Филологический факультет

Контакты

Адрес факультета: Москва, ул. 3-я Владимирская, д.7

Проезд: ст. м. «Перово» (первый вагон из центра) пешком 10-15 мин. по улице 3-я Владимирская (пройти 2 перекрестка).

2567

Почта: filfakmggu@mail.ru

Телефон: (495) 672-0490


30 мая 2013

Отчет о работе Круглого стола «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы»

Круглый стол прошел в плодотворной научно-методической дискуссии, касающейся места и судьбы литературы в сегодняшнем учебном процессе. Был организован телемост, благодаря которому к разговору подключились представители Ставропольского филиала МГГУ им. М.А. Шолохова, а также квалифицированные педагоги школ и вузов, авторы учебников, административные работники из Москвы, Ставрополя, Дагестана, Железноводска, имеющие большой — опыт преподавания предмета.

Речь шла о — современных условиях изучения русской литературы в школе и вузе, об учебниках по литературе, о целесообразности единого учебника по предмету. Поднимался вопрос о современных прочтениях произведений, о старых и новых смыслах и ценностях в художественных текстах. Обсуждались инновационные формы и методы преподавания предмета, его место в системе других дисциплин.

Открыла заседание доктор филологических наук, профессор, декан филологического факультета, заведующая кафедрой русской и зарубежной литературы, заслуженный работник высшей школы РФ Котовчихина Н.Д. Она емко и содержательно очертила круг проблем, которые сегодня волнуют педагога, поделилась своими впечатлениями от участия в заседаниях Общественной палаты РФ, обсуждавшей вопросы повышения качества литературного образования в средней школе.

Ставропольские педагоги высказали ряд замечаний к учебным пособиям, отмечая и перегруженность их терминологией, и, порой, отсутствие логики в построении системы произведений, и множество разночтений в программах, предлагаемых разными авторами.

В обсуждении принимали участие авторы известных учебников по литературе для лицеев и гимназий с углубленным изучением литературы: доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой преподавания русского языка и литературы дополнительного профессионального образования Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Обернихина Г.А. и кандидат филологических наук, доцент — этой же кафедры Емельянова Т.В. —

Своим опытом поделилась преподаватель московской школы № 1148 им. Ф.М. -Достоевского Пекшева -Е.Ф. В презентации она рассказала о конференциях, посвящённых творчеству великого русского писателя, о выходе сборников статей по итогам выступлений и о существовании школьного музея Ф.М. Достоевского.

Доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой дагестанских языков Дагестанского государственного университета Махмудова С.М. из Махачкалы затронула острую на сегодняшний день проблему русско-дагестанских связей, подчеркнув большое значение русской литературы в урегулировании многих межэтнических конфликтов, любовь дагестанцев к русскому народу и культуре.

Эту же тему межнациональных взаимоотношений продолжила доктор педагогических наук, профессор Центра филологического образования РАО, академик Академии педагогических и социальных наук Черкезова М.В.

С докладами и сообщениями выступили преподаватели кафедры русской и зарубежной литературы МГГУ -им. -М.А. -Шолохова: доктор педагогических наук, профессор Воителева -Т.М., рассказавшая о специфике филологического образования в школе, кандидат педагогических наук, доцент Карунин -Е.А., поделившийся успешными примерами приобщения школьников-подростков к поэтическому творчеству, кандидат филологических наук, доцент Тимашёва -Л.В., доктор филологических наук, профессор Литвиненко Н.А.

Отрадным было присутствие школьников из московских гимназий, которые охотно участвовали в обсуждении проблемы, рассказывая о своём восприятии литературных произведений и тех трудностях, которые возникают сегодня при их изучении.

Ведущая заседание Круглого стола доктор филологических наук, профессор кафедры русской и зарубежной литературы им. -М.А. -Шолохова, главный редактор журнала «Парус» Гречаник -И.В., подводя итоги, отметила, что заседание Круглого стола проходило на фоне высокого эмоционального накала и доверительной атмосферы — важно, что состоялся обмен высокоэффективными научными стратегиями в преподавании и изучении литературы, были намечены пути преобразований, которые сегодня необходимы как вузовским, так и школьным преподавателям-словесникам.