Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой культурологии и методологии музыкального образования, декан факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
Под — ее — научным руководством подготовлено:
— — — — — — — — — — — 40 кандидатов педагогических наук
— — — — — — — — — — — 5 докторов педагогических наук
— — —
Л.А. Рапацкая — внесла большой вклад в развитие отечественной педагогической науки, расширив возможности музыкально-педагогических исследований, — создав новое культурологическое направление в педагогике искусства. — Она имеет около 200 публикаций в России и за рубежом — — в Испании, Франции, Польше, Беларуси, Китае, Южной Корее. — Содержание трудов Л.А.Рапацкой — простирается от истории — русской музыки и методики ее преподавания до проблем становления и развития мировой художественной культуры. Среди публикаций — — книги, изданные в центральных издательствах России большими тиражами, монографии, учебники и учебные пособия , а также научные статьи, методические материалы, программы, рецензии, статьи для словарей и энциклопедий.
Л.А. Рапацкая — одна из первых в России стала писать о духовных православных истоках — русского искусства, поставив во главу угла своих исследований поиск взаимодействия «духовного» и «художественного». Этой проблеме посвящены ее первые книги: «Художественная культура Древней Руси»(1995), «Русское искусство ХVIII века («Рассвет на Неве»)» (1995), — «Искусство «серебряного века» (1996), — «Четвертая мудрость»: о музыке в культуре Древней Руси», — (1997), «Русская художественная культура» (1998), «Художественная культура России: от Древней Руси к «золотому веку» (2000).
Русская музыка в контексте художественной культуры – другая важная тема научных исследований Л.А. Рапацкой. В 2001 г. вышел в свет — первый в российской музыкальной педагогике учебник — — «История — русской музыки», охватывающий все этапы ее развития и полностью отразивший культурологический подход автора – Л.А. Рапацкой — к излагаемому материалу.
Важная страница научной биографии Рапацкой Л.А. связана с проблемами — мировой художественной культуры как учебного предмета в школе и вузе, с задачами — развития художественной культуры личности. Ее монография «Формирование художественной культуры учителя» — (1991) отражает содержание докторской диссертации. Далее последовала серия научно-методических экспериментов в общеобразовательных школах и педагогических вузах, которые вылились в разработку — новой концепции курса «Мировая художественная культура». Изданная программа этого предмета была предназначена для Х и ХI классов общеобразовательной школы и называлась «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России»(2001). Удачно найденная методологическая основа — позволила очистить учебную дисциплину от мелкотемья — и — фактологической перегруженности. Созданные на основе программы — — два учебника — «Мировая художественная культура» (Х и ХI классы) — — являются одними из наиболее востребованных в общеобразовательных учреждениях России.
Л.А. Рапацкая — внесла большой вклад в развитие отечественного культурологического образования, создав для вузов — и школ России — новый учебный предмет «Русская художественная культура», цель которого – сформировать у учащейся молодежи представления о великом национальном достоянии России, воплотившем в художественных образах вневременные духовные и нравственные ценности. — Этим проблемам посвящены учебники для школ «Русская художественная культура» (Х и ХI классы) и высших учебных заведений: «Русская художественная культура» (2002), — «История художественной культуры России — от древних времен до конца ХХ века»(2008). Все учебники и учебные пособия Рапацкой Л.А. имеют гриф Министерства образования и науки России, используются на федеральном уровне и внедрены в практику работы гуманитарных и педагогических университетов, — — консерваторий, — музыкальных колледжей и общеобразовательных школ.
В настоящее время Л.А. Рапацкая осуществляет научное руководство 25 аспирантами и соискателями, является научным консультантом 2-х докторантов, участвует в работе четырех диссертационных советов (три совета — в МГГУ им. М.А.Шолохова, один совет в МГУ им. М.В.Ломоносова). — Она продолжает работать — в сфере педагогики высшей школы, обогатив ее исследованиями в области музыкотерапии, музыкально-компьютерных технологий и инновационных методик, отражающих развитие новых направлений в музыкальной — культуре ХХI века.
Контакты (для поступающих в аспирантуру и магистратуру): 8 499 1748284
Министерство образования и науки РФ |
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|