Вопрос-ответ

Кто такой «социальный педагог?»

Ответ: В образовательной среде должность «социальный педагог» была введена совсем недавно, в 2000 году. Увеличение количества детей с отклоняющимся поведением, рост детской преступности и числа неблагоприятных семей продиктовала эту необходимость. Ранее обязанности социального педагога выполняли, или классный руководитель, или организатор по внеклассной работе. Социальный педагог – это специалист, который аккуратно корректирует детскую психику, налаживает его отношения со сверстниками, с семьей.

Какие проблемы может решать социальный педагог?

Ответ: Профессии «социальный работник», «социальный педагог» и «специалист по социальной работе» созданы для решения социальных проблем человека и общества, в их числе:

  • — — — — Социальные и психологические конфликты, кризисные, стрессовые ситуации-
  • — — — — — — — Эмоциональные и психологические проблемы-
  • — — — — — — — Нужда и бедность-
  • — — — — — — — Алкоголизм и наркомания-
  • — — — — — — — Насилие и дискриминация-
  • — — — — — — — — Национальные проблемы и миграция-
  • — — — — — — — — Преступление и правонарушение-
  • — — — — — — — — Безработица и профессиональная адаптация-
  • — — — — — — — — Жилищная проблема-
  • — — — — — — — — Опекунство, попечительство, усыновление-
  • — — — — — — — — Родительская жестокость и другие.

Чем занимается социальный педагог?

Ответ: Социальный педагог повсюду представляет и защищает интересы детей, подростков. Он взаимодействует с органами милиции, в частности, с подразделениями по делам несовершеннолетних, с судами, органами опеки, с психологами и педагогами. Специалист этого профиля работает с трудными подростками, консультирует родителей, организовывает мероприятия по их воспитанию.

В задачи практической деятельности социального педагога входит:

  • — — — — — — — — — — — — — — — — — — — организует воспитательную работу в классе, группе, общежитии, на курсе, потоке, во взводе образовательных учреждений, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию личности к жизни в обществе, уважение к окружающей природе-
  • — — — — — — — — — — — — — — — — — — — изучает психолого-педагогические особенности личности и её микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении и своевременно оказывает социальную помощь и поддержку обучающимся и воспитанникам-
  • — — — — — — — — — — — — — — — — — — — выступает посредником между личностью и образовательным учреждением, семьёй, средой, органами власти-
  • — — — — — — — — — — — — — — — — — — — способствует реализации прав и свобод обучающихся, созданию комфортной и безопасной обстановки, обеспечению охраны их жизни и здоровья-
  • — — — — — — — — — — — — — — — — — — — создаёт условия для развития талантов, умственных и физических способностей обучающихся во внеурочное время-
  • — — — — — — — — — — — — — — — — — — — взаимодействует с учителями, родителями (лицами, их заменяющими), специалистами социальных служб, семейных и молодёжных служб занятости и других служб в оказании помощи обучающимся, детям, нуждающимся в опеке и попечительстве, детям с ограниченными физическими возможностями, а также попавшим в экстремальные ситуации-
  • — — — — — — — — — — — — — — — — — — — участвует в разработке, утверждении и реализации образовательных программ учреждения, несёт ответственность за качество их выполнения в пределах своей компетенции.

Сфера деятельности социального педагога

Ответ: Главной сферой деятельности социального педагога является социум (сфера ближайшего окружения личности, сфера человеческих отношений). При этом приоритетной (особенно в современных условиях) является сфера отношений в семье и ее ближайшем окружении, по месту жительства. Социальный педагог работает с детьми, их семьями, семейно-соседским окружением и цель его деятельности – организация профилактической, социально-значимой деятельности детей и взрослых в социуме.

Какими качествами должен обладать социальный педагог?

Ответ: Перечислим индивидуальные качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности социального педагога: любовь к детям, тактичность, терпимость, наблюдательность, гибкость поведения, коммуникабельность, организаторские способности, хорошая память и ответственность. Работа с трудными, асоциальными подростками требует также психической и эмоциональной уравновешенности.

Перечислите трудовые обязанности социального педагога

Ответ: Социальный педагог выполняет следующие должностные обязанности: 1. Анализирует личностные проблемы учащихся, чтобы своевременно оказать им социальную помощь. 2. Планирует и организует процесс разработки программ адаптации учащихся к современным социальным условиям, контролирует их проведение и прогнозирует последствия. 3. Консультирует детей, классных руководителей, родителей. 4. Содействует созданию психологически комфортной и безопасной для личности обстановки, установлению гуманных, нравственно здоровых отношений в социальной среде.

Каковы возможности карьерного роста у социального педагога?

Ответ: Новые профессии всегда востребованы. Такие учреждения как детские сады, школы, приюты, социальные службы испытывают недостаток квалифицированных специалистов. Заработная плата социального педагога зависит от уровня его квалификации, трудового стажа и бюджета организации, где он трудится.

Кто такой «олигофренопедагог»?

Ответ: Это– специалист по обучению и воспитанию детей с нарушенным интеллектуальным развитием. Олигофренопедагогика возникла в XIX в, когда общество стало понимать, что дети с отклонениями в развитии нуждаются не только в милосердии, но и в обучении и социализации.

Олигофренопедагогика – это отрасль специальной педагогики (ранее называемой дефектологией и коррекционной педагогикой). Как и вся специальная педагогика, олигофренопедагогика существует на стыке педагогики, медицины (физиологии, неврологии) и психологии.

Каковы особенности профессии олигофренопедагога?

Ответ: Олигофренопедагог не только занимается интеллектуальным развитием своих учеников и даёт некоторый багаж школьных знаний. Он готовит детей к самостоятельной жизни, прививая необходимые для этого навыки.

С кем работает олигофренопедагог?

Ответ: Задача олигофренопедагога – дать ребёнку-инвалиду возможность жить полноценной жизнью, приобщиться к окружающему миру, его достижениям и ценностям.

Он работает не только с детьми, но и с их родителями, которые нуждаются в рекомендациях квалифицированного специалиста.

В чем преимущества данной профессии?

Ответ: Зарплата олигофренопедагога выше, чем у обычного учителя, а рабочий день – короче. Кроме того, он работает с группами до 8-12 детей, которые, как правило, любят своего педагога и ценят его доброту.

Где работают олигофренопедагоги?

Ответ: Олигофренопедагоги работают в специальных школах, садиках для детей с нарушениями интеллекта, в социальных и реабилитационных центрах. В классах для детей с задержкой психического развития в массовых школах, в медицинских учреждениях.

Олигофренопедагог может трудиться в медицинских учреждениях в качестве помощника детского врача-психоневролога в случаях трудной диагностики заболевания психики ребенка.

Какими качествами должен обладать олигофренопедагог?

Ответ: Доброта и любовь к детям, ответственность, трудолюбие, настойчивость, умение радоваться успехам подопечных, желание постоянно учиться чему-то новому. Наука не стоит на месте, и педагогу нужно быть готовым осваивать и применять новые методики и технологии.

Какими знаниями и умениями должен обладать олигофренопедагог?

Ответ: Педагогу нужно знать специальную психологию, понимать физиологию нарушений интеллекта, владеть коррекционными методиками (в том числе экспериментальными), уметь оценивать результаты своей работы, а если нужно, разрабатывать собственные методики.