Факультет журналистики

Контакты

Адрес факультета:
Москва, ул. 3-я Владимирская, д.7
Проезд:
ст. м. «Перово» пешком 15 мин. style=»font-family: arial, helvetica, sans-serif-«> —

Телефоны: (495) 672-1250

email: dekanat219@yandex.ru
— — — — — — — — — — — — — — — — — — 2698
Телефон приемной комиссии: — (495) 376-16-68- 647-44-77 доб.1*3131


21 декабря 2014

Таинство кукольного мира

У Вас когда-нибудь возникали особые чувства к вещам?.. Такое ощущение, будто игрушка или кукла является Вашим спутником по жизни, сидя где-то неподалеку и наблюдая? Она смотрит за Вами, а Вы пытаетесь предположить, каковы мысли того, чьи существование и суть заключены лишь в одном моменте, в остановке, стоп-кадре образа создателя сего творения.

Я познакомилась с миром удивительных людей на выставке «Искусство кукол», который удалось прочувствовать, и именно поэтому так хочется о нём рассказать.

Многим кажется, что придавать значение вещам и деталям – детское занятие. Но это целая жизнь, множество жизней в одной. Это то, о чём говорилось в «Жалобной книге» Макса Фрая, где главные герои могли вместить в несколько секунд десятки чужих лет, только посмотрев на человека, явно недовольного своим существованием. Отличие в том, что трудолюбивые и творческие натуры, собравшиеся в одном месте на площадке Гостиного Двора подобно накхам Фрая, приходившим время от времени в обоснованное ими кафе «Дверь в стене», не крадут ничьи чувства, гамму непередаваемых ощущений, а создают их самостоятельно и охотно делятся с другими. Этим людям не приходится довольствоваться «чем попало», потому что в их власти решать, миром каких вещей и судеб себя окружить.

Далеко не всем удаётся вложить душу в дело и осуществить сокровенный замысел. Настоящие произведения искусства требуют кропотливой работы и долгого обдумывания, построения композиции. Именно поэтому где-то можно увидеть шаблонные, похожие произведения, так сказать, без искры оригинальности, пронзающей в самое сердце, а где-то – настоящие, живые шедевры, способные быстро найти хозяина.

Светлана Каракулева, один из мастеров этого вида искусства, поделилась тем, какова жизнь её «детищ»: «Когда они рождаются, у них сразу появляется своя история, свой самостоятельный, не зависимый от меня, взгляд. На выставке мы показываем инсталляции, обыгранные сценки из жизни <-игрушек>-. — Вчера был зайчик, который на санках тащил огромную морковь в дом, — его усыновили. Остался мальчик-лис с цветами. Его девушку вчера купили, и он от этого стал грустнее. — Сидит рыбачок, который ждёт свою золотую рыбку… У каждого из них своя история, своя сказка». Её игрушки сшиты по технике 50-60-х годов: они из настоящего «советского» плюша, внутри них настоящие опилки, и расписаны они настоящим художественным маслом. Возможно, это даёт им некоторое преимущество при восприятии. Такие изделия не ломаются быстро, выполнены в высоком качестве и готовы долгое время быть вместе со своим хозяином, погружая его в старую добрую сказку. Маленькие истории крошечных винтажных зайчиков, слоников, поросят, мишек Тедди захватывают даже не столько детей, сколько взрослых, поверьте. Наверное, потому, что в повседневной жизни нам не хватает именно веры в давно забытые прекрасные чувства. Из памяти со временем уходят те легенды и несбыточные мечты, которые когда-то составляли основу нашего детского мировоззрения.

Чаще всего куклы становятся настолько близки своим создателям, что те отказываются от каких-либо других занятий, кроме как рукоделия. Так произошло и у Светланы Каракулевой и у другой мастерицы, с которой удалось пообщаться на вдохновляющую тему творчества. Ольга Тимофеева рассказала о том, что она начала заниматься изготовлением кукол только в 2008м году. По профессии она была художницей. Тогда ей нужно было найти подарок дочке на День Рождения – вещь, которая пройдёт с девочкой по жизни через все невзгоды или трудности. Посмотрев в Интернете варианты, Ольга настолько вдохновилась, что буквально на следующий день уже знала, какие материалы понадобятся и что получится в результате. С тех пор женщина изготовила немало кукол. Причём в каждую из них было вложено максимум усилий – она старается делать все детали самостоятельно, включая собственную фантазию, совершенствуя мастерство и увеличивая экспрессивность образов.

Работы Ольги оригинальны все до одной. На стенде красовались Джокер с ярко выраженным коварным взглядом, маленькая хрупкая принцесса на троне, играющая ленточкой в то время, как земноводное чудище крадётся внизу, весёлый скрипач-кузнечик, томно посматривающий вверх, и девушка-лето с ромашками в волосах и игривостью на личике. Как рассказала мастерица, каждая кукла рождается по-своему, и часто из, казалось бы, незаметных мелочей: случайно брошенных фраз, стихов, любимых фильмов…

Выставка пестрила очень разнообразными работами русских и иностранных любителей рукоделия: здесь можно было познакомиться и с этническими куклами, и с пупсами, и с трогательными зверьками, и с мифическими существами, и с барышнями, чьи лица были то невероятно задумчивы, то напуганы, то веселы, то печально-таинственны, то по-кукольному безмолвны. Одной из самых популярных тем была сказка «Алиса в Стране Чудес»: много раз встречался кролик, а у одного мастера появились даже различные вариации на тему карт в виде девушек и юношей в оригинальных нарядах. И даже это ещё не всё.

Редкие вещи запоминаются. Редкие куклы захватывают своим образом…

Между рядами стендов одна из них вдруг попадает в поле зрения и заставляет взглянуть ещё раз. Сделав фотографию, ухожу. А потом возвращаюсь снова.

Англичанка лет восемнадцати, с натуральными рыжими волосами, жительница девятнадцатого века. Она непростая: внутри этой молодой особы много эмоций, которые она не может и не хочет скрывать, несмотря на правила этикета, заботливо вбиваемые в горячую голову девушки матушкой. На ней нежное бежевое платье в кружевах, в руках – букет сиреневых пионов, а непослушные огненные кудри по бокам завязаны миловидными бантиками. В лице — негодование, боль, обида. Брови нахмурены, а девушка вся напряжена. Как тот парень посмел так грубо обойтись с ней? Как? Этот простак! Совсем неподалёку, вне нашей видимости, он держит за руку уже другую. Брюнетку, блондинку, — не важно. Сердце рыжеволосой Анны всё в иголках, но слёзы хочется сдержать, она же сильная, сдержанная – всё сможет, всё вытерпит…

Вот такую историю я увидела и «прожила», лишь посмотрев на куклу.

Дарья ФЛОКАУ

Центр мультимедийной журналистики

Факультет журналистики