Студенты МГГУ им. М.А.Шолохова получают не только профессиональную подготовку, но и набор психологических инструментов, позволяющих максимально эффективно распорядиться полученными знаниями.
Семестр – достаточный срок для первокурсника, чтобы понять, верно ли он определился с выбором профессии. Особенно когда ему помогает в этом специальная научная дисциплина. Вместе с набором 2010 года в МГГУ им. М.А. Шолохова пришел новый предмет – «Жизненная навигация». Этот курс, общий для всех факультетов и всех специальностей, становится отличительной приметой, ноу-хау нашего университета. Сегодня наш собеседник — автор и идейный вдохновитель курса «Жизненная навигация», профессор, доктор психологических наук, проректор по учебно-воспитательной работе, связям с общественными и государственными организациями Александр Сергеевич Огнев.
— Александр Сергеевич, как появилась идея курса «Жизненная навигация»? Какие явления в окружающей действительности подтолкнули вас и ваших соавторов к тому, чтобы создать эту программу и внедрить ее в университете?
— Любой успех на 65-70 процентов зависит от контактов с другими людьми, от количества и качества этих коммуникаций. Не столько от профессионализма, сколько от умения строить отношения с близкими и окружающими.
Авторитетнейший ученый, психолог Александр Григорьевич Асмолов, говорит, что сейчас наступила «эра психозоя». В окружающем мире происходят перманентные изменения всего и вся, изменения системные и скачкообразные. Сравните вас и ваших родителей. Жизненного опыта у вас меньше, а информации в голове вы держите больше, несмотря на то, что и родители получали отличное образование. Психогенное воздействие на человека возросло в десятки, в сотни, в тысячи раз по сравнению со старыми временами. Таким образом, меняются все жизненные ориентиры, нужно начинать все заново. Но система поиска ориентиров и выстраивания стратегии – она есть. Человек разумный должен уступить место человеку мудрому, ведь внутренний мир человека намного сложнее причинно-следственных связей, которые человек разумный умеет строить. А теперь решения человека должны быть мудрыми: экономически грамотными, социально-полезными, общественно-ориентированными. Нужно соединять пользу, мечту, голову и любовь воедино. В связи с этим, главная задача психологии – выстроить наиболее эффективную систему ориентирования для достижения успеха.
— С чего начинается правильное, эффективное ориентирование? Какова отправная точка?
— Человек плохо переносит моменты хаоса, он теряется и не знает, что делать. А нужно действовать по некоторым правилам, фиксирующим наиболее успешный опыт кого-то другого. Существует определенный алгоритм, который позволяет организовывать активность человека в ситуации выбора. «Жизненная навигация» как раз вбирает в себя эти наиболее успешно работающие правила поведения в сложных ситуациях. Она разъясняет, что главный маяк в жизни – это мечта. «Жизненная навигация» помогает выявить ресурсы, которыми вы должен располагать, чтобы добиться своих замыслов, реализовать свои цели. Главный ресурс – «я сам».
— «Я сам» — что это? Внешность, возраст, место рождения? Родители, связи?
— «Я сам» — это имеющиеся у каждого качества, которые необходимо развить и сделать эффективным инстурментом. В Гарварде разработали семь базовых компетенций для решения жизненных задач: инициативность, принятие ответственности, ориентация на результат, коммуникабельность, организованность, умение воздействовать на других, умение согласовывать интересы. Это то, что нужно человеку для реализации его мечты. «Жизненная навигация» помогает развивать эти качества.
— Каковы ваши впечатления от «материала», то есть от нас? Как «Жизненная навигация» воздействует на студентов? Можно ли уже говорить о каких-либо результатах?
— Результаты проделанной работы видны уже сейчас, и они колоссальны. Во-первых, хорошо видна разница между теми, кто по этому курсу идет и между теми, кто его не воспринимает. В аудитории, в которой прошел курс, могут четко и внятно рассказать о своей мечте. А там, где жизненной навигации не было, люди как-то зажаты, ничего внятного о мечте сказать не могут, такое ощущение, будто считают ее чем-то неприличным. Во-вторых, заметно прогрессирует ответственность. Это видно по психологическим тестам, что уровень ее растет. И самое интересное, это в–третьих: мы выявили с помощью полиграфа (детектор лжи) суммарный сигнал, который человек выдает на уровне физиологии. Этот сигнал зависит от того, какая у него базовая установка на восприятие мира: пессимистическое или оптимистическое. В первом случае человек выдает более сильную реакцию на отрицательный стимул, он быстро выгорает, он сжигает свои жизненные ресурсы, ориентируясь на негатив. А у оптимиста более сильный отклик на позитивный стимул, он меньше реагирует на негатив, занимается внутренним переориентированием себя, постоянным перепрограммированием на позитивное. Наши тесты показали, что у студентов, осваивающих «Жизненную навигацию», растет уровень уверенности в завтрашнем дне, уровень здорового оптимизма.
— Что бы вы пожелали всем студентам – в нашем университете и за его стенами, отличникам курса «Жизненная навигация» и тем, кто о нем ничего не знает?
— Знайте, роман с профессией – это роман очень серьезный. Все фундаментальные преобразования личности происходят именно в рамках профессии. Если избранная вами профессия даст раскрыться всему вашему личностному потенциалу, то вы будете счастливым человеком. Чтобы так случилось, при выборе профессии надо (слушая, конечно, родителей) думать своей головой. Родительские советы – один из ресурсов для достижения целей, но не вероломное вмешательство в вашу жизнь. И главное: как бы вы себя ни ломали, мечта всё равно пробьется.
Материал подготовили студенты 1 курса факультета журналистики Лилия Шуева, Александра Бригаднова, Наталья Лескина, Максим Симонов
Центр Журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова
Отзывы о курсе «Жизненная навигация»
—