Faculty of journalism


19 February 2013

Лекция «Инструменты работы звукооператора на съемочной площадке»

В медийном агентстве «Art Global Production» 14 февраля состоялась лекция «Инструменты работы звукооператора на съемочной площадке», на которой всем желающим раскрыли тайны правильной работы со звуком, а также поделились полезными советами и опытом.

Иван Михайлов, звукорежиссер и музыкант, рассказал о правилах работы со звукозаписывающей техникой на съемочной площадке, передал секреты мастерства.

Поскольку среди посетителей лекции было много «новичков», началась она с основных понятий – типы микрофонов. Существует четыре основных типа микрофонов: всенаправленный — имеет круговую направленность и наиболее чувствительный ко всем звукам, кардиоидный — распространенный тип однонаправленного микрофона (обычно используется для записи вокала), суперкардиоидный (отличается меньшей чувствительностью) и двунаправленный — воспринимает звук с двух сторон.

Важно не только знать принцип действия микрофонов, но и следовать правилам работы с ними. Поэтому Иван подробно объяснил то, что надо и не надо делать, указал на ошибки во время звукозаписи, приводя примеры из практики. Например, частым проколом является неумение работать с микрофоном-пушкой. Очень важно, чтобы он располагался за границей видимости, но почему-то некоторые звукорежиссеры пренебрегают этим правилом, что понижает качество работы в процессе видеосъемки.

Также следует помнить о видах позиции микрофона «на удочке». Выбирая его расположение, следует обратить внимание на поведение говорящего во время съемки. Таким образом, микрофон может быть направлен в пол, если человек ведет себя скованно и смотрит вниз, для высокой разборчивости его держат под углом в 45 градусов, для тех, кто любит вертеть головой во время съемки, под углом в 30 градусов, последняя позиция – микрофон ставят снизу.

Помимо правил и требований, лекция сопровождалась интересными фактами и сведениями. Так, например, присутствовавшие узнали о том, как происходит запись спортивных мероприятий. Над стадионом вешают аудиоскоп ( обычно его называют «блин» из-за формы), в который вставлено несколько сотен простых микрофонов. Но это не всё. Для создания реалистичности ставится большое количество «пушек», которые записывают голоса болельщиков. В результате, у зрителя создается впечатление, будто он сам находится на месте, откуда ведется вещание.

Итак, можно с полной уверенностью сказать, что время не прошло в пустую. По крайней мере, несколько профессиональных «секретиков» можно спокойно взять на вооружение. Занятия пользуются популярностью и с каждым разом приходит всё больше людей, заинтересованных тонкостями процесса записи звука. Поэтому, в скором времени, организаторы планируют устроить практику в студии.

Римма НЕСЕНЮК

Центр мультимедийной журналистики