Факультет журналистики

Контакты

Адрес факультета:
Москва, ул. 3-я Владимирская, д.7
Проезд:
ст. м. «Перово» пешком 15 мин. style=»font-family: arial, helvetica, sans-serif-«> —

Телефоны: (495) 672-1250

email: dekanat219@yandex.ru
— — — — — — — — — — — — — — — — — — 2698
Телефон приемной комиссии: — (495) 376-16-68- 647-44-77 доб.1*3131


04 апреля 2015

Андрей Тарковский: понятный, но не понятый

Журналистская мастерская Николая Пивненко

4 апреля выдающемуся советскому режиссеру Андрею Арсеньевичу Тарковскому исполнилось бы 83 года. В каждом его фильме скрыта часть его души. Фильмы Андрея Арсеньевича говорят о совести. О людях. Они заставляют думать.

Он родился 4 апреля 1932 года в селе Завражье, Кадыйского района Костромской области. Отец, Арсений Тарковский, русский поэт, оставил семью, когда Андрею было 3 года. Мальчику тяжело далось расставание с отцом, и это проявилось в будущих его работах.
В школе особого интереса к учебе он не проявлял, зато с интересом относился к музыке и рисованию. А по окончании школы решил пойти по стопам отца и поступить в Московский Институт Востоковедения. Но после года обучения Андрей вовсе перестал посещать институт и связался с дурной компанией. Чтобы спасти сына, мать устроила его в геологическую партию, работавшую в Сибири.
Набравшись жизненного опыта, летом 1954 года Тарковский подал документы на режиссерский факультет ВГИКа. А в 1962 году вышел его первый полнометражный фильм – «Иваново детство». Фильм рассказывает о судьбе 12-летнего разведчика Ивана. Война забрала у мальчика мать, и он идет на фронт, чтобы сражаться с врагом. Особая роль в этой картине отводится снам героя. Они, по сути, и являются основой фильма. «Иваново детство» стало для кинематографистов образцовым, получило мировую известность и главный приз на кинофестивале в Венеции. Режиссёр Сергей Параджанов, посмотрев «Иваново детство», воскликнул: «Теперь я знаю, как снимать кино!».
Следующим фильмом стали «Страсти по Андрею». В нём поднималась тема взаимоотношений художника с миром. Несмотря на то, что основной фигурой выступает русский иконописец Андрей Рублёв, фильм был в некоторой степени автобиографичен. Тарковский отразил в нём свои переживания и чувства. Советская цензура не могла допустить такой откровенности и вынудила режиссера переименовать фильм. После своего выхода «Андрей Рублёв» сразу же вызвал недовольство высших чинов. Фильм обвиняли в унижении достоинства русского человека, превращении его в дикаря. Однако на Каннском фестивале 1969 года картина получила главный приз Международной Федерации Кинопрессы.
Сразу после завершения работы над «Андреем Рублёвым» Андрей Тарковский приступил к разработке сразу двух сценариев: «Солярис» и «Исповедь». И если «Солярис» был основан на одноименном романе Станислава Лема, то «Исповедь» — это исключительно автобиография режиссера, отражение его жизни, мыслей, души. Не случайно «Исповедь» в последствии была переименована в «Зеркало». Над этим фильмом он работал в одиночку. Здесь отчетливо прослеживаются переживания Андрея по поводу отсутствия отца и тема матери, которой он считал себя обязанным за все его достижения. В картине главный герой фактически отсутствует, но зритель видит всё происходящее именно его глазами.
После выхода обеих картин на режиссера обрушился шквал критики. На «Мосфильме» постоянно разгорались споры. Говорили, что фильмы Тарковского не будут приняты и поняты зрителем. Однако на Западе их принимали и понимали.
Поистине многострадальным для режиссера стал фильм «Сталкер» по мотивам повести братьев Стругацких «Пикник на обочине». Тарковский потребовал от братьев написать 18 вариантов сценария. Фильм рассказывал о путешествии Профессора и Писателя, сопровождаемых Сталкером, в Зону, точнее, в некую Комнату, где исполняются любые желания. Ничего не получив от своего путешествия, герои всё же возвращаются в свою привычную жизнь совсем другими людьми. Зона заставила их о многом задуматься и сделать выводы. Полностью сняв картину и отправив на монтажный стол, Тарковский узнал о том, что негатив был проявлен неправильно – фильм фактически был смыт с плёнки. Этот удар вплотную приблизил режиссёра к инфаркту. Оправившись, он полностью переснял фильм. А во время монтажа пережил ещё один приступ. Этот фильм стал последней его работой в Советском Союзе.
В 1981 году Андрей Тарковский отправился к друзьям в Италию и начал работу над фильмом «Ностальгия», рассказывающем о чувствах и состоянии души русского человека, находящегося вдали от Родины. Тарковский очень любил Россию. Очень тонко чувствовал русскую культуру. Но из-за сильного давления советских властей, из-за невозможности чувствовать себя свободным режиссёр принимает решение остаться на Западе. Лишь здесь он мог реализовывать свои творческие планы.
В Советском Союзе власти тут же объявили Тарковского предателем. Его родных не выпускали из страны. Своего сына Андрея он увидел уже будучи тяжело больным, когда уже не мог вставать с постели.
Известие о тяжелой болезни – раке легких – настигло его во время работы над последним фильмом – «Жертвоприношение». В нём главный герой, не верящий в Бога, в преддверии конца света пытается понять, какое жертвоприношение ему надо совершить, чтобы сохранить жизнь своим детям. «Жертвоприношение — это то, что каждое поколение должно совершить по отношению к своим детям: принести себя в жертву» — так режиссер объяснял идею своего фильма. Андрей Тарковский эту жертву принес, всего себя вложив в свой последний фильм.
Незадолго до смерти он написал завещание, в котором просил похоронить его в Париже. «Когда я не смогу ничего возразить, я стану угодным «власть имущим», тем, кто в течение 17 лет не давал мне работать, тем, кто вынудил меня остаться на Западе, чтобы, наконец, осуществить мои творческие планы, тем, кто на пять лет насильственно разлучил нас с нашим 10-летним сыном… Ни живым, ни мертвым я не хочу возвращаться в страну, которая причинила мне и моим близким столько боли, страданий, унижений. Я — русский человек, но советским себя не считаю.»
Андрей Тарковский скончался от рака легких 29 декабря 1986 года. Но фильмы удивительного режиссера поистине бессмертны. Истории, рассказанные Тарковским, по-прежнему учат нас жить, чувствовать, мыслить.

Ирина КАРПЕНКО

Центр мультимедийной журналистики

Факультет журналистики