Факультет журналистики

Контакты

Адрес факультета:
Москва, ул. 3-я Владимирская, д.7
Проезд:
ст. м. «Перово» пешком 15 мин. style=»font-family: arial, helvetica, sans-serif-«> —

Телефоны: (495) 672-1250

email: dekanat219@yandex.ru
— — — — — — — — — — — — — — — — — — 2698
Телефон приемной комиссии: — (495) 376-16-68- 647-44-77 доб.1*3131


03 декабря 2014

Али есть то место, али его нет

Али есть то место, али его нет
Дай-ка я разок посмотрю,
Где рождает поле зарю.
Ай, брусничный свет, алый-да рассвет,
Али есть то место, али его нет.
Шаганов А.

В редакцию, где я сейчас работаю, пришло приглашение от Минприроды. «Жукова, что ты делаешь в эти выходные? Ну не важно, поедешь сажать дубки на Куликовом поле. Задание на почте», — сказал на утренней планёрке редактор. «Что делать? Зачем?», — не решилась задать я вопросы и стала обновлять почтовый ящик.

Выяснилось, что министерство организует пресс-тур в Тульскую область, где расположено место исторической битвы. Журналисты должны стать участниками акции «Живи лес». «Восстановление исторических площадей дубовых насаждений — «Зелёная дубрава» – легендарного лесного массива, где ждал своего часа Засадный полк русских воинов, решивший исход сражения», – так была сформулирована цель предстоящей поездки.

Не скажу, что я была в восторге, тем более редактор сказал о буквальном участии. То есть вместо того, чтобы валяться в кровати до полудня, я с семи утра буду сажать деревья.

В пятницу в моем рюкзаке были необходимые вещи: спортивный костюм и зубная щетка. В три часа дня маршрутка с журналистами отправилась от здания «Рослесхоза» в сторону Тульской области.

Я была в компании пресс-секретаря Минприроды, корреспондента и оператора с «России 1». В таком составе через пять часов мы заехали в Тульскую область. Пока не стемнело, я смотрела в окно, наслаждаясь яркими красками осени. Иногда прекрасный ландшафт контрастно сменялся ветхими постройками местных поселков. При виде черных деревянных домов, полуразрушенных заборов, ржавых машин, беспризорной скотины, сердце невольно сжималось. Меня одолели тоскливые мысли.

Ведь это не единственная дорога, вдоль которой мне доводилось видеть подобную картину. Придорожные районы Тверской области имеют не менее удручающий пейзаж. Отправляясь в Ростовскую область, поражаешься нищете и заброшенности многих районов. Там у людей нет средств не только на содержание хозяйства, но и на собственное существование.

Вот березы, склонились под тяжестью золотых листьев, а за ними покосившийся домишка – вот-вот его крыша коснётся земли. Такое чувство, что русскому человеку не свойственно следить за жилищем и двором, ему подстать лениться, не замечать разрухи, но искренне наслаждаться тем, что дает природа. Ещё в станице Вёшенской, где я выросла, соседский дед, у которого никак не получалось поставить рухнувший забор, говорил: «Ничего, сейчас деревья зацветут, позеленеют, и видно не будет, что поломан».

Очнуться меня заставил пресс-секретарь, он сообщил, что мы на месте. Было уже темно. Улицу освещали редкие фонари. Водитель остановил «мини-бас» у длинного деревянного здания с аккуратным забором и вывеской «Гостиница-Конюшня». В нос ударил резкий запах – пахло лошадьми. Мы остановились, чтобы осмотреться: хотелось увидеть, наконец, легендарное поле. Но было настолько темно, что полная луна даже частично не могла озарить окружавшие нас просторы. Вдали только виден горизонт, равнина слева и кривая дорога справа. Воображение стало рисовать картины сражения войска Донского со стаей Мамая.

На следующее утро, солнце еще не взошло, а мы уже мчались по узкой дороге меж полей, где нет следов упорного человеческого труда. Когда впервые видишь вокруг себя просторы, больше всего поражает отсутствие цивилизации. Нетронутая природа. Глаза видят лишь горизонт и синее небо. Но разве этого мало? Впереди был виден горизонт с лесополосой, это была та самая известная из летописей дубрава, ставшая в далеком 1380 году укрытием для Засадного полка.

На месте намеченной посадки уже стоял министр, окружённый тульскими журналистами. Он выступил на открытие акции, сказав, что собравшиеся в этом месте совершают богоугодное дело и увековечивают память воинов, погибших за Отечество.

Оказалось, что сажать дубы приехали не только природолюбивые журналисты, но и представители политических партий, общественных, молодежных и детских организаций и движений, военнослужащие, курсанты и ветераны войн, школьники и студенты. Все, в этот день отдали дань памяти предкам, таким необычным способом.

Небывалое чувство гордости за свое Отечество, за русских людей наполняло мою душу. Один за другим, вместе с пресс-секретарем мы высаживали маленькие росточки дубов. Второй ряд сажал музейный работник. Он не замолкал, постоянно рассказывал интересные подробности из летописей. «По подсчетам историков на поле Куликовом сошлось несколько десятков тысяч воинов. Здесь в крови Мамаева побоища зарождалась будущая Россия. Куликовская битва явилась коренным переломом в борьбе Руси против ордынского ига, оказала решающее влияние на создание единого русского государства», — говорил он, переводя дыхание.

Позже в музеи истории, который находится на этой земле, я взяла сувенирный магнит, на нем были написаны слова Н.С. Гумилева: «На Куликово поле пошли рати Москвичей, Владимирцев, Суздальцев.., а вернулась рать Русских… Это было началом осознания ими себя как единой целостности – России!».

После посадки молодых дубков, мы собрались перед музеем. Среди окружавших нас просторов и тихого гула ветра заместитель министра протянул: «Выйду ночью в поле с конем, ночкой темной тихо пойдем…».

Историки любят поспорить о месте сражения. Бескрайние поля, которые мы видели в Тульской области, дают представление о величие России. Любое из этих мест могло стать полем битвы. И ведь до сих пор остаётся загадкой: есть то место, али его нет.

Ангелина ЖУКОВА
Под редакцией Светланы АГАПОВОЙ

Центр мультимедийной журналистики

Факультет журналистики