Факультет журналистики


Жилавская Ирина Владимировна

Заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования, кандидат филологических наук, доцент

Дисциплины, которые она преподает: «Введение в специальность», «Основы медиакультуры», «Современные медиасистемы», «Основы творческой деятельности журналиста», «Организация работы редакции», «Новые редакционные технологии работы с аудиторией», «Аудитория СМИ», «Современные тенденции развития медиасистемы»

Образование:

В 1981 году окончила Томский государственный университет, филологический факультет по специальности «Русский язык и литература». В 2005 году на международном факультете управления Томского государственного университета получила второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление».

В 2008 году Московском государственном университете им. М.В. Ломоносова защитила кандидатскую диссертацию по теме «Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий».

Повышение квалификации:

В 2000 году проходила стажировку в США по программе «Открытый мир» в муниципалитете г. Орландо (штат Флорида). В 2003 году в Томском государственном университете прошла профессиональную переподготовку по программе «Административное управление. Экономика».

Награды, премии:

Лауреат Премии по журналистике им. Виля Липатова (1989). Награждена медалью г. Томска «За заслуги перед городом» (2004).

Проекты:

Всероссийский фестиваль молодежной журналистики «Золотое перо» — руководитель.

Международный форум «Молодежь. Медиа. Библиотеки» — директор

Межрегиональная выставка школьных и студенческих СМИ «Свежая строка» — автор и руководитель.

Информационно-аналитический журнал «Аналитика» — главный редактор и издатель.

Национальная ассоциация масс-медиа исследователей (НАММИ) — первый заместитель — исполнительный директор.

Член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех».

Эксперт Общественной палаты РФ.

Эксперт Фонда российской информационной политики (ФРИП).

Научная деятельность:

Автор и разработчик новых понятий в теории медиа и медиаобразовании: информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность.

Руководитель ряда социологических исследований «Молодежь и политика» (2007), «Влияние СМИ на молодежь» (2008), «Молодежь и медиа» (2008), «Молодежь в информационном пространстве ЗАТО» (2009), «Проблемы национальной идентичности в молодежной среде Томской области» (2009), «Развитие и реализация потенциала молодежи Томской области» (2009, 2010).

Председатель оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» (2007,2008, 2009), Томск, ТИИТ.

Научный редактор и составитель сборников материалов «Медиаобразование: от теории – к практике» (2007, 2008, 2009), Томск, ТИИТ, «Молодежь и медиа. Цели и ценности», Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, «Личность и медиа. Технологии взаимодействия», МГГУ им. М.А. Шолохова.

Участник Российско-финского семинара по медиаобразованию (2009).

Сопредседатель оргкомитета I Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии российского медиаобразования 2010», Москва, МГУ.

Председатель оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и медиа. Цели и ценности», Москва, 2011.

Руководитель НИР «Исследование социально-психологических особенностей медиаповедения личности в условиях современного информационного общества», МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

Автор универсальной модели информационно-коммуникационного медиапространства образовательного учреждения (ИКМ ОУ), МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.

Участник Международного совещания экспертов ЮНЕСКО по вопросам адаптации для России Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности(Москва, 12 декабря 2011 г.).

Публикации:

2011 год

  1. Роль медиаобразования в формировании публичной сферы. Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова- Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 560 с. С. 86-88.
  2. «Я и журналистика» на фоне профессиональных компетенций. Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции/ Отв. ред. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. – 257 с. С. 71-76
  3. Медиаповедение личности. Обретение смысла. Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Выпуск №2, 2011.
  4. Проблемы информационной безопасности через призму нового закона. Информатизация общества: социально-экономические, социокультурные и международные аспекты: материалы международной научно-практической конференции 15-16 января 2011 года. – Пенза-Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2001. – 140 с. С. 64-70.
  5. Медиаповедение личности. Личность и медиа: сб. статей Факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова/составители Т.Н. Владимирова, И.В. Жилавская. М.: Редакционно-издательский центр (РИЦ), 2011. С 8-32.
  6. Медиаинформационная грамотность как новая грамотность информационного общества. Журналист. Социальные коммуникации. 2011 г. №4.
  7. Информат – новый способ существования гражданского общества. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография / В.А. Багина, С.В. Богданова, И.В. Жилавская и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 14. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2011. С 84-101.
  8. Медиаобразовательные технологии печатных СМИ. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, №5, с. 107-118
  9. Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании. «Magister Dixit» — научно-педагогический журнал Восточной Сибири №3 (09). Сентябрь 2011 (http://md.islu.ru/).
  10. Опыт межфакультетской интеграции на основе медиаобразования. Методика преподавания журналистских дисциплин. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 3-5 окт. 2001 г.: программа и тезисы докладов / сост. С.С. Распопова (отв. ред.), О.М. Скибина- Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, фак. журналистики- Оренб. гос. пед. ун-т, филол. фак. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. С. 33-35.

2010 год

  1. Медиаобразовательная деятельность СМИ как вид общественных связей. Социальный PR и социальная реклама: опыт и новаторство: Материалы III Международной научно-практической конференции (20-22 мая 2010гг.) / под ред. О.П. Чернеги. – Барнаул, 2010. – 114-121 c.
  2. Новые редакционные технологии в системе «СМИ и общество». Журнал «Управление социальными системами», ред. проф. Ф.П. Тарасенко, Томск, 2010, №3.
  3. Новые редакционные технологии работы с аудиторией. Современные тенденции в развитии российского медиаобразования – 2010: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции: В 2 т. Т.1. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. С. 7-13.
  4. Редакционные технологии СМИ. Современная пресса: теория и опыт исследования.- М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. – С 265-270.

2009 г.

  1. «Поколение 1-11» Поматериалам социологического опроса «Молодежь Северска и информационная среда». Журнал «Аналитика», 2009, № 1, с. 46-53.
  2. Общественно-политическая пресса для молодежи умерла. Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской конференции (Москва, 20–21 ноября 2008) / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. – С. 151-154.
  3. Системные аспекты медиаобразовательной деятельности СМИ. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2009. — № 5
  4. ЗАТО как гетто: ценностные особенности молодежи в закрытых городах. Эмпирические исследования гражданского общества//М.: ОПФ, 2009. С. 50-53.
  5. Информационные технологии в системе медиаобразования. Медиаобразование: от теории — к практике// Сб.материалов III Всеросс. Науч.-практ. конф. «Медиаобразование молодежной аудитории», составитель И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ/ серия Библиотека САМО, 2009. С. 49-59.
  6. Информальная медиасреда как фактор развития медиаобразования. СборникВсероссийской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты» Казань, КазГУ, 2009. с.
  7. Информационная среда закрытого города. Медиаобразование. 2009, № 4С. 85-97.
  8. Информационные технологии: к истокам некоторых заблуждений. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в гуманитарном образовании»//Пятигорск, ПГЛУ, 2009.
  9. Роль и место информальных медиа в гражданских коммуникациях. «Гражданские коммуникации и гражданское общество»// ГУ-ВШЭ/Науч. ред. и сост. И.М. Дзялошинский.М., 2009. С. 148-165.
  10. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования. Журнал «Медиатека и Мир» №3’2009.

2008г.

  1. Актуальные проблемы медиаобразования в системе общего образования. Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве//Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. С. 523-524.
  2. «Молотком» по подростку. Томский вестник. 2007. № 52
  3. От медиапроектов – к системе медиаобразования. Медиаобразование. 2007 N 2. С.4-8.
  4. Информальные медиа. Медиаобразование: от теории – к практике//Сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой информации»,/составитель И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ/ серия Библиотека САМО, 2007. С. 8-18.
  5. Влияние СМИ на молодежь. Медиаобразование: от теории – к практике//Сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой информации»,/составитель И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ/ серия Библиотека САМО, 2007. С. 240-276.
  6. Что ищет и находит молодое поколение в СМИ. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2007. — № 5
  7. Медиапроект как основа медиаобразования. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2007. — № 6
  8. Инновационные методы в журналистском образовании. Профессия – журналист: вызовы XXI века//Сб. материалов международной научной конф. «Журналистика 2006». М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007. С. 16-17.
  9. Школьные СМИ – основа медиаобразования//Сост. Жилавская И.В./Изд-во НОУ ВПО «ТИИТ»/серия «Библиотека САМО», Томск, 2007, 188 с.

10.От медиаобразовательной среды – к образованным медиа. Журналистика и медиаобразование – 2007/ Сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. в 2 т. /Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.233-238.

11.Медиаобразование как фактор формированияаудитории СМИ. Медиакультура новой России. Материалы ¬Международной научной конференции. Екатеринбург–Москва: Академический, Том II / Под ред. Н. Б. Кирилловой и др. проект, 2007. – 512 с.

12.«Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Медиаскоп. http://www.mediascope.ru/node/38

13. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования. Медиаскоп. Выпуск №2 2008 г.

14. Информальные медиа. Сайт «Эксперты для гражданского общества». http://www.4cs.ru/materials/wp-id_396/

15. Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании молодежи. Публикация на сайте Центра социально-консервативной политики. http://www.cscp.ru/clauses/6/c/2963/

16. Некоторые методы оценки эффективности медиаобразовательных технологий. — Журналистика и медиаобразование-2008// Сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. в 2 т. Т. I / под ред. проф. А.П. Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. С.273-278.

17. Основы исследования СМИ как медиаобразовательной системы. Медиаобразование: от теории – к практике//Сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск/ Сост. И.В. Жилавская- ред. кол.: И.В. Жилавская, Ю.Н. Кириленко (1 часть), Н.А. Тельцова (2 часть). Томск: НОУ ВПО ТИИТ /серия Библиотека САМО, 2008, с. 170-181.

18. «Медиаобразование молодежной аудитории»// Монография/Томск, ТИИТ, 2008. С. 322.