Faculty of journalism


«Главное в профессии — служить людям!» Интервью с Сергеем Валерьевичем Макеевым

Сегодня с корреспондентом Центра мультимедийной журналистики побеседовал режиссёр театральной студии Колледжа связи №54 Макеев Сергей Валерьевич.

— Сергей Валерьевич, давайте начнём наш разговор с ваших воспоминаний о детстве. Мечтали ли Вы о работе в театре?

— Трудно сказать. Наверное, каждый человек в какие-то минуты думает о каких-то творческих проявлениях. Но то, что они будут связаны с театром, я никак не думал. Мои помыслы были связаны с карьерой футболиста. Каждый день мы играли с утра до ночи, и если нам задали в детстве подобный вопрос, то мы без раздумий ответили, что хотим быть футболистами.

— Вы получили отличное филологическое образование. Но его основы были заложены ещё в школе. Как у Вас происходил извечный выбор между гуманитарным и техническим началами?

— Никакого выбора у меня не было. Несмотря на то, что учителя мне говорили, что у меня имеются математические способности, я не придавал этому значения, и честно говоря, на уроках математики мне хотелось спать. (Смеётся) Хотя, в какие-то минуты я даже немного жалею о том, что тогда я не увлекался этой наукой.

— Нашим студентам, вероятно, будет приятно узнать о том, что Вы учились в нашем университете. Остались ли среди нынешнего преподавательского состава профессора, обучавшие Вас? Поддерживаете ли Вы связь с Вашими преподавателями?

— Вообще, это был не первый вуз, в котором я учился. Уже тогда началось моё серьёзное увлечение театром. В то время мне доводилось играть в Народном театре Московского метростроя. Моё поступление в МГЗПИ (ныне МГГУ им. Шолохова) вышло довольно случайным, так как изначально я попал на философский факультет МГУ, но на тот момент мне было очень тяжело совмещать репетиции в театре, работу и учёбу. К тому же, я попал в больницу во время сессии и мне не дали академку. Вскоре меня отчислили, и я поступил в МГЗПИ, где проучился в результате семь лет. Закончил хоть и не красным дипломом, но вполне достойно. Как таковых, связей с моими преподавателями, к сожалению, уже не осталось. Но о педагогах у меня остались очень хорошие воспоминания. Нелли Владимировна Тимохина, Николай Иванович Якушин, Михаил Борисович Латыгин – о каждом из них я вспоминаю с удовольствием. Из оставшихся могу вспомнить только лишь Валентину Васильевну Панферову.

— Теперь давайте поговорим об основной сфере Вашей жизни. Как начался Ваш роман с театром?

— Всё началось с театра Метростроя. В то время, когда я ещё учился в МГЗПИ, он стал профессиональным. Затем я поступил на режиссёрский факультет Университета культуры и искусств в мастерскую Виктора Ивановича Зыкова. Он заметил меня на одном из моих спектаклей, и я пошёл к нему учиться. Сейчас, к сожалению, его уже нет в живых, но осталось очень много его учеников, с которыми мы по сей день встречаемся. Как актёр, я проработал в профессиональном театре более 10 лет. У меня имеется несколько режиссёрских работ. Однажды мне довелось писать сценарий к спектаклю. Его можно увидеть и сегодня в театре «Постскриптум». —

— После окончания филфака Вы поступили на режиссёрский факультет Университета культуры и искусств. Тяжело ли Вам дался этот переход?

— Это, пожалуй, был для меня самый сложный период. Было это в начале 90-х, поэтому, не нужно рассказывать, что это было за время. К тому же, в то время у меня уже были жена и ребёнок, а в нашем театре порой по несколько месяцев не выдавали зарплату. Но приходилось как-то изворачиваться.

— Вы в течение 13 лет возглавляете театральную студию в Колледже связи №54. Расскажите, пожалуйста, про неё.

— Это было в эпоху дефолта, поэтому для поддержания работы театра приходилось искать средства у друзей, которые в то время ушли в бизнес. Я уже говорил, что мне довелось работать в интернате, а затем и школьным учителем. Так вот, в те годы мной организовывались выездные спектакли в детских домах и больницах. Артисты за работу получали вознаграждение, а дети – бесплатные спектакли. Также мои друзья открыли специальный фонд помощи семьям погибших в Чечне ребят. —

— Каковы Ваши эмоции, когда Вы смотрите поставленный Вами спектакль?

— Испытываю ли я удовольствие от того, что вижу на сцене ребят, которых мне удалось чему-то научить? Знаете, я никого не готовил в профессиональные артисты. За всё время работы студии лишь одна девочка стала профессиональной актрисой. Для меня главное то, что ребята проходят период общения с настоящей литературой, что они не сидят у телевизоров или у компьютеров. Я вижу, как общение с литературой помогает им в личностном росте. Конечно, дети должны выкладываться на сцене, невозможно играть кое-как. Сцена воспитывает, избавляет человека от комплексов, от всяких мелочей в характере, которые не нужны во взрослой жизни. И я вижу, что из наших выпускников получились достойные, современные люди, которые закончили институты. Многие уже обзавелись семьями.

— Теперь давайте поговорим о других Ваших увлечениях. Мне известно, что Вы большой любитель музыки. Назовите ваших любимых исполнителей?

— К музыке я отношусь исключительно, как потребитель. Вообще, предпочитаю старый рок – Deep Purple, Led Zeppelin, Beatles. Мой сын Стас ходил на Пёрплов ещё будучи школьником. Тогда, во время шоу ему удалось потрогать за рукав самого Яна Гиллана, а после Роджер Гловер расписался ему на футболке. —

— Можете ли Вы выделить кого-нибудь из современных исполнителей?

— Не знаю. Нет того, что меня бы заинтересовало. Конечно, я могу выделить Гребенщикова, Кинчева. Но для меня абсолютно невозможно слушать того же Михайлова. Как справедливо говорят многие, всё его творчество – это одна и та же песня, скопированная много раз. —

— Нашим парням, наверняка, было бы интересно узнать о Вашем отношении к спорту. Есть ли у Вас какие-либо достижения в этой стезе?

— Смотря, что считать достижением. Если говорить о том, достаю ли я кончиками пальцев до пола, то да, это, безусловно, достижение! (Смеётся) В своё время я очень увлекался футболом. Однако так случилось, что мы вынуждены были переехать в Мурманск, где мы прожили несколько лет. Футбольная секция там была слабенькая, и я начал заниматься боксом, и мне удалось достичь звания кандидата в мастера спорта.

— Вы как-то говорили, что вы играли в футбол на соревнованиях класса А. —

— Нет, там даже не о чем говорить. Это был только один сезон, да и то я тогда уже не связывал своё будущее со спортом. Был верным игроком скамейки запасных.

— В заключение, что бы Вы хотели пожелать нам как студентам и будущим журналистам, как людям, от которых зависит судьба страны?

— Я хочу, чтобы вы в иллюзии не впадали, думая, что от вас что-то зависит. Надо просто делать своё дело, служить профессии и людям. Ведь и театр, и журналистика созданы для людей. Сейчас очень модно мерить людей по критериям успешности, что в корне неправильно. Читайте классику, там всё есть. Иначе моих слов будет недостаточно – вот что я могу пожелать.

Беседовал Владислав УТКИН