Факультет психологии и управления человеческими ресурсами

Навигатор

УВАЖАЕМЫЕ СТУДЕНТЫ!

Оплату за обучение производить по нижеследующим реквизитам:

Квитанция об оплате за обучение

Все платежи, сделанные по квитанции МГГУ им. М.А. Шолохова, ДЕЙСТВУЮТ!



Деканат

Преподаватели факультета

Предварительный заказ справок

Контакты


Сорокоумова Елена Александровна

Ученая степень: -доктор психологических -наук


Ученое звание: -профессор


Должность: профессор кафедры менеджмента и социальной психологии

Основоположник нового направления в современной педагогической психологии – психологии самопознания в обучении. Автором создана практико-ориентированная концепция развития самопознания младшего школьника и дана ее теоретико-методологическое обоснование.

Образование: В 1978 году окончила Горьковский государственный педагогический институт по специальности история и английский язык с присвоением квалификации: учителя истории, обществоведения и английского языка.
В 1990 году прошла переподготовку по специальности практическая психология (система народного образования) с присвоением квалификации практикующий психолог (системы народного образования).
В 1995 году защитила кандидатскую диссертации на тему «Развитие познавательной активности младших школьников через понимание текста» по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.
В 1998 году присвоено ученое звание доцента по кафедре психологии.
В 2002 году защитила докторскую диссертацию на тему «Психология самопознания детей младшего школьного возраста» по специальности 19.00.07 – педагогическая психология.
В 2005 году было присвоено ученое звание профессора.

Деятельность: Общий научно- педагогический стаж работы свыше 30 лет. Работала в должности заведующего кафедры начального обучения в НИРО г.Нижнего Новгорода (1994-1996г.г) и заведующего кафедры психологии ГГАСУ в г.Н.Новгорода (1996-2002г.г.). Принимала участие в разработке Региональной программы гражданского образования, проводимой Нижегородским гуманитарным центром, под руководством проф. Джозефа Джулиан (США), в 1995 г.: раздел Гражданское образование в начальной школе Нижнего Новгорода и Нижегородской области в соавторстве с Дониным А.Н., Петривней И.В., Петровой Н.И.
Проекты: Является одним из автором проекта программы «Основы безопасности жизни в окружающей среде», разработанной Советом по экологическому образованию РАО, в соавторстве с Захлебным А.Н. и Симоновой Л.П. (2001-2002г.г.)
Работает В МГГУ им. М.А. Шолохова с 2002 г. -Разработала программы лекционных курсов для студентов психологических факультетов: «Психология развития и возрастная психология», «Педагогическая психология», «Методика преподавания психологии», «Основы методологии психологии».

Награды: В 2006 году награждена Почетной Грамотой Министерства Образования за многолетнюю плодотворную работу по развитию и совершенствованию учебного процесса, значительный вклад в дело подготовки высококвалифицированных специалистов.
В 2009 году награждена нагрудным знаком «Почетный работник высшего профессионального образования».
В 2012 году награждена медалью К.Д. Ушинского «За заслуги в области педагогических наук»

Научные интересы: -психология инновационного обучения, психология развития личности детей и подростков, психология сознания.

Читаемые курсы: «Психология обучения на различных возрастных этапах», «Методика преподавания психологии», «Педагогическая психология», «Преподавание психологии в системе высшего и дополнительного образования», «Психология развития и возрастная психология».

Преподаваемые дисциплины: — Отрасли психологии, психологические службы и практики
— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — Профессиональные коммуникации

Данные о повышении квалификации: — 2012 — Методы арт-терапии в образовании и бизнесе (психологическое консультирование). НОА НОВПО «Институт бизнеса и политики». Краткосрочное обучение.
— 2014- Медиаобразование в структуре профессиональных компетенций педагога искусства. ФГАОУ Академия повышения квалификации и профессиональной подготовки работников образования. Краткосрочное обучение.

Имеет, более -100 -публикаций, некоторые из них:
1. Уроки-путешествия в начальной школе.-практическое пособие.М.:Аркти, 2008-67с.-
2. Уроки экологии в начальной школе.-практическое пособие.М.:Аркти, 2008-45с.-
3. Уроки самопознания в начальной школе.-практическое пособие.М.:Аркти, 2008-55с.-
4. Уроки общения в начальной школе.-практическое пособие.М.:Аркти,2008-34с.-
5. Понимание окружающего мира людей и самого себя.М.:РУДН,2008-61с.-
6. Возрастная психология.С-ПбПитер,2008-208с.-
7. Педагогическая психология: инновационное обучение.С-ПбПитер,2008-170с.
8. Предисловие к 5-му изданию книги В.Я. Ляудис «Методика преподавания психологии».-с.5-9,М.Питер, 2007-
9. Предисловие к сборнику материалов междисциплинарной научно-практической конференции «Дидактика и информационно-коммуникативные технологии в профессиональном образовании: современные тенденции»-М,2007, с.6-8-
10. Предисловие/Сб. «Моя колыбельная песня».-М.:2007.- с.3-6.
11. Влияние понимания на становление самопознания (глава в коллективной монографии «Становление личности в условиях развивающей среды»/ ПГЛУ,Пятигорск, 2006.- 1,5 п.л.
12. Ценностно-смысловой аспект педагога-стажиста в образовательном пространстве/ Ж. Наука и школа, №1, 2006,с43-45
13. Возрастная психология (Учебно-методич.пособ.)/ СПб Питер, 2006,208с.-13,0 п.л.
14. Организация обучения взрослых в вузе.

Статьи: «Функции учителя в инновационном обучении«(2009)-«Самопознание в процессе обогащения сознания«(2009)- «Сравнительный анализ самоактуализации женщин в семье«(2012)- «Психологические особенности нравственного развития современных подростков«(2009) и др.

Аспирантура.Руководит дипломными проектами — и соискательскими исследованиями на ученую степень кандидата психологических наук.Рецензирует кандидатские и — докторские диссертации диссертаций, является официальнам оппонентом кандидатских и докторских диссертаций.Под руководством Елены Александровна защищено12 кандидатских диссертаций по различным направлениям психологических наук: педагогической, общей и социальной психологии.
-В настоящее время исследование психологии самопознания субъектов обучения развивается учениками Сорокоумовой Е.А. по следующим направлениям:
— Исследование формирования когнитивной составляющей самопознания в обучении (Кучерявенко В.И., Куркова Т.Е., Иванов А.А., Хлестова Е.Д.)-
— Исследование личностного аспекта самопознания в обучении (Усольцева И.В., Молостова Н.Ю., Николаева Е.С.)-
— Психология самопознания как теоретико-методологическая основа подготовки педагогов и специалистов вуза (Бобро Т.П., Лобанова А.В.).

— член ученого совета факультета психологии МГГУ им. М.А.Шолохова-
— председатель Государственной аттестационной комиссии в институте психологии и педагогики г.Москва-
— член ученого совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по психологии МГГУ им. М.А.Шолохова-
— член ученого совета по защите кандидатских и докторских диссертаций по психологии РГСУ.

Общий стаж работы: 36

Стаж работы по специальности: 36

Контактная информация: Тел.:8-903-762-22-55- Email: CEA51@mail.ru