Дефектологический факультет

Контакты

Адрес факультета: Москва, ул. Ташкентская, 18, к. 4

Проезд: ст. м. «Выхино» м/т № 337, до ост. «Школа», авт. № 209 до ост. «Универсам»

Телефон: (495) 647-4477 (доб. 34-71 и 34-72)

E-mail: mggudef@mail.ru



14 июля 2012

Обучение и воспитание лиц с ограниченными возможностями здоровья

19 – 21 июня 2011 года в Московском государственном гуманитарном университете им. М.А. Шолохова прошла II Международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья: создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современное общество».

Участниками конференции стали руководители органов управления образованием, представители молодежных волонтерских объединений, ученые и исследователи в области проблем обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья, преподаватели и студенты вузов, учителя-дефектологи, педагоги-психологи, воспитатели из Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области (Балашиха, Клин, Чехов, Можайск, Обнинск, Жуковский, Троицк, Люберцы, Красноармейск, Коломна), Новосибирска, Ингушетии, Астрахани, Кирова, Рязани, Ярославля, Липецка, Тулы, Краснодара, Краснодарского края (Армавир, Сочи, Крымск), Республики Башкортостан, Республики Марий Эл, Магадана, Саратова, Екатеринбурга, Ростова-на-Дону, Бийска, Республики Коми, Самары, Свердловской области, Твери, Владимирской области (Ковров), Ростова-на-Дону, Калуги и др. (620 участников из 57 регионов России). В конференции также приняли участие специалисты из 9 стран Были приглашены сотрудники международных компаний – лидеров по производству специализированной техники для людей с ограниченными возможностями здоровья из Канады, Великобритании, Голландии, Хорватии, Франции. В конференции также приняли участие специалисты из Ближнего Зарубежья — Украины, Казахстана, Узбекистана, Беларуси.

Конференцию открыл приветственным словом к участникам международного форума ректор МГГУ им. М.А. Шолохова, д. политич. н., профессор Владимир Дмитриевич Нечаев.

На пленарном заседании с докладами выступили консультант департамента воспитания и социализации детей Министерства образования и науки Российской Федерации И.О. Терехина, директор научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» МГГУ им. М.А. Шолохова, член-корреспондент Академии медико-технических наук Российской Федерации, член административного совета международной ассоциации верботонального метода (МАВМ) Б.А. Коростелев, декан дефектологического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова, профессор И.В. Евтушенко, заведующая кафедрой специальной педагогики и специальной психологии, профессор И.Ю. Левченко профессор Загребского электротехнического института В. Козина, (г. Загреб, Хорватия), заместитель декана дефектологического факультета МГГУ им. М.А.Шолохова, профессор В.В. Ткачева, заведующая кафедрой логопедии МГГУ им. М.А.Шолохова, профессор О.С. Орлова, президент компании «SEDI» Ален Бенвенист (Франция), руководитель европейского направления канадской компании «Human Ware Group» Марк Патрик (Канада), руководитель отдела развития компании «Connevans» Фил Босвелл (Великобритания), специалист по разработке инновационных технологий для обучения лиц с нарушениями зрения компании «Thinkable» Якоб Брайдер (Голландия), главный специалист-эксперт отдела социальной защиты детства, опеки и попечительства Минобрнауки Республики Марий Эл Э.П. Трифонова, научный сотрудник Автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ» доцент Е.Г. Ильяшенко, доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии МГГУ им. М.А. Шолохова, И.М. Новикова, директор специальной (коррекционной) школы №102, Москвы, д.п.н., Г.В. Васенков, директор Центра социальной реабилитации НГТУ, Новосибирск, Г.С. Птушкин, доцент кафедры логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова, В.М. Чапала.

На конференции были затронуты проблемы состояния системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации, перспективы подготовки студентов-дефектологов в условиях смены образовательной парадигмы, особенности региональных систем повышения квалификации общих и специальных педагогов, достижения стажировочных площадок, создание безбарьерной среды для инклюзивного образования, пути совершенствования условий и механизмов обучения детей с особыми образовательными потребностями, применение специальной электроакустической аппаратуры в реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья по верботональному методу, структура и содержание коррекционно-педагогической помощи детям, перенесшим кохлеарную имплантацию, современные аспекты зарубежной коррекционной педагогики.

Секционные заседания проходили по таким направлениям, как:
Секция № 1. «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современное общество». Руководители секции: Архипова Елена Филипповна, доктор педагогических наук, профессор, МГГУ им. М.А.Шолохова- Коростелев Борис Алексеевич, директор научно-образовательного центра «Социальная защита детей и молодежи» МГГУ им. М.А. Шолохова, член-корреспондент Академии медико-технических наук Российской Федерации, член административного совета международной ассоциации верботонального метода (МАВМ)
Секция № 2. «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с нарушениями слуха в современное общество». Руководители секции: Ален Бенвенист (Франция) — президент компании СЕДИ- Тихонова Мария Юрьевна — заместитель генерального директора Центра слуха и речи ВЕРБОТОН-М+
Секция № 3. «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с нарушениями зрения в современное общество». Руководители секции: Патрик Марк (Канада) – руководитель европейского направления — канадской компании «HumanWare Group» (Канада)- Ильяшенко Елена Геннадьевна — к.п.н., доц., научный сотрудник Автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ»- Серебрякова Наталья Николаевна — эксперт в области образования и реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья
Секция № 5. «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с нарушениями речи в современное общество». Руководителиь секции: Владимир Козина (Хорватия) – магистр технических наук, профессор, преподаватель электротехнического института- Акрап Котевски Вишня — профессор логопедии «Поликлиники СУВАГ» г. Загреб (Хорватия), и Загребского Университета ЛаТробе (La Trobe University) г. Mельбурн (Австралия)- Лаптева Ирина Юрьевна – логопед Автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ»
Секция № 6. «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с нарушениями интеллектуального развития в современное общество». Руководители секции: Дэвид Пейн (Великобритания) — менеджер компании «Kirton Healthcare»- Вершинина Татьяна Николаевна – директор Муниципального казенного специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Светлянская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида», Удмуртская Республика, Воткинский район, село Светлое- Котова Галина Леонидовна — к.п.н., руководитель отдела научных исследований Автономной некоммерческой организации «Научно-методический центр образования, воспитания и социальной защиты детей и молодежи «СУВАГ»
Секция № 7. «Проблемы помощи детям с тяжелыми нарушениями развития». Руководители секции: Левченко Ирина Юрьевна, доктор психологических наук, профессор, МГГУ им. М.А.Шолохова- Жигорева Марина Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, МГГУ им. М.А.Шолохова
Секция № 8. «Психолого-педагогическая помощь семьям, воспитывающим детей с нарушениями развития». Руководители секции: Ткачева Виктория Валентиновна, доктор психологических наук, профессор, МГГУ им. М.А.Шолохова- Мазурова Надежда Владимировна, кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник Научного центра здоровья детей Российской академии медицинских наук- Денискина Венера Закировна, заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с нарушением зрения ФГНУ «Институт коррекционной педагогики» Российской Академии Образования, кандидат педагогических наук, доцент
Секция № 9. «Традиции и инновации в системе образования детей с интеллектуальными нарушениями». Руководители секции: Лифанова Тамара Михайловна, кандидат педагогических наук, профессор, МГГУ им. М.А. Шолохова- Исаева Тамара Николаевна, кандидат педагогических наук, доцент МГГУ им. М.А. Шолохова
Секция № 10. «Коррекционно-педагогическая помощь лицам с сенсорными нарушениями». Руководители секции: Малхасьян Елена Ароновна, ст. научный сотрудник, профессор, МГГУ им. М.А. Шолохова- Никольская Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, МГГУ им. М.А. Шолохова
Секция № 11. «Актуальные проблемы логопедии». Руководители секции: Орлова Ольга Святославна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой логопедии МГГУ им. М.А. Шолохова- Филичева Татьяна Борисовна – доктор педагогических наук, профессор кафедры логопедии МГГУ им. М.А.Шолохова- Чиркина Г.В. – доктор педагогических наук, главный научный сотрудник ИКП РАО, профессор кафедры логопедии МГГУ им. М.А.Шолохова.

Тематика выступлений была достаточно разнообразной и затрагивала как организационные, так и методические стороны обучения, воспитания и психолого-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Круглые столы:
• — — — «Высшая школа: проблемы подготовки кадров для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»
• — — — «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в современное общество»
Завершилась конференция мастер-классами, направленными на проведение эффективной коррекционной и лечебно-педагогической работы с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья.
Мастер-классы:
• — — — «Технологии оказания помощи глухим детям» — Фил Босвелл (Великобритания) – руководитель отдела развития компании «Конневанс»
• — — — «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с нарушениями зрения в современное общество» — Патрик Марк (Канада) – руководитель европейского направления — канадской компании «HumanWare Group» (Канада)
• — — — «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с нарушениями зрения в современное общество» — Якоб Брайдер (Голландия) — специалист по разработке инновационных технологий для обучения лиц с нарушениями зрения компании «Thinkable»
• — — — «Психоакустические и электроакустические основы верботоналного метода — Владимир Козина (Хорватия) магистр технических наук, профессор,
• — — — «Применение аппаратoв VERBOTON G30L и DIGIDEL 5000 в логопедической практике» — Вишня Акрап Котевски, профессор логопедии «Поликлиники СУВАГ» г. Загреб (Хорватия)
• — — — «Доступная среда: выбор в пользу инклюзии и роль мультисенсорного оборудования» — Дэвид Пейн (Великобритания) — менеджер компании «Kirton Healthcare»-
• — — — «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с нарушениями зрения в современное общество» — Якоб Брайдер (Голландия) — специалист по разработке инновационных технологий для обучения лиц с нарушениями зрения компании «Thinkable»
• — — — «Создание доступной среды для социальной адаптации и успешной интеграции лиц с нарушениями зрения в современное общество» — Патрик Марк (Канада) – руководитель европейского направления — канадской компании «HumanWare Group» (Канада)

В рамках представления мастер-классов был продемонстрирован функционал специальной аппаратуры, направленной на компенсацию сенсорных, речевых и интеллектуальных, эмоционально-волевых и поведенческих особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья, а также дидактические материалы, игры, специальные устройства, способствующие гармоничному развитию ребенка.

Все доклады и обсуждения на круглых столах и мастер-классах были выслушаны с большим интересом. На все вопросы присутствующие получили исчерпывающие ответы. Большинство выступлений сопровождались презентациями. В докладах были освящены актуальные проблемы педагогической и психологической помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья. Разнообразие тематики выступлений указывает на колоссальную социальную значимость затронутой проблемы. Участники конференции отметили важность научных разработок в области изучения и сопровождения лиц с ограниченными возможностями здоровья- необходимость совершенствования нормативно-правовой базы образования лиц данной категории- важность повышения профессионального уровня работников этой сферы.

По мнению участников, работа конференции была хорошо организована. Они высказали благодарность всем организаторам. Вместе с тем, были сделаны предложения о публикации тезисов к началу конференции. В заключительной дискуссии на круглом столе участники конференции дали высокую оценку заслушанным докладам, представленным презентациям и выразили благодарность организаторам конференции.