В рамках года Германии в России 2012/2013, Германо-Российским социальным форумом в Петербургском диалоге, дефектологическим факультетом МГГУ им. М.А. Шолохова и Институтом Вальдорфской педагогики, инклюзии и интеркультурологии г. Манхейма и другими партнерами был проведен Международный научно-практический Конгресс «Вызов инклюзия?».
Патронами конгресса выступили:
- Смолин Олег Николаевич, депутат Государственной Думы РФ, член фракции КПРФ, первый заместитель председателя Комитета по образованию ГД РФ, Член-корреспондент РАО-
- Франц Тённес, депутат Бундестага Германии, Парламентерский Статс-Секретарь в отставке, член комитета Бундестага по международным делам, руководитель постоянного круглого стола «Россия» социал-демократической партии Германии-
- Федотов Михаил Александрович, профессор, Советник Президента РФ, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, сокоординатор РГ «Гражданское общество» форума «Петербургский диалог»-
- д-р Эрнст-Йорг фон Штуднитц, Посол Германии в России в отставке, председатель Германо-Российского Форума.
Организационный комитет:
- Хофинга Анна Георгиевна, инициатор и секретарь Германо-Российского Социального Форума в Петербургском диалоге, председатель правлений Центра социального развития и самопомощи «Перспектива» (Москва) и «Perspektive Russland e.V.» (Франкфурт-на-Майне)-
- Печерских Евгений Андреевич, инициатор Германо-Российского Социального Форума в Петербургском диалоге, Председатель правления Самарской городской общественной организации Инвалидов-колясочников «Ассоциация Десница», Член общественной палаты городского округа Самары-
- Исаева Тамара Николаевна, к.п.н., координатор с российской стороны тематики «Ментальная инвалидность» Германо-Российского Социального Форума в Петербургском диалоге, доцент дефектологического факультета МГГУ им. Шолохова, руководитель НОУ «Школа св. Георгия», Москва-
- д-р Томас Машке, координатор с германской стороны тематик «Ментальная инвалидность» и «Инклюзия» Германо-Российского Социального Форума в Петербургском диалоге, доцент и представитель Института Вальдорфской педагогики, инклюзии и интеркультурологии г. Манхейма, директор школы для детей с проблемами обучения «Каспар Хаузер», Юберлинген-
- Евтушенко Илья Владимирович, д.п.н., профессор, декан дефектологического факультета МГГУ им Шолохова-
- Алехина Светлана Владимировна, к.психол.н., директор Института проблем инклюзивного образования МГППУ-
- Волковская Татьяна Николаевна, д.психол.н., профессор, исполняющий обязанности заведующего кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, МГГУ им. М.А. Шолохова-
- Ткачева Виктория Валентиновна, д.психол.н., профессор, заместитель декана дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова-
- Филичева Татьяна Борисовна, д.п.н., профессор кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова-
- Орлова Ольга Святославна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова-
- Артемова Ева Эдуардовна, к.п.н., доцент, заместитель декана дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова-
- Кузьминова Светлана Анатольевна, к.п.н., доцент, заместитель декана дефектологического факультета МГГУ им. М.А. Шолохова-
- Васькина Гульнара Васильевна, зам. директора Центра Социального развития и самопомощи «Перспектива»-
- Курьянова Ольга Яковлевна, член правления НП «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций в России»-
- Перфильева М.Ю., руководитель программ по образованию РООИ «Перспектива», Москва-
- Лентьева Юлия Викторовна, координатор родительской группы РООИ «Перспектива», г. Москва.
Волонтерское сопровождение осуществляли:
- Центр Социального развития и самопомощи «Перспектива», Москва-
- НП «Содружество лечебно-педагогических и социально-терапевтических организаций» в России-
- Волонтерский центр МГГУ им. М.А. Шолохова, Москва.
Музыкальное сопровождение:
- Женский хор студентов очно-заочного отделения факультета Культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета имени М.А. Шолохова. Художественный руководитель и дирижёр Елена Безбах-
- Студенты — инструменталисты и вокалисты факультета Культуры и музыкального искусства — МГГУ им. М.А.Шолохова, лауреаты Международных конкурсов, Художественный руководитель Забияко В.И., профессор, зав. эстрадным отд. МГГУ им. М.А. Шолохова, Лауреат Международных конкурсов.
В работе Конгресса приняли участие:
- Ямбург Евгений Александрович, д.п.н., Заслуженный учитель РФ, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109, Москва-
- Шипицына Людмила Михайловна, д.б.н., профессор, ректор НОУ «Институт специальной педагогики и психологии им. Р. Валенберга», Санкт-Петербург-
- Шпицберг Игорь Леонидович, Руководитель реабилитационной программы Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир», Москва-
- Попова Наталья Тимофеевна, Клинический психолог, председатель орг. комитета фестиваля «Протеатр», Москва-
- Карпенкова Инна Вячеславовна, к.соц.н., доцент кафедры тьюторского сопровождения образовательной деятельности МИОО, психолог Центра реабилитации инвалидов детства «Наш Солнечный Мир»-
- Бушмелев Максим Евгеньевич, учитель-дефектолог ГБОУ СОШ 1321 «Ковчег»-
- Головина Мария Викторовна, председатель Кемеровской общественной организации «Служба лечебной педагогики», Кемерово-
- Розеннблюм Софья Александровна, координатор инклюзивного образования, гимназия № 1540, Москва-
- Яковлева Ирина Михайловна, д.п.н., профессор, заведующий кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики МГПУ, Москва-
- Дудуева Залина Таймуразовна, Председатель Северо-Осетинской Региональной общественной организации, г. Владикавказ-
- Столярова Наталья Геннадьевна, учитель-дефектолог, ответственный за экспериментальную деятельность, ГБОУ Педагогический колледж №16, Москва-
- Д-р Георг Фойзер, профессор, Университеты Бремена и Цюриха (Швейцария)-
- Рейнальд Эйхгольц, судья в отставке, Уполномоченный по правам детей Правительства земли Северной Рейн-Вестфалии-
- Д-р Ульрике Барт, Директор Интегративной Вальдорфской школы, Берлин-Кройцберг-
- Д-р Грит Вахтель, Университет им. Гумбольдта, Институт по наукам реабилитации, Берлин-
- Д-р Инге Кремер-Килич, Ректор Ганноверского учебного семинара по подготовке учителей по специальности «Специальная педагогика»-
- Хансёрг Берендт, Директор школы им. Регине Хильдебрандт в Биркенвердер в отставке (школа — лауреат премии Якоба-Мута по инклюзии)-
- Д-р Кармен Дорранс, профессор, Высшая школа г. Фульда, Отделение по социальным вопросам
- Атилла Б. Актас, референт по вопросам помощи инвалидам Федерального Союза Рабочих Самаритян Германии, Кёльн-
- Томас Крауз, координатор европейских конгрессов людей с нарушениями, фонд «Друзья искусства воспитания», Берлин-
- Д-р Илья Зейферт, депутат Бундестага-
- Д-р Мартин Куммер, мэр в отставке, член правлении Фонда «Западно-восточные встречи» и Германо-российского общества дружбы, филиал Тюринген-
- Десять студентов вальдорфской педагогики из Чехии, Франции, Норвегии и Германии.
В ходе открытия конгресса с приветственными словами выступили:
- Анне Хофинга, Инициатор и Секретарь Германо-Российского Социального Форума-
- Рубцов Виталий Владимирович, д.псхол.н., профессор, академик РАО, Заслуженный деятель науки РФ, ректор МППГУ-
- Огнев Александр Сергеевич, д.психол.н., профессор, проректор по науке, послевузовскому образованию и общественным связям МГГУ им. М.А. Шолохова-
- Д-р Томас Машке, доцент и представитель Института Вальдорфской педагогики, инклюзии и интеркультурологии г. Манхейма-
- Федотов Михаил Александрович, профессор, председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, патрон Социального Форума-
- Ульрих Бранденбург, чрезвычайный и полномочный посол Германии в России-
- Лентьева Юлия Викторовна, мама ребенка с ограниченными возможностями здоровья-
- Смолин Олег Николаевич, депутат ГД РФ, «Образование и российское законодательство»-
- Франц Тённес, Депутат Бундестага Германии, «Конвенцию ООН по правам инвалидов быстро сделать реальностью! Инклюзивное образование для всех вместе с самого начала — ничего о нас без нас!».
С пленарными докладами выступили:
- д-р Георг Фойзер, профессор, «В чем нуждается человек? Участие и инклюзия – гуманистически-научное обоснование»-
- Ямбург Е.А., «Угрозы и вызовы. Стратегия развития образования».
В Пленарном заседании второго дня с приветственной речью выступил ректор МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор политических наук, Нечаев Владимир Дмитриевич.
Прозвучали доклады:
- Евтушенко И.В., «Вызовы и перспективы профессиональной подготовки специальных педагогов в России»-
- Машке Т., «Инклюзия и вальдорфская педагогика – условия и возможности альтернативной педагогики»-
- Алехина С.В., «Готовность учителя к инклюзивному образованию»-
- Шипицына Л.М., «Интеграция и инклюзия: за и против»-
- Рейнальд Эихгольц, «Антропологические основы инклюзии».
Были проведены мастер-классы:
- Д-р Ульрике Барт, «Каковы основные предпосылки введения инклюзивного образования в школе? Теоретические основы и практические примеры из опыта работы Свободной Вальдорфской школы в Берлине/Кройцберге, с 1-го по 10-й классы»-
- Д-р Грит Вахтель, «Квалификация преподавателей для инклюзивной школы — обмен опытом, требованиями и перспективами в образовании учителей общеобразовательных школ и специальных педагогов»-
- Д-р Инге Кремер-Килич, «Учиться сердцем — развивать инклюзивное отношение у будущих учителей во время их образования»-
- Хансёрг Берендт, «Так инклюзия может удаться — история развития»-
- Д-р Кармен Дорранс, «Самоопределение и общественное участие? О ситуации родителей с детьми-инвалидами в Германии»-
- Атилла Б. Актас, «Живая инклюзия — возможности и ограничения»-
- Печерских Евгений Андреевич, «Культура инклюзивного образования: роль общественных организаций в ее формировании»-
- Шпицберг Игорь Леонидович, «Люди с РАС — опыт успешной адаптации»-
- Томас Крауз, координатор европейских конгрессов людей с нарушениями, фонд «Друзья искусства воспитания» (Берлин) «Поставить знаки для участия и инклюзии: международные конгрессы для людей с ОВЗ»-
- Д-р Илья Зейферт, «Одна школа для всех — вызов и шанс для учащихся, политики и общества»-
- Попова Наталья Тимофеевна, «Синтез реабилитационных и социальных задач в деятельности инклюзивного театра»-
- Карпенкова Инна Вячеславовна, к.соц.н., Бушмелев Максим Евгеньевич «Тьюторское сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательной школе».
Завершился второй день Заседанием Германо-Российского Социального Форума и Германо-Российским вечером встречи студентов, магистров и молодых преподавателей МГГУ им. М.А. Шолохова (Артемова Е.Э., Труханова Ю.А.).
Третий день Конгресса проходил в Российско-германской подиумной дискуссии о перспективах и дальнейших путях развития инклюзии в России.
В заключительном пленарном заседании прозвучали сообщения об успешной реализации проектов с применением инклюзии в образовании:
- Головина Мария Викторовна, Кемерово «Социальная гостиница»-
- Розенблюм Софья Александровна, Москва «Между идеальной моделью инклюзии и реальностью (опыт инклюзии в средней школе)»-
- Яковлева Ирина Михайловна, д.п.н., профессор, г. Москва «Личностная готовность педагогов к работе с детьми с ОВЗ»-
- Дудуева Залина Таймуразовна, Владикавказ «Продвижение инклюзивных подходов в Осетии»-
- Ткачева Виктория Валентиновна, д.п.н., профессор, Москва «Семья ребенка с ограниченными возможностями здоровья в современном образовании: проблемы и решения»-
- Перфильева Мария Юрьевна, Лентьева Юлия Викторовна, Москва «Практика подготовки школьного сообщества к принятию детей с инвалидностью»-
- Столярова Наталья Геннадьевна, Москва «Опыт обучения лиц с ОВЗ в условия педагогического колледжа»-
- Д-р Мартин Куммер, Тюринген «Международное сотрудничество в целях социальной инклюзии. Опыт партнерских регионов Тюрингена и Калуги по проведению совместного проекта «Инклюзия».
—
В ходе дискуссии и принятия резолюции специалисты из Германии озвучили собственную позицию на перспективы инклюзивного образования в России: «Существующие особенные и специализированные учреждения должны на основе их специфического качества и опыта активно сопровождать процесс изменения (инклюзии). Специальные учреждения должны быть закрыты максимально быстро». Отечественные специалисты (Евтушенко И.В., Ткачева В.В. и др.) посчитали, что подобные радикальные изменения будут контрпродуктивны: «В случае отсутствия созданных специальных условий в системе общего образования, необходимо сохранять имеющуюся систему специального образования, которая в дальнейшем станет ресурсным центром для общеобразовательных организаций».
Общее количество зарегистрировавшихся: 307 человек. Были представлены страны: Германия, Швейцария, Латвия, Украина.
Россия была представлена многими городами, в том числе: Москва, Иркутск, Екатеринбург, Новосибирск, Калининград, Архангельск, Волгоград, Саратов, Нижний Новгород, Северодвинск, Санкт-Петербург. Были участники из Республик Марий Эл, Ингушетии, Саха (Якутия), Башкортостана, Чувашии, Татарстана.
Программа Конгресса «Вызов Инклюзия?»>->->-