Факультет дизайна и визуальных искусств

Контакты ДИВИ

Адрес факультета: —109428
Москва, ул. Михайлова, д.12А
Схема проезда


Телефон: 8 (499) 171-80-15только для студентов МГГУ им.М.А. Шолохова
E-mail:
fdivi2011@mail.ru


11561 Мы ВКонтакте
11746 Мы на фейсбуке

Тел. декана: -8 (985) 424-33-71
E-mail декана: —
fgi1971@gmail.com


08 июля 2014

Школа научного дизайна представляет рубрику №3 «Кукольный Ренессанс–XXI и его шедевры»

Репортаж из учебно-творческой мастерской: искусство ручной работы. Когда внимательно смотришь на группу кукол, застывших в своих нарядных костюмах, как на картинах русских мастеров-живописцев, вдруг видишь разнохарактерные выражения, наклоны головы, разные лица и даже вопросительные выражение глаз. Кажется, что они вот-вот заговорят. И зададут нам какие-то вопросы.Представим, как в мультфильме, ситуацию, что мы берём интервью у кукол.
Какие могут быть вопросы у кукол в русских костюмах, если они получат возможность — произношения русской речи?

Вопрос 1: почему о нас никто не знает, нет видеофильмов о тех, кто нас сделал, кто научил студентов изготавливать нас в технике «ручное мастерство»?
Вопрос 2: почему нас никогда — не приглашают участвовать в мультфильмах для детей и взрослых?
Вопрос 3: почему нет рекламного плаката о том, что — мы ждём новых студентов, которые будут продолжать важное дело педагогов ДПИ по передаче знаний и мастерства?

Действительно, мы многое уже не замечаем в ежедневной динамике событий учебного, культурно-массового, — общественного назначения.

Искусство изготовления куклы не новая идея дизайнеров. Куклы уже много тысячелетий привлекают внимание, радуют глаз, изумляют и получают восторженные отзывы.

Восторг вызывают куклы как результат искусства ручного вида творчества. Этим владеют, как правило, — педагоги ДПИ, мастера, художники. Многие формируются постепенно, их называют самоучками или — — мастерами-надомниками. Но никогда нельзя предугадать, кто создаст шедевр, который откроет новое направление в кукольной индустрии: выпускник трех вузов с тремя дипломами или мастер-надомник.

Сегодня мы поставили перед собой задачу: провести краткий обзор по теме «Кукольный Ренессанс–XXI» в пределах учебных студенческих — мастерских, связанных с деятельностью наших педагогов.

Несомненным источником идей и художественных техник — во все времена — признавали кафедру, где есть творческая мастерская. По факультету ДИВИ можно посмотреть предыдущие репортажи: № 1, № 2 — «Российские Одарёны». —

11590

Курс «Дизайн авторской куклы». 2014г

Практические работы студентов 2 курса (Дизайн среды)

пед. Корнеева Е.Н. Доцент кафедры Дизайна
Член Творческого Союза Художников России и Союза Художников Подмосковья

11591

Курс «Дизайн авторской куклы»
Практические работы студентов 2012-2014гг.

Рук. Доценты кафедры Дизайна
Романова Л.Н.и -Корнеева Е.Н.

11592

«Авторские куклы в национальных костюмах»
Практические работы студентов 2014 год.

Рук. Доцент кафедры Дизайна
Корнеева Е.Н.

Итак, мы начнем свой краткий обзор — от куклы в традиционном костюме.

Как мы отметили в репортажах № 1 и № 2 — в учебной мастерской факультета ДИВИ есть педагоги-мастера, которые научат делать сувенирную и подарочную куклу.

Часто задают вопрос: как отличить сувенирную куклу от подарочной?

Ответ: сувенирная и подарочная куклы относятся к разным категориям в зависимости от качества фурнитуры и качества мастерства ручного изготовления. Кукла, выполненная на конвейере, по технологии поточного производства, всегда будет сувенирной. Подарочный вариант требует особого внимания и индивидуальной фурнитуры.

Свобода творчества в учебной мастерской иногда побуждает студентов сделать шедевр и удивить однокурсников и педагогов. — Это хорошее стремление.

И вот мы видим — куклы-носители культурных кодов других народов России. Они живут в разных регионах РФ: — 11593 Алтай, Дальний Восток, северный Кавказ. Северная и южная Сибирь, Крайний Север, Уральские просторы.

Несомненно, для того, чтобы сделать куклу, например, в традиционном костюме нивхов, необходимо тщательно изучить все семиотические коды. Не только конструкцию и цветовую — насыщенность или монохром — — костюма, — но и особенности сырьевого источника, из которого сделан костюм.

Педагог Ткалич С.К. д-р п.н.
Художественно-графический плакат «НИВХИ»
Студенческая работа. 2008 год

Сырье обусловило традиционную — технику декора.

Мастеру важно уловить технические приёмы, рельефность — и цвето-фактурные особенности традиционного костюма. Результатом — ярко выраженной мотивации креативных — студентов к самопрезентации можно назвать куклу нового формата.

Такие куклы «изобретают» студенты с комбинаторным — мышлением.

Перед нами на фоне традиционных костюмов возникает — — — антропоморфный образ «старушки на курьих ножках», навеянный сказочными персонажами.

11594

Курс «Дизайн авторской куклы».

-Сказочный образ 2014г.

Пед. Корнеева Е.Н.

доцент кафедры дизайна

С позиции научного дизайна – это не только оригинальный, но и метафорический арт-объект, о котором можно писать научные статьи по прикладной педагогике, искусствоведению, декоративно-прикладному искусству, менеджменту — в индустрии культуры.

Даже если это копия европейской школы кукольной индустрии, — следует изучать и адаптировать к своим программам. Сказок и сказочных персонажей у нас в России очень много.

А теперь обратимся к работам, которые открывают новый вектор декоративно-прикладного творчества.

11595 Руководитель проекта:
Педагог Евгения Шелестова.
Член Союза художников России.

Студенческая дипломная работа. 2014.
11596
11597 11598

Арт-объект «Стрекоза». Акимова Е. 2013г

-Курс «Дизайн авторской куклы». Пед..доц. — Корнеева Е.Н

Как видим, кроме фантазии, воображения, — креативной смелости автор использовал свои знания стиля и цвета, технологию комплектации своего художественного шедевра, включая крепления — для устойчивости и архитектонику арт-объекта. Такая работа требует не только фантазии и проектного мышления, но и миниатюрной работы.

Наш краткий обзор показал, что декоративно-прикладное искусство в учебно-творческой — мастерской под руководством опытного мастера-педагога не ограничено в контексте — креативного подхода к изготовлению шедевров ручной работы.

Автор репортажа Ткалич Светлана Константиновна
Доктор педагогических наук, профессор кафедры дизайна
Модератор «Школы научного дизайна» МГГУ им. М.А. Шолохова