Факультет журналистики

Контакты

Адрес факультета:
Москва, ул. 3-я Владимирская, д.7
Проезд:
ст. м. «Перово» пешком 15 мин. style=»font-family: arial, helvetica, sans-serif-«> —

Телефоны: (495) 672-1250

— — — — — — — — — — — — — — — — — — 2698
Телефон приемной комиссии: — (495) 376-16-68- 647-44-77 доб.1*3131


25 марта 2015

Формула жизни Акиры Куросавы

Журналистская мастерская Николая Пивненко

Влюбляйтесь, девушки, влюбляйтесь
Пока румянец рдеет на щеках.
Пока страсть жить горит в глазах,
Живите только одним днем.
Пусть жизнь внутри вас бьет ключом…

В память о замечательном режиссере и сценаристе — Акире Куросаве ко дню его 88-летия хотелось бы осветить одну из сильнейших его картин — «Жить».
Наверняка для многих нелегко будет посмотреть фильм 1952 года да еще и длительностью в 2 часа 23 минуты. Однако как только вы начнете просмотр, все уйдет на второй план, останетесь вы и это глубокое кино. С первых минут картина цепляет своей необычной подачей, интересным сценарием и удивительно качественной съемкой.
Образ гоголевского маленького человека в главном герое неожиданно пошатнулся после того, как он узнал о своем смертельном заболевании. Проходя путь осознания своего скорого конца, он понял, что вовсе не тело болит у умирающего, а сердце. Жизнь его внезапно переворачивается. Бинты мумии сняты. Теперь он видит.
А видит он совсем не то, что хотелось бы: равнодушие сына и сплошные мысли о его наследстве, иссохшие сердца служащих в конторе, сплошное безразличие кругом, но самое страшное — зря прожитую жизнь.
Будучи в шаге от смерти, Канжи Ватанабе загорается жизнью, пытается научиться наслаждаться ею, закрасить тридцать лет, проведенных мумией.
Он встречает несколько людей, помогающих ему понять, что надо делать, как же это – жить, а не просто существовать. Кольцевое обрамление сюжета возвращает нас к начальным кадрам фильма. Канжи принимается за строительство парка на месте вредоносного болота. Благодаря этому Поступку жители города оказались единственными, кто искренне оплакивал смерть Ватанабе.
Фильм пробуждает в сердце страсть, страсть жить. Страх провести жизнь, так и не живя, намертво селится внутри.
Но не только проблема жизни и смерти поднимается в этой картине.
Во второй ее части очень тонко и саркастично передана бюрократическая атмосфера общества, бездействие и самолюбие чиновников. Они как бы проходят круг от безразличия к безразличию через минутную вспышку человечности. Смерть Ватанабе Канжи и совершенный им поступок пробудили в них душу. В пьяной горячности они клялись, что смерть героя не будет напрасной, что они будут помнить его и будут также совершать Поступки.
Но, вертясь в кругу своих обязанностей, они очень скоро возвращаются к прежнему безразличию и бездействию, напрочь забывая Ватанабе и его Поступок, а секундный протест души быстро тушится страхом потерять рабочее место.
В людях крепко спят люди. Неужели только осознание скорой кончины способно пробудить нас ото сна?
Заканчивается фильм съемкой построенного Канжи парка, являющимся живой памятью того, что он по-настоящему жил. Пусть он и забыт пустыми чиновниками, пусть он ушел из жизни, но память о нем всегда сохранится в улыбках жителей, в смехе детей.

Нельзя не отметить замечательную игру главного актера — Такаси Симуры. Это, можно сказать, была игра глазами, в которых читались все мысли и глубокие переживания героя. Еще раз хочется уделить внимание необычному построению сюжетной линии, цепляющей зрителя и передающей действительность с разных сторон.
Что можно еще сказать об этом фильме? Наверное, что именно таким и должно быть кино. После просмотра остается огромное количество мыслей, пляшущие по телу мурашки и желание изменить свою жизнь.
Эту картину можно назвать «родителем» большого на сегодня количества фильмов про умирающих.
Тема жизни и смерти остается очень актуальной и по сей день. А тем более тема смерти во время жизни.
Живите, а не существуйте. Живите сейчас. Не откладывайте жизнь на потом. Воспользуйтесь формулой жизни Акиры Куросавы.

Александра МИРОН

Центр мультимедийной журналистики

Факультет журналистики