Актуальное интервью


13 февраля 2013

Знакомьтесь — наши преподаватели

Как Вы считаете, какие качества особенно нужно развивать современному выпускнику вуза для его успешной карьеры в будущем? Какие навыки будут востребованы в его жизни независимо от его профессиональной направленности? Какие качества и навыки важны — для специалиста настоящего и будущего?

На этот и другие вопросы отвечает ЖУРАВЛЕВА ТАТЬЯНА ЮРЬЕВНА, ученый секретарь университета, кандидат филологических наук, доцент кафедры русской литературы, заместитель главного редактора Вестника МГГУ им. М.А. Шолохова (серия Филологические науки).

В последнее время обозначилась тенденция перехода от человека мыслящего, разумного («homo sapiens») к человеку целостному («homo integrans»). — Как следствие, молодому специалисту, выпускнику вуза, стремящемуся занять достойное место в жизни и социуме, уже недостаточно владение исключительно профессиональными знаниями и навыками. Человек формирующейся новой эпохи, человек — с новым менталитетом — должен обладать определенными личностными качествами и коммуникативными и концептуальными навыками.

Из достаточно большого спектра разнообразных компетенций, повышающих индивидуальную конкурентноспособность на современном рынке труда, я бы выделила несколько доминантных, базовых: определенность в душевном состоянии и поступках- патриотизм и гражданский долг- активная форма жизни, действие, сильная воля, ясный разум- образовательная мотивация, личностное саморазвитие- вера в возможности разума и свои силы- функциональная грамотность и креативность- культура речи- творческое постижение и осмысление новых знаний- аргументированное говорение и письмо- коммуникативные навыки и ответственность за знание и др.

Не случайно на первом месте стоит определенность в душевном состоянии и поступках, именно это качество личности формирует стойкое эпическое восприятие мира (и себя в нем) во всех его противоречиях и драматических коллизиях и является основой для успешного освоения нормативными, инструментальными и профессиональными умениями и навыками.

Какие технологии вы используйте на своих занятиях для развития этих качеств у ваших студентов?

С 2011 г. в учебные планы нашего Университета была введена дисциплина для студентов первых курсов всех направлений подготовки «История русской словесности». Новое содержание настоятельно требовало иных методов и приемов общения со студентами. Для успешной реализации поставленных целей и задач была выбрана одна из технологий открытого образования — Творческая мастерская, в которой преподаватель переходит на позиции партнерства с обучающимися. Эта технология направлена на «погружение» участников мастерской в процесс поиска, познания и самопознания.

Мы видим, что в современной России формируется — личность с новым менталитетом, — — личность самостоятельная, социально ответственная и конструктивно вооружённая, способная оказывать позитивное воздействие на свою жизнь и окружающий мир. Процесс образования и развития такой личности необходимо требует новых методов и технологий обучения.

Мастерская как раз и выступает такой формой проведения учебных занятий, состоящей из последовательности взаимосвязанных этапов. На каждом из них определяющим является соответствующее учебное задание, которое направляет познавательную деятельность студентов и вместе с тем предоставляет им возможность выбора пути исследования, средств достижения цели, темпа работы и т. п. В процессе этого выстраивания знаний студентами возможны неточные формулировки, ошибки, но это не считается преступлением. У студентов исчезает страх совершить ошибку, страх осуждения за неправильную мысль, опасение не справиться с заданиями. На основе ошибок, приближенных рассуждений, являющихся ступеньками в познании, формируются строгие научные знания.

В мастерской мастер не передает свои знания и умения незнающему и неумеющему, он лишь создает алгоритм действий, который разворачивает творческий процесс, а принимают участие в нем все, в том числе и сам мастер. В работе мастерской важен сам процесс, который приобщает к радости творчества, к самостоятельной исследовательской деятельности. Это дает ощущение собственной значимости и уважения к неповторимости другого.
Каждое занятие мастерской – уникально. Его нельзя точно запрограммировать и расписать по минутам, ведь никогда неизвестно, как повернется ход событий, к каким выводам придут студенты, а мастер, следуя к истине вместе с ними, должен вовремя направить работу по нужному пути, одновременно стараясь не выделяться своим знанием.
Можно выделить ключевые этапы работы мастерской:
«Индукция» («наведение») — создание эмоционального настроя, включение подсознания, области чувств каждого ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения. Индуктор — слово, образ, фраза, предмет, звук, мелодия, текст, рисунок и т. д. — всё, что может разбудить чувство, вызвать поток ассоциаций, воспоминаний, ощущений, вопросов.
-«Самоинструкция» — индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, рисунка, проекта.
-«Социоконструкция» — построение этих элементов группой.
-«Социализация» — всё, что сделано индивидуально, в паре, в группе, должно быть обнародовано, обсуждено, «подано» всем, все мнения услышаны, все гипотезы рассмотрены.
-«Афиширование» — представление работ студентов и Мастера (текстов, рисунков, схем, проектов, решений) в аудитории для всеобщего ознакомления.
-«Разрыв» — внутреннее осознание участником мастерской неполноты или несоответствия своего старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником.
-«Рефлексия» — отражение чувств, ощущений, возникших у студентов в ходе мастерской.

Для нашей дисциплины главной особенностью творческой мастерской является реализация идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками между участниками мастерской, чему содействует чередование индивидуальной, групповой деятельности и работы в парах. Обмен происходит также между опытом каждого участника, с одной стороны, и ученым, художником, явлением культуры в целом, с другой. Наконец, идет внутренний диалог каждого — с самим собой.

Результатом работы в мастерской становится не только реальное знание или умение, важен сам процесс постижения истины и создание творческого продукта.

Уже можно подвести первые итоги и констатировать, что в творческой мастерской — состоялся диалог наших студентов с русской словесностью, была реализована цель привлечения молодежи к чтению, — — творческому, конструктивному, — не в качестве читателя, который постоянно вынужден оставаться в строго очерченных рамках истолкования текста, предлагаемых стандартами школьного литературного образования, когда текст перестает — быть целостным художественным произведением и оборачивается пособием — (по истории, по обществоведению, по психологии и т.п.), становится материалом для отработки правописания и т. п., когда навыки реципиента, человека, воспринимающего искусство, остаются невостребованными. Студенты читали потому, что им было интересно, увлекала мысль, изумлял язык, совершались открытия новых личностных качеств в самом себе. Искусство слова прикасалось к каждому, чтобы позвать к совершенству. К. Паустовский считал, что в каждом сердце струна, и она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного. Так случилось и у нас. Мастер-класс от выпускника университета, писателя Л.С. Рубинштейна, автора книг, по которым предлагалось написать эссе, спровоцировала значительный рост творческой активности в реализации собственного проекта. (Кстати, — 1 февраля 2013 г. Лев Рубинштейн получил литературную премию «Нос» (Новая словесность) — за сборник эссе «Знаки внимания»).
Формат публичной защиты, предполагающий обязательное выступление перед аудиторией, сам по себе явился границей, неким обязательным нормативно-культурным уровнем, ниже которого невозможно было опуститься, не дискредитировав себя в коллективе. Много было хороших работ, были и замечательные масштабные проекты. Перечислю некоторые:
Споры о Современной словесности: новая и старая русская классика- Интренет-СМИ: блоггеры- Массовая литература как социальный феномен- — Виртуальная экскурсия в литературные музеи С. Есенина и М. Булгакова (видеоролик)- цикл радиопередач «Русская литературная утопия» (М.Е. Салтыков-Щедрин – Е. Замятин – А. Платонов – Т. Толстая)- Студенческий литературно-художественный журнал «Ап! – Грейт»- конкурс устного рассказа в жанре сторителлинг.

В этом году мы начали большой проект по подготовке сборника «Концепция Человека в русской лирике, музыке и живописи».

Технология Творческой мастерской была апробирована в рамках традиционного лекционного курса «История культуры и искусства» на факультете Дизайна и визуальных искусств. Работа на результат, творческий продукт, оказалась гораздо продуктивнее. В конечном итоге все индивидуальные творческие проекты объединились в коллективные – было подготовлено два электронных учебно-методических пособия по истории культуры и искусства: «Символизм: история, теория, личности» и «Изобразительное искусство ХХ века». — С большим энтузиазмом шла работа по подготовке календарей из циклов «Искусство 18 века» и «Художники и поэты Серебряного века», три лучших проекта были отпечатаны и подарены факультетам и кафедрам университета и филиалов.

А что нужно молодому человеку, чтобы быть успешным не только в построении профессиональной карьеры, но и в построении своей жизни в целом?

Для меня это очень простой вопрос. Каждый хочет быть счастливым, но не каждый знает, что это – внутреннее состояние человека, поэтому совершенно справедливо — декларировал один из моих любимых литературных персонажей Козьма Прутков: «Если хочешь быть счастливым — будь им!»