Факультет журналистики

Контакты

Адрес факультета:
Москва, ул. 3-я Владимирская, д.7
Проезд:
ст. м. «Перово» пешком 15 мин. style=»font-family: arial, helvetica, sans-serif-«> —

Телефоны: (495) 672-1250

email: dekanat219@yandex.ru
— — — — — — — — — — — — — — — — — — 2698
Телефон приемной комиссии: — (495) 376-16-68- 647-44-77 доб.1*3131


01 июля 2014

Солженицын в Мезиновке. Творческое задание Анастасии Порошковой

Журналистская мастерская Татьяны Августевич

У каждого человека есть какая-то необычная семейная история. -Человек может даже не подозревать о них, но стоит поспрашивать своих родственников, так непременно найдется что-то жутко интересное. —

Как-то раз я случайно узнала, что мой дедушка учился у Солженицына. -Вся страна читала рассказ Александра Исаевича «Матренин двор», сопереживает судьбе героини. -Но я никак не ожидала, что это все рядом. И тогда я решила узнать, какие-либо подробности о жизни писателя в нашей местности, Гусь-Хрустальном районе. —

В апреле 1956 Солженицын -поселился в сельской местности Средней России, во Владимирской области в поселке Мильцево (а мой дедушка жил в Мокровском поселке, что находится по соседству). В 1956-1957 учебном году он преподавал математику и электротехнику в 8–10-х классах средней школы в поселке Мезиновка. Александр Исаевич хотел наконец-таки отдохнуть, найдя спокойную и мирную жизнь. Об этом писал в рассказе «Матренин двор»: «Летом 1956 года из пыльной горячей пустыни я возвращался наугад — просто в Россию. Ни в одной точке ее никто меня не ждал и не звал, потому что я задержался с возвратом годиков на десять. Мне про¬сто хотелось в среднюю полосу — без жары, с лиственным рокотом леса. Мне хотелось затесаться и затеряться в самой нутряной России — если такая где-то была, жила».

Это было послевоенное время. Тогда и поселки, и деревни -были переполнены детьми из-за вполне объяснимого демографического взрыва. Поэтому в школах было много детишек, которые хотели учиться. —

Солженицын обратился в Курловский РОНО, а оттуда его послали в Мезиновскую школу, в которой было сразу несколько вариантов работы: начальная (позднее семилетняя), средняя и вечерняя школа рабочей молодежи, расположенная в одном здании с начальной. Он сразу заявил: Я хочу учить детей и буду работать в средней школе. —

Учебный год по традиции начинался с учительской конференции. —

В этой связи интересны и показательны воспоминания учителя физики И.Н.Макарова: «Вспоминаю, как он ездил с нами на учительскую конференцию в Курлово перед началом учебного года. Когда мы ехали обратно, остановились перекусить, и, как водится, выпить – об этом мы ещё в Курлове позаботились. Мужики и я лично приглашали его: «Исаич, давай с нами!». Он, однако, отказался. Лег неподалеку на травку, укрыл лицо шляпой, так и пролежал до отъезда. -Я что-то не припомню, чтобы он общался с кем-то и во время поездки – разве что так, парой ничего не значащих фраз. Хотя разговоры мы вели, как всегда, на самые разные темы, пожалуй на житейские даже поболее… Тогда -ведь о политике очень-то не распространялись!»

Возможной причиной такому поведению была тяжелая болезнь Александра Исаевича, которую он тщательно скрывал (как известно, у него был рак. В Торфпродукте (местность, находящаяся около Мильцево) все на виду – помнят и видели, как он собирал в лесу березовый гриб- чагу, какие-то травы, а на любопытствующие вопросы отвечал коротко: «Лечебные напитки делаю». А вот для чего и зачем, никому не говорил. —

В коллективе все сразу поняли, что он человек не простой. -Работал «от и до». В учительской старался не задерживаться, а на занятия приходил прямо к уроку. Если когда и доводилось посидеть, от разговоров уклонялся, на вопросы отвечал максимально кратко, односложно.

Как о педагоге, о нем вспомнить существенное никто не смог. Единственное, его профессиональный уровень постепенно все признали: математику он знает .Учителя зауважали его за хорошее знание предмета, а вот деревенские ребятишки не очень его полюбили. —

Когда собирали материал к книге Кабицына « Учитель математики» к моему дедушке, Алексею Ивановичу Казакову, пришли журналисты. Он сам мне рассказывал, что покрыл Солженицына благим матом, что интервьюерам пришлось переводить все на -культурный русский язык. Слова моего деда они написали так: «Мы его не любили потому, что он был слишком строг и малодушен к нам. Местные педагоги давали как-то нам, деревенским, время попривыкнуть к новым требованиям. Ведь у нас в деревнях средних школ не было, и путь к образованию пролегал через Мезиновскую среднюю школу, где нам с «деревенским» багажом знаний было тяжеловато, особенно первое время. Нас из деревни Мокрое пошли в Мезиновскую школу семь человек. Ещё был Фролов и Овинцев. Но тот хорошо учился и как-то все больше с девчонками ходил. — -А из нас -семерых шестеро так и бросили школу из-за Солженицына – «забил» их двойками. По настоянию матерей они пошли работать в колхоз. Судьбы у них сложились по-разному, но типично для деревенской глубинки. Так что, как педагога, не за что нам его любить и уважать». —

Сейчас мой дедушка не может разговаривать, а пишет мне все на листочке. Когда я просила его рассказать о Солженицыне, он покачал головой и махнул рукой. А потом добавил: «Подлец!»

Потом он мне все-таки рассказал немного. О том, как первый раз Александр Исаевич зашёл в класс. Он велел встать у кого по математике «5». Встал мой дедушка один. И новый учитель стал ему придумывать сложные примеры с трехзначными цифрами, которые нужно было считать в уме. —

Оценки он ему ставил «5» и «1». Дед всегда отвечал, контрольные писал отлично, а как подскажет сразу же единицу. —

Еще дедушка рассказывал, что Александр Исаевич особенно девушек не любил. Их двойками пуще всех забивал. А учиться тогда было очень сложно. Например, моя бабушка жила в соседнем селе у кого-то дома в роли постоялицы, ибо иначе от родного дома приходилось 10-15 километров до школы идти. -Отправлять жить в чужой дом было трудно для семей девушек. А когда родители понимали, что у дочери одни плохие оценки, говорили: «А чего дуру учить?». Так и отправляли в колхоз. —

Почему я решила написать об воспоминаниях моего дедушки? Потому что Солженицын жил в моем районе, учил моего родственника, -и это поражает меня тем, что, оказывается, все описанное им, так близко. Обычно читаешь рассказ или иное другое произведение, и не возникает мысли, что все это рядом. А тут знакомые названия, описывается знакомая местность. Вдруг осознаешь, что голод, зарплаты, выданные палочками, несправедливое начальство были по соседству. —

Всю суть той жизни мы понимаем, узнав судьбу Матрёны. -О которой она не сразу, не считая её интересной для «культурного» человека, иногда по вечерам рассказывает постояльцу. Эта история завораживает и в то же время ошеломляет его.

Но – от трудов праведных не наживёшь палат каменных. Солженицын -дает нам ощутить горькую мудрость этой пословицы. Матрёна «год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала <-…>— ни рубля. Потому что пенсии её не платили. Родные помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учётчика». Это безденежье напрямую сопряжено с их житейской неприхотливостью. Богатство Матренено – грязно белая коза, колченогая кошка да фикусы- рацион питания – картовь необлупленная, суп картонный или каша ячневая. —

Скажу честно, я не представляю, как можно так жить. В мою голову приходит осознание того, что и мои родственники -были в таком положении. От этого приходишь в ужас. Когда такая мысль доходит до тебя, ты начинаешь иначе смотреть на все, что написано пером, понимая, что все из этого могло бы быть даже с тобой. —

Солженицын оказался совсем близко с моей судьбой. Это доказало мне о то, что все на самом деле в шаге от меня. Какие-то -глобальные проблемы, воины, страдания. Все -это совсем рядом. Ибо именно их он и описывал, живя в посёлке Мильцево. Нужно научиться сопереживать. Лично я вынесла такой урок из всего этого. —

— — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — — -Анастасия Порошкова

Центр мультимедийной журналистики

Факультет журналистики