургском диалоге, доцент и представитель Института Вальдорфской педагогики, инклюзии и интеркультурологии г. Манхейма, директор школы для детей с проблемами обучения «Каспар Хаузер», Юберлинген-
  • Евтушенко Илья Владимирович, д.п.н., профессор, декан дефектологического факультета МГГУ им Шолохова-
  • Алехина Светлана Владимировна, к.психол.н., директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ-
  • Волковская Татьяна Николаевна, д.психол.н., профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, МГГУ им. М.А. Шолохова-
  • Ткачева Виктория Валентиновна, д.психол.н., профессор, заместитель декана дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова-
  • Филичева Татьяна Борисовна, д.п.н., профессор кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова-
  • Орлова Ольга Святославна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова-
  • Артемова Ева Эдуардовна, к.п.н., доцент, заместитель декана дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова-
  • Кузьминова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент, заместитель декана дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова-
  • Васькина Гульнара Васильевна, зам. директора Центра Социального развития и самопомощи «Перспектива»-
  • Курьянова Ольга Яковлевна, член правления НП «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций в России»-
  • Перфильева М.Ю., руководитель программ по образованию РООИ «Перспектива», Москва-
  • Лентьева Юлия Викторовна, координатор родительской группы РООИ «Перспектива», г. Москва.

Волонтерское сопровождение осуществляли:

  • Центр Социального развития и самопомощи «Перспектива», Москва-
  • НП «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций» в России-
  • Волонтерский центр МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва.

Музыкальное сопровождение:

  • Женский хор студентов очно-заочного отделения факультета Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Художественный руководитель и дирижёр Елена Безбах-
  • Студенты — инструменталисты и вокалисты факультета Культуры и музыкального искусства — МГГУ им. М.А.Шолохова, лауреаты Международных конкурсов, Художественный руководитель Забияко В.И., профессор, зав. эстрадным отд. МГГУ им. М.А. Шолохова, Лауреат Международных конкурсов.

В работе Конгресса приняли участие:

  • Ямбург Евгений Александрович, д.п.н., Заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109, Москва-
  • Шипицына Людмила Михайловна, д.б.н., профессор, ректор НОУ «Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валенберга», Санкт-Петербург-
  • Шпицберг Игорь Леонидович, Руководитель реабилитационной программы Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», Москва-
  • Попова Наталья Тимофеевна, Клинический психолог, председатель орг. комитета фестиваля «Протеатр», Москва-
  • Карпенкова Инна Вячеславовна, к.соц.н., доцент кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности МИОО, психолог Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»-
  • Бушмелев Максим Евгеньевич, учитель-дефектолог ГБОУ СОШ 1321 «Ковчег»-
  • Головина Мария Викторовна, председатель Кемеровской общественной организации «Служба лечебной педагогики», Кемерово-
  • Розеннблюм Софья Александровна, координатор инклюзивного образования, гимназия № 1540, Москва-
  • Яковлева Ирина Михайловна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики МГПУ, Москва-
  • Дудуева Залина Таймуразовна, Председатель Северо-Осетинской Региональной общественной организации, г. Владикавказ-
  • Столярова Наталья Геннадьевна, учитель-дефектолог, ответственный за экспериментальную деятельность, ГБОУ Педагогический колледж №16, Москва-
  • Д-р Георг Фойзер, профессор, Университеты Бремена и Цюриха (Швейцария)-
  • Рейнальд Эйхгольц, судья в отставке, Уполномоченный по правам детей Правительства земли Северной Рейн-Вестфалии-
  • Д-р Ульрике Барт, Директор Интегративной Вальдорфской школы, Берлин-Кройцберг-
  • Д-р Грит Вахтель, Университет им. Гумбольдта, Институт по наукам реабилитации, Берлин-
  • Д-р Инге Кремер-Килич, Ректор Ганноверского учебного семинара по подготовке учителей по специальности «Специальная педагогика»-
  • Хансёрг Берендт, Директор школы им. Регине Хильдебрандт в Биркенвердер в отставке (школа — лауреат премии Якоба-Мута по инклюзии)-
  • Д-р Кармен Дорранс, профессор, Высшая школа г. Фульда, Отделение по социальным вопросам
  • Атилла Б. Актас, референт по вопросам помощи инвалидам Федерального Союза Рабочих Самаритян Германии, Кёльн-
  • Томас Крауз, координатор европейских конгрессов людей с нарушениями, фонд «Друзья искусства воспитания», Берлин-
  • Д-р Илья Зейферт, депутат Бундестага-
  • Д-р Мартин Куммер, мэр в отставке, член правлении Фонда «Западно-восточные встречи» и Германо-российского общества дружбы, филиал Тюринген-
  • Десять студентов вальдорфской педагогики из Чехии, Франции, Норвегии и Германии.

В ходе открытия конгресса с приветственными словами выступили:

  • Анне Хофинга, Инициатор и Секретарь Германо-Российского Социального Форума-
  • Рубцов Виталий Владимирович, д.псхол.н., профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, ректор МППГУ-
  • Огнев Александр Сергеевич, д.психол.н., профессор, проректор по науке, послевузовскому образованию и общественным связям МГГУ им. М.А. Шолохова-
  • Д-р Томас Машке, доцент и представитель Института Вальдорфской педагогики, инклюзии и интеркультурологии г. Манхейма-
  • Федотов Михаил Александрович, профессор, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, патрон Социального Форума-
  • Ульрих Бранденбург, чрезвычайный и полномочный посол Германии в России-
  • Лентьева Юлия Викторовна, мама ребенка с ограниченными возможностями здоровья-
  • Смолин Олег Николаевич, депутат ГД РФ, «Образование и российское законодательство»-
  • Франц Тённес, Депутат Бундестага Германии, «Конвенцию ООН по правам инвалидов быстро сделать реальностью! Инклюзивное образование для всех вместе с самого начала — ничего о нас без нас!».

С пленарными докладами выступили:

  • д-р Георг Фойзер, профессор, «В чем нуждается человек? Участие и инклюзия – гуманистически-научное обоснование»-
  • Ямбург Е.А., «Угрозы и вызовы. Стратегия развития образования».

В Пленарном заседании второго дня с приветственной речью выступил ректор МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор политических наук, Нечаев Владимир Дмитриевич.

Прозвучали доклады:

  • Евтушенко И.В., «Вызовы и перспективы профессиональной подготовки специальных педагогов в России»-
  • Машке Т., «Инклюзия и вальдорфская педагогика – условия и возможности альтернативной педагогики»-
  • Алехина С.В., «Готовность учителя к инклюзивному образованию»-
  • Шипицына Л.М., «Интеграция и инклюзия: за и против»-
  • Рейнальд Эихгольц, «Антропологические основы инклюзии».

Были проведены мастер-классы:

  • Д-р Ульрике Барт, «Каковы основные предпосылки введения инклюзивного образования в школе? Теоретические основы и практические примеры из опыта работы Свободной Вальдорфской школы в Берлине/Кройцберге, с 1-го по 10-й классы»-
  • Д-р Грит Вахтель, «Квалификация преподавателей для инклюзивной школы — обмен опытом, требованиями и перспективами в образовании учителей общеобразовательных школ и специальных педагогов»-
  • Д-р Инге Кремер-Килич, «Учиться сердцем — развивать инклюзивное отношение у будущих учителей во время их образования»-
  • Хансёрг Берендт, «Так инклюзия может удаться — история развития»-
  • Д-р Кармен Дорранс, «Самоопределение и общественное участие? О ситуации родителей с детьми-инвалидами в Германии»-
  • Атилла Б. Актас, «Живая инклюзия — возможности и ограничения»-
  • Печерских Евгений Андреевич, «Культура инклюзивного образования: роль общественных организаций в ее формировании»-
  • Шпицберг Игорь Леонидович, «Люди с РАС — опыт успешной адаптации»-
  • Томас Крауз, координатор европейских конгрессов людей с нарушениями, фонд «Друзья искусства воспитания» (Берлин) «Поставить знаки для участия и инклюзии: международные конгрессы для людей с ОВЗ»-
  • Д-р Илья Зейферт, «Одна школа для всех — вызов и шанс для учащихся, политики и общества»-
  • Попова Наталья Тимофеевна, «Синтез реабилитационных и социальных задач в деятельности инклюзивного театра»-
  • Карпенкова Инна Вячеславовна, к.соц.н., Бушмелев Максим Евгеньевич «Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе».

Завершился второй день Заседанием Германо-Российского Социального Форума и Германо-Российским вечером встречи студентов, магистров и молодых преподавателей МГГУ им. М.А. Шолохова (Артемова Е.Э., Труханова Ю.А.).
Третий день Конгресса проходил в Российско-германской подиумной дискуссии о перспективах и дальнейших путях развития инклюзии в России.
В заключительном пленарном заседании прозвучали сообщения об успешной реализации проектов с применением инклюзии в образовании:

  • Головина Мария Викторовна, Кемерово «Социальная гостиница»-
  • Розенблюм Софья Александровна, Москва «Между идеальной моделью инклюзии и реальностью (опыт инклюзии в средней школе)»-
  • Яковлева Ирина Михайловна, д.п.н., профессор, г. Москва «Личностная готовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ»-
  • Дудуева Залина Таймуразовна, Владикавказ «Продвижение инклюзивных подходов в Осетии»-
  • Ткачева Виктория Валентиновна, д.п.н., профессор, Москва «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании: проблемы и решения»-
  • Перфильева Мария Юрьевна, Лентьева Юлия Викторовна, Москва «Практика подготовки школьного сообщества к принятию детей с инвалидностью»-
  • Столярова Наталья Геннадьевна, Москва «Опыт обучения лиц с ОВЗ в условия педагогического колледжа»-
  • Д-р Мартин Куммер, Тюринген «Международное сотрудничество в целях социальной инклюзии. Опыт партнерских регионов Тюрингена и Калуги по проведению совместного проекта «Инклюзия».

В ходе дискуссии и принятия резолюции специалисты из Германии озвучили собственную позицию на перспективы инклюзивного образования в России: «Существующие особенные и специализированные учреждения должны на основе их специфического качества и опыта активно сопровождать процесс изменения (инклюзии). Специальные учреждения должны быть закрыты максимально быстро». Отечественные специалисты (Евтушенко И.В., Ткачева В.В. и др.) посчитали, что подобные радикальные изменения будут контрпродуктивны: «В случае отсутствия созданных специальных условий в системе общего образования, необходимо сохранять имеющуюся систему специального образования, которая в дальнейшем станет ресурсным центром для общеобразовательных организаций».

Общее количество зарегистрировавшихся: 307 человек. Были представлены страны: Германия, Швейцария, Латвия, Украина.
Россия была представлена многими городами, в том числе: Москва, Иркутск, Екатеринбург, Новосибирск, Калининград, Архангельск, Волгоград, Саратов, Нижний Новгород, Северодвинск, Санкт-Петербург. Были участники из Республик Марий Эл, Ингушетии, Саха (Якутия), Башкортостана, Чувашии, Татарстана.

Программа Конгресса «Вызов Инклюзия?»>->->-