Телефоны: (495) 672-1250
—
Преподавание – наука сложная, и Шкунова Ольга Валерьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ Горки-Х, справляется с ней на славу! Ее интерес к своему предмету завораживает. Литература благодаря ей стала любимым предметом большинства школьников. —
— Кто привил Вам любовь к литературе?
— Любовь к чтению – это, конечно, мама. Я в детстве не очень любила читать, именно мама «подкладывала» мне книжки и терпеливо ждала, когда же я найду свою книгу. А любовь к литературе мне привила моя учительница. Учительница русского языка и литературы – Серпокрылова Галина Николаевна.
— Какую литературу Вы больше любите? Зарубежную или отечественную?
— Мне нравится и отечественная, и зарубежная литература. Но если говорить о классике, то я предпочитаю литературу отечественную. Исключением является немецкая поэзия: Гетте, Гейне, Шиллер.
— Назовите Вашего любимого писателя или поэта и его произведение.
— Из русской классики больше всего я люблю поэзию М.Ю.Лермонтова. Самая любимая его поэма – это «Демон». Также мне нравится любовная лирика Лермонтова. Одно из лучших, на мой взгляд, стихотворений — «Нищий». Я прочла его сама, когда училась в школе, нашла его в многотомнике, который благодаря моей маме был у нас дома. С тех пор оно остается моим самым любимым. Что касается прозы, то мне нравятся истории из жизни, истории любви, динамика этих историй, различные «переплеты» в судьбах героев. Это, конечно же, И.А.Бунин с рассказами: «Кавказ», «Солнечный удар», «Легкое дыхание», «Темные аллеи». У А.И.Куприна я обожаю, наверное, самый короткий рассказ – «Куст сирени» и (не побоюсь показаться неоригинальной) — «Гранатовый браслет», «Поединок», «Олеся».
— К какому типу героев Вы бы себя отнесли и почему?
— Я, конечно, себя отнесу к герою романтического мира, потому что я всегда отстаиваю свою точку зрения, всегда противостою кому-то ( вольно или невольно), и как всегда: «один в поле воин».
— Ольга Валерьевна, я знаю, что Вы работаете не покладая рук, но свободные минутки у Вас все же бывают. На что Вы их тратите? Есть ли у Вас хобби?
— У меня нет хобби. Хобби предполагает какое-то постоянное, определенное занятие. У меня его нет. По сути и по натуре своей я – лодырь. Поэтому я люблю путешествовать, загорать, купаться, кататься на велосипеде. Люблю ходить в лес за грибами, люблю просто гулять по лесу, вдыхать свежий воздух и наслаждаться им. Я люблю бездельничать и это – мое хобби.
— Представьте себя на месте министра образования, что бы Вы изменили в преподавании литературы в школе?
— Я бы увеличила количество часов преподавания русского языка и литературы. Изменила бы качество преподавания, потому что литературу и родной язык не может преподавать человек, равнодушный к этому. Я, наверное, прежде всего, изменила бы «выращивание» педагогов, если так можно сказать. От этого очень многое зависит. Если педагог любит сам то, что он делает, тогда и дети будут любить. А если педагог относится к этому равнодушно и просто отбывает время на работе, то толку от этого нет и не будет никогда! В школе, по большому счету, остались только альтруисты.
— Я знаю, что один из Ваших любимых уголков – это Ваша дача. Вы отдыхаете там душой. Что вас тянет туда?
— В те места меня тянет абсолютное ощущение свободы! Там бескрайние просторы, там практически нет никого рядом. Моя дача находится в небольшой деревеньке, поэтому я редко встречаюсь со своими соседями, я их почти не знаю и не стремлюсь к знакомству. Меня прельщает одиночество, возможность побыть в единении с природой: лесом, полем, водой, небом. Там потрясающее небо! Мне нравится это ощущение, что ты здесь никому не интересен и не нужен.
— Я знаю, что рядом с Вашей дачей находится Бородинское поле. Может быть, Вас так же привлекает и история?
— Я бы не сказала, что меня, в основном, привлекает история. Когда мы только там обосновались, мне было интересно, я ездила, я смотрела. Сейчас я, как любой человек, долго живущий на одном месте, принимаю это как данность, как должное. Но кое-какие моменты мне все же нравятся. Не грандиозные, масштабные события, которые там разворачиваются в сентябре каждого года, хотя это очень здорово, ведь только на энтузиазме людей держатся все эти театрализованные представления. Но больше всего меня радует огромное количество маленьких, «крошечных» памятников, которые ставили родственники погибших на этих полях французских солдат. Когда я там гуляла, я видела, как около этих памятников стояли семьи. Мне нравится это, нравится, что они просто помнят о своих погибших родственниках и навещают их. Также, до реставрации этих памятников, мне нравилось, что на них были выбиты имена, фамилии, на некоторых были выбиты карты, были показаны стрелками их походы: карты сражений и боев. И я, проезжая мимо на велосипеде, что-то там рассматривала, мне было очень интересно. Конечно, нужно знать то место, в котором ты живешь.
— Многие учителя занимаются репетиторством, но ходят слухи, что репетиторство хотят запретить. Как Вы относитесь к этому?
— Мне, честно сказать, все равно. Просто для того, чтобы избавится от репетиторства, если оно кому-то так мешает, нужно создать условия, в которых дети спокойно смогут овладеть тем необходимым количеством знаний, которые требуются от них для успешной сдачи ЕГЭ и для поступления в ВУЗ. Этого, к сожалению, не происходит, потому что слишком мало времени и слишком большой разброс в старших классах по тематике и проблематике изучаемого материала. Необходимо гораздо больше времени для того, чтобы научить целый класс тому, чему может научить репетитор одного ребенка за год работы, при обоюдном желании и стремлении.
— К сожалению, современная литература сейчас не на высшем уровне. Как Вы относитесь к ней? Можете ли посоветовать произведения какого-либо автора для чтения?
— К современной литературе я отношусь достаточно прохладно, потому что я выросла на классике. И современную литературу с классической сравнить очень сложно по глубине мысли, по манере письма, по языку. Грустно становится, когда читаешь литературу сегодня и на ходу исправляешь речевые и стилистические ошибки в уже напечатанном издании, поэтому вопрос закрыт. Из современной литературы мне больше нравится зарубежная. Наверное, что касается как раз грамотного письменного оформления, то это, прежде всего, заслуга наших корректоров. Это люди, перед которыми я всегда снимаю шляпу.
— А как Вы относитесь к Марининой и Акунину?
— Из нашей современной литературы это, наверное, два имени, которые заслуживают уважения как писатели. Их книги остаются интересными на протяжении нескольких поколений. Это само за себя говорит. Если эти книги нравятся молодежи, то это здорово! Но это только два имени, а какое количество литературы сейчас издается! Я о другом хочу сказать: вот, когда нашу современную литературу будут читать иностранцы на русском языке, как в свое время они учили русский, чтобы прочесть А.С.Пушкина, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого, тогда ей можно ставить зачет.
— Как Вы считаете, молодежь в Ваше время была более начитанной, чем сейчас? Если да, то почему?
— Да. В то время, когда я оканчивала школу, не было такого количества источников информации. Сейчас человеку дается очень многое – радио, телевидение, интернет. Информация льется отовсюду, и человек порой пресыщается этим, и ему уже ничего не хочется. Нам же очень хотелось читать. Нам повезло в том, что мы – «дети безвременья», как я нас называю. В то время была перестройка, был развал Советского Союза, и ценности, которые всю жизнь закачивали в нас, тут же разрушились, а нового нам дать еще не успели, и, поэтому, мы все черпали из литературы. А.Ахматова, М.Цветаева, О.Э.Мандельштам, Д.Мережковский – это все было раньше под запретом. Когда мы начали это читать, для нас это был прорыв! Многие рассказы И.А.Бунина, А.И.Куприна у нас не печатались, нельзя было просто пойти и купить сборник, на это было табу. Тогда все было под запретом, а запретный плод сладок. Я помню, как читала роман «Мастер и Маргарита» М.А.Булгакова «из-под полы», отпечатанную от руки, в каком-то самодельном переплете, но это было так интересно, так потрясающе, что хотелось больше узнать, увидеть, услышать и обсуждать. А сейчас это никому не нужно. Хотя я могу сказать, что я встречалась со своими некоторыми бывшими учениками, закончившими учиться в 2012 году, и была приятно удивлена, узнав, что они читают, читают много, как современную литературу, так и классику. Для меня было важно то, что они начали читать. Я всегда говорила, что в жизни каждого человека должен наступить момент, когда он найдет свою книгу, и тогда все получится.
— Продолжаете ли Вы общение с вашими бывшими учениками?
— Продолжаю, но не со всеми. Если ко мне человек пришел, то я с ним всегда пообщаюсь. Да, кто-то из учеников мне был более интересен, кто-то менее, кто-то меня не любил, кого-то я не любила, но мы это не демонстрировали в свое время. Учителя вообще не должны кого-то любить или не любить, но с этим ничего не поделаешь. Но я хочу сказать, что в моей жизни есть люди, которых я выпускала много лет назад, и я продолжаю с ними общаться. Мне очень приятно, что меня не забывают. Кто-то приходит ко мне, с кем-то общаешься виртуально, кого-то периодически встречаешь, а кто-то даже не здоровается. Всякое бывает и это нормально.
Министерство образования и науки РФ |
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|