Какие качества особенно нужно развивать современному выпускнику вуза для его успешной карьеры в будущем? Какие навыки будут востребованы в его жизни независимо от его профессиональной направленности?
На этот и другие вопросы отвечает ПОПОВА (СМОЛИК) СВЕТЛАНА ЮРЬЕВНА, зав. кафедрой социально-правовых отношений и молодежной политики, кандидат психологических наук, доцент, федеральный эксперт Аналитического центра при Правительстве РФ.
Вопрос, заданный вами, я достаточно часто слышу от своих студентов, от клиентов, которых как коуч, консультирую. Понятно, что перечень качеств и навыков для каждого человека будет свой, индивидуальный.
Однако я глубоко убеждена в том, что современному человеку для ощущения нужности, успешности, востребованности и, если хотите, счастья, — важна потребность в саморазвитии, самоактуализации.
Актуальная потребность в саморазвитии, стремление к самосовершенствованию и самореализации есть источник долголетия человека. Причем, долголетия не только физического, но и социального, личностного. Выраженное стремление к саморазвитию связано с успешностью человека, ощущающего себя субъектом профессиональной деятельности.
Также, универсальной компетенцией, полезной для личностного роста, профессиональной состоятельности, является целеполагание. Работа с целью, с выстраиванием конкретных действий по ее достижению, своеобразный аудит имеющихся ресурсов – полезный навык для любого выпускника — — молодого специалиста.
Также, у молодого специалиста чрезвычайно важно наличие — гражданско-правовой и нравственной позиции.
Понимание своей ответственности за уровень своих профессиональных знаний и качество труда, выработка сознательного отношения к последствиям своей профессиональной деятельности и принципиальных в ходе ее осуществления решений может стать качественным отличием молодого специалиста на современном рынке труда.
Светлана, какие технологии вы используйте на своих занятиях для развития этих качеств у ваших студентов?
Практика показывает, что обучение с помощью только традиционных технологий не позволяет развить ключевые, базовые компетентности по конкретной учебной дисциплине. В связи с этим, учебный процесс в нашем вузе активно перестраивается. Есть достаточно много авторских курсов, авторских методик преподавания, в которых используются — инновационные педагогические технологии.
В частности, в учебном курсе «Психологические основы работы с молодежью» я использую элементы тренинга, игровое проектирование и др. Ассессмент-центр (АЦ) – комплексная диагностическая оценка компетенций – пользуется большой популярностью у студентов и магистрантов при изучении курса «Лидерство в молодежной среде». Ребята имеют возможность не только познакомиться с самой процедурой АЦ, но и проверить наличие определенного перечня компетенций у себя.
Также мне очень нравится обучающий эффект метода кейс-стади. Студенты не только решают кейсы, но, овладев методикой его создания, описывают реальные ситуации из своей практики, «упаковывая» их в кейс. На кафедре уже есть банк кейсов, созданных студентами 3 курса специальности ОРМ («организация работы с молодежью»).
Эвристические техники интенсивного генерирования идей (метод инверсии, программно-ролевой метод, формат одного вопроса, техника ликвидации тупиковых ситуаций и пр.) активно используются в различных учебных курсах.
Наши студенты являются активными участниками всероссийских молодежных форумов, таких как «Селигер», «Машук», региональных образовательных площадок, работают в качестве волонтеров на различных объектах и пр. У них — уже есть представление о некоторых интерактивных образовательных технологиях, используемых в полевых условиях. Преподаватели кафедры, приглашенные специалисты в сфере работы с молодежью, активно используют в своей деятельности активные методы обучения, стимулируют студентов к их творческому развитию (например, коуч-технологии и их использование в работе с молодежью).
А что нужно молодому человеку, чтобы быть успешным не только в построении профессиональной карьеры, но и в построении своей жизни в целом?
Много чего нужно! Можно перечислять различные личностные качества, профессиональные компетенции, но… —
Знаете, что мне вспомнилось и захотелось вам рассказать?
Накануне одного нового года, я предложила своим студентам самим вытянуть пожелание самому себе из высказываний, афоризмов великих людей. — Все «тянули», в том числе и я. Мне досталось изречение любимого мною Ричарда Баха. — Это было попадание в «десятку»!
«Если ты хочешь встретить того,
Кто способен уладить любую ситуацию,
Которая тебе не нравится,
Кто может дать тебе счастье…
Посмотри в зеркало
И скажи волшебное слово
— Привет!»
Важно верить в себя, понимать, что ты способен на многое, только ты сам знаешь, что тебе нужно!
Нужно задавать себе вопросы, искать ответы на них и отвечать.
И, конечно же, нужно действовать! Делать дело.
Удачи!
См. также:
Министерство образования и науки РФ |
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|