Татьяна Журавлева Творческая мастерская

Контакты

В любое время по всем вопросам обращайтесь —
E-mail: arh.juravleva@yandex.ru


21 января 2014

Председатель земного шара от секции музыки

В 1912 г. русская художественная культура получила «Пощечину общественному вкусу» -от Д. Бурлюка, А. Кручёных, В. Маяковского и В. Хлебникова, эпатажно заявивших о разрыве с классической традицией. Формировавшийся в это же время супрематизм К. Малевича претендовал на статус философии русского авангарда, а футуристическая выставка «0,10» (1915) открывала для русских художников двери на выход: отказ от жизнеподобного изображения предметного мира -давал возможность выражать самую суть, внутреннюю структуру и содержания подлинно реальной природы, пространства, Вселенной. Это было время поиска и исследования новых форм и приемов создания художественной образности в искусстве. В том же 1912 г. были опубликованы «Опавшие листья» В. Розанова, которые А. Синявский называет «преодолением литературы», А. Барабанов «обновленным пониманием литературы», а С.М. Климова «лирическим романом мимолетностей». Не эти ли мимолетности стремились зафиксировать в своих картинах футуристы, раскладывая процесс движения -собаки на поводке, мчащегося мотоцикла, потока света от полночного фонаря на микроскопические фрагменты? Обновленное понимание сущности процесса творчества и создание новых форм, адекватных постижению истины, стереоскопического изучения вещей и явлений характерно для всех видов искусства начала ХХ века. —

Обновленное понимание музыки, отход от ладовых гармоний романтизма XIX века демонстрирует в начале ХХ века и С. Прокофьев, которого председатель земного шара от секции поэзии В. Маяковский считал своим собратом по борьбе за утверждение нового искусства. В 1915-1917 гг. С. Прокофьев создает знамениты цикл фортепианных пьес «Мимолетности», где каждая миниатюра, даже если она длится всего 20 (!) секунд являет собой особый характер завершенности, отдельно взятый мир со своей особой реальностью, где в самом малом таятся семена всего живого. И самое главное в этом мире — мгновения, заключающие в себе вечность:

Не кляните мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву
И зову мечтателей…
— — — — — — — — — — — — -К. Бальмонт

Творческая мастерская Т. Журавлевой представляет брошюру «С.С. Прокофьев: Мимолетности» из серии «Диалог с музыкой», подготовленную студенткой факультета ДИВИ -А. Петренко. —