Темы рефератов по конкретным дисциплинам (для аспирантского минимума)


V
. ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО КОНКРЕТНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ

(для аспирантского минимума)

  1. Отрасль подготовки – 09.00.00 -Философские науки

1. — — — — — Философия как интегральная форма научных знаний

2. — — — — — Предмет и основные концепции современной философии науки

3. — — — — — Научное знание как сложная развивающаяся система.

4. — — — — — Философские идеи как эвристика научного поиска

5. — — — — — Историческая смена типов научной рациональности: классическая, неклассическая, постнеклассическая наука.

6. — — — — — Трансформация мировоззренческих установок в обществе постмодерна и техногенной цивилизации.

7. — — — — — Время, пространство, хронотоп в социальном и гуманитарном знании

8. — — — — — Проблема истинности и рациональности в социально-гуманитарных науках

9. — — — — — Вера, сомнение, знание в социально-гуманитарных науках

10. — Дисциплинарная структура и роль социально-гуманитарных наук в процессе социальных трансформаций.

11. — Проблема общественного идеала в социально-философской рефлексии

2. Отрасль подготовки – 05.00.00 – Технические науки

1. —Место и специфика истории технических наук как направления в истории науки и техники.

2. —Основные периоды в истории развития технических знаний.

3. —Технико-технологические знания в строительной и ирригационной практике периода Древних царств (Египет, Месопотамия).

4. -Начала научно-технических знаний в трудах Архимеда.

5. -Техническое наследие Античности в трактате Марка Витрувия «Десять книг об архитектуре».

6. —Ремесленные знания и механические искусства в Средние века (V-ХIV вв.).

7. —Инженерные исследования и проекты Леонардо да Винчи.

8. -Горное дело и металлургия в трудах Г. Агриколы и В. Бирингуччо.

9.Фортификация и артиллерия как сферы развития инженерных знаний в VI-VII вв.

10. —Великие географические открытия и развитие прикладных знаний в навигации и картографии.

11. -Фр. Бэкон и идеология «индустриальной науки».

12. -Галилео Галилей и инженерная практика его времени.

13. —Техническая практика и ее роль в становлении экспериментального естествознания в ХVIII в.

14. -Организационное оформление науки и инженерии Нового времени.

15. -Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию.

16. —Гидротехника, кораблестроение и становление механики жидкости в ХVIII в.

17. -Научные и практические предпосылки создания универсального теплового двигателя.

18. -Возникновение технологии как системы знаний о производстве в конце ХVIII – начале ХIХ в.

19.Парижская политехническая школа и формирование научных основ машиностроения.

20. -Развитие теории и практики в архитектуре и строительстве в ХVIII-ХIХ вв.

21. -Формирование научных основ металлургии в ХIХ в.

22. —Становление и развитие инженерного образования в ХVIII-ХIХ вв.

23. -Научная школа машиноведения МГТУ: история и современность.

24. -Классическая теория сопротивления материалов – от Галилея до начала ХХ в.

25. —История отечественной теплотехнической школы.

26. -А.Н. Крылов – основатель школы отечественного кораблестроения.

27. —В.Г. Шухов – универсальный инженер.

28. —Создание научных основ космонавтики. Значение идей К.Э. Циолковского.

29. Создание теоретических и экспериментальных основ аэродинамики. Вклад отечественных ученых – Н.Е. Жуковского, С.А. С.А. Чаплыгина и др.

30. —Становление и развитие технических наук электротехнического цикла в ХIХ – первой половине ХХ в.

31. —Развитие математического аппарата электротехники в конце ХIХ – первой трети ХХ в.

32. Создание теоретических основ радиотехники. Идеи и достижения отечественных исследователей.

33. Технические науки в Российской академии наук: история Отделения технических наук.

34. — —История радиолокации и инженерные предпосылки формирования кибернетики.

35. -Создание транзистора и становление научно-технических основ микроэлектроники.

36. -Атомный проект СССР и формирование системы новых фундаментальных, прикладных и технических дисциплин.

37. -Развитие теоретических принципов лазерной техники. Вклад А.М. Прохорова и Н.Г. Басова.

38. -Вклад в решение научно-технических проблем освоения космического пространства С.П. Королева, М.В. Келдыша и др.

39. -Системное проектирование и развитие системотехнических знаний в ХХ в.

40. Этапы компьютеризации инженерной деятельности в ХХ в.

3. Отрасль подготовки – 23.00.00 –Политические науки

1. — —Предмет и метод истории политической мысли и политической науки

2. — — -Западная и Восточная традиция в истолковании предмета истории политической мысли.

3. — —Проблемы периодизации истории политической мысли и политической науки

4. — — -Специфика древневосточной картины мира в философско-политическом измерении.

5. — — -Статус идеи общественного закона, порядка и власти в истории древневосточной политической мысли.

6. —Теория власти, политическая антропология и этика Платона.

7. — —Специфика античной картины мира в философско-политическом измерении

8. — — -Государство и право, собственность и республика в политической концепции Цицерона.

9. — — -Средневековый теократический идеал и его влияние на развитие политической мысли.

10. -Политические идеи Фомы Аквинского.

11. -Уильям Оккам и его номиналистическая политическая теория.

12. —Исламский мировоззренческий синтез и политические идеи основателей ислама.

13. -Средневековая политическая мысль Индии.

14. -Средневековая политическая мысль Китая.

15. -Средневековая политическая мысль Арабского Востока.

16. -Политические идеи Чингиз-хана и идеологов монгольской империи.

17. -Средневековая политическая мысль Средней Азии.

18. -Проблемы власти, государства и права в «Поучении» Владимира Мономаха.

19. -Политические идеи Даниила Заточника: пролегомены абсолютизма.

20. -Идейно-политическое содержание полемики нестяжателей и иосифлян.

21. -Политическая концепция Филофея: формула «Москва-третий Рим».

22. -Политические идеи Ивана Грозного: миссия православного царя.

23. -Николо Макиавелли: переворот в политической мысли

24. -Политическая антропология и этика протестантизма как основа новых политических практик.

25. -Политическая утопия как идейно-политический феномен эпохи Возрождения и Реформации.

26. Утопическая ментальность и ее социокультурные основания

27. —Политическая мысль эпохи Просвещения. —

28. -Антиномия эффективности и легитимности власти в политической теории А. Гамильтона.

29. -Немецкая классическая философия как источник политологических идей —

30. -XIX век в Европе — эпоха формирования основных политических идеологий нашего времени —

31. -Консерватизм как политическая идеология —

32. -Идеология социализма, марксизма, социал-демократии —

33. -Смена картины мира как мировоззренческая предпосылка «постметафизического» этапа в развитии политической мысли. —

34. -Противоречие между либеральным и республиканским идеологическими принципами и их отражение в эволюции современной политической науки. —

35. — -Теория политического производства против концепции социологического натурализма в политической науке. —

4. Отрасль подготовки – 24.00.00 – Культурология

1. — — — —Генезис термина «культура» и его многозначность в современном гуманитарном знании

2. — — — — — Концепции локальных цивилизаций ( Н.Я.Данилевский, О.Шпенглер и А.Тойнби и др.).

3. — — — — — Теория «осевого» времени К.Ясперса

4. — — — — — Синергетическая теория: возможности анализа динамики культуры

5. — — — — — Философское осмысление — этно-национальных культур в условиях глобальных взаимодействий.

6. — — — — — Теория «культурных суперсистем» П.А.Сорокина

7. — — — — — Становление и развитие отечественного культурологического знания

8. — — — — — Культура и язык- языки культуры.

9. — — — — — Философский анализа массовой культуры как феномена современного общества

10. — Особенности современной деловой культуры в России: методологические подходы и методы анализа в рамках культурологии.

11. — Корпоративная культура как отражение общественных потребностей в социальной интеграции и — духовной консолидации.

12. — Культура и личность: культур-антропологический, социологический, этнологический подходы к анализу.

13. — Философские подходы к исследованию культурного наследия России.

14. — Особенности межцивилизационных и межкультурных взаимодействий на рубеже ХХ-ХХ1 вв. в свете разных теорий.

15. — -Методы анализа творчества и мировоззрения художника в контексте мировой динамики ХХ века.

16. — Доминирующие философские идеи и теории ХХ века и творческая среда художников в странах Запада.

17. — Методологический анализ ведущих философских идей эпохи Модерна в странах Западной Европы и — в России. —

5. Отрасль подготовки – 12.00.00 – Юридические науки

1. — — — — — Право и государство как объекты исследований

2. — — — — — Предмет и методология истории учений о праве и государстве.

3. — — — — — Государственно-правовая мысль в Древнем Китае.

4. — — — — — Государственно-правовая мысль в Древней Индии.

5. —Идеи Пифагора и пифагорейцев о праве и справедливости

6. — — — — — Учение Платона о совершенном государстве

7. — — Учение Аристотеля о праве и государстве.

8. — — — — — Учение Полибия о формах правления.

9. — — — — — Учение римских юристов о праве и государстве.

10. — Естественно-правовое учение Цицерона о государстве и его законах.

11. — Учение Фомы Аквинского о праве и государстве.

12. — Учение Марсилия Падуанского о праве и государстве.

13. — Формирование и развитие государственно-правовой мысли в странах Арабского Востока.

14. — Учение Н.Макиавелли о праве и государстве.

15. — Государственно-правовые идеи Реформации (М. Лютер, Ж. Кальвин).

16. — Учение Ф.Бэкона о праве и государстве.

17. — Учение Спинозы о естественном и позитивном праве.

18. — Учение Дж.Локка о праве и государстве: неотчуждаемые естественные права — человека.

19. — «Историческая школа права» (Г. Гуго, К.Савиньи, Г.Пухта). Обоснование идей позитивистской юриспруденции.

20. — Учение И.Канта о праве — и государстве.

21. — Философия права — Г.В.Ф.Гегеля как особая философская наука (часть философии), ее предмет и метод.

22. — Зарубежные учения ХХ в. о праве и государстве.

23. — Экзистенциалистские учения о праве и государстве.

24. — Формирование и развитие политико-правовой мысли в Древней Руси.

25. — Развитие русской политико-правовой мысли в период формирования централизованной русской государственности.

26. — Государственно-правовые взгляды А.Н. Радищева.

27. — Государственно-правовые взгляды М.М. Сперанского.

28. — Государственно-правовые концепции славянофилов и западников. —

29. — К.А. Неволин как — основатель научного правоведения в России.

30. — Юридический позитивизм в России.

31. — Воззрения Н.А. Бердяева о праве и государстве.

32. — Государственно-правовые воззрения В.И.Ленина.

33. — Марксистско-ленинское учение о государстве и праве как идеологическая и теоретическая основа советской юриспруденции. —

34. — Основные концепции права и государства советского периода.

35. — Развитие учений о праве и государстве в постсоветской России: основные направления, идеи, концепции.

36. — Теория разделения власти в истории правовой мысли. —

6. Отрасль подготовки – 10.00.00 – Филологические науки

1. — Диахронические методы изучения концепта в языкознании.

2. — — — — — — — — — — — — — Структура лексического значения: принципы анализа и методы исследования.

3. — — — — — — — — — — — — — Понятийный аппарат и методы исследования исторической лексикологии.

4. — — — — — — — — — — — — — История слов в работах отечественных лингвистов.

5. — — — — — — — — — — — — — Лексика русского языка как отражение национального менталитета.

6. — — — — — — — — — — — — — Учение о внутренней форме в трудах отечественных лингвистов.

-7. — — — Роль — — психолингвистики — — и — — генеративной — — грамматики — — в — — становлении
когнитивной лингвистики.

-8. — — — Истоки функционального направления и его формирование в Западной
Европе и СССР.

-9. — — В. фон Гумбольдт и постгумбольдтианство.

10. — Основные направления и школы в языкознании конца 20века.

11. — Судьба структурализма в СССР и его трансформации в Западной Европе.

12. Славяноведение и его достижения в последней трети 20в.

13. — — — — — — — — — — Судьба сравнительно-исторического языкознания в 20в.

14. — — — — — — — — — — Социолингвистика и современные диахронические исследования.

15. — — — — — — — — — — Этнолингвистика как одно из приоритетных направлений современного языкознания.

16. — — — — — — — — — — Сущность коммуникативного синтаксиса.

17. — — — — — — — — — — Теория речевых актов.

18. — — — — — — — — — — Теория современной лингвистической прагматики.

19. — — — Семантика и прагматика предложения-высказывания.

20. — — — Понятие — вершины словообразовательного гнезда в истории
дериватологии

21. — — — А.Н. — Тихонов как организатор знаковых конференций по — актуальным
проблемам морфемики и словообразования в 70-80 гг XX в. и автор первого
словообразовательного словаря гнездового типа.

22. — — — В.В. Лопатин, И.С. Улуханов, Е.А. Земская, И.А. Ширшов о мотивационных отношениях между производным и производящим: общая точка отсчета и проблемный спор

23. — — — История создания словообразовательных словарей русского языка Н.М. Шанский об исторических изменениях в морфемной структуре слова и возможность проекции его учения на активные процессы современного словообразования

24. — — — В.В. Виноградов о словообразовательной структуре слов разных частей

25. — — — Учение Л.В. Рацибурской об уникальных морфемах русского языка и периферийных явлениях современной словообразовательной системы

26. — — — Основополагающие тезисы о статусе различных морфем и производном слове в «Русской грамматике-80» в представлении В.В. Лопатина и И.О. Улуханова

27. — — — А.Н. Тихонов и Е.А. Земская о парадигматических и синтагматических отношениях в словообразовательном гнезде

28. — — — Научная система Е.А. Земской о словообразовании как деятельности и ее исследования в области активных процессов современного словообразования

29. — — — Становление идеи целостности языка и текста

7.Отрасль подготовки -10.01.00 — — — — литературоведение

1. — — — — — Становление науки о литературе в образах критиков 1830-1840-х гг. (В.Г. Белинский, А.А. Григорьев).

2. — — — — — Развитие академического литературоведения в России (мифологическая и психологическая школа).

3. — — — — — Значение трудов А.А. Потебни для литературоведения ХХ-ХХI вв.

4. — — — — — «Психология искусства» Л.С. Выготского и решение вопросов психологии художественного творчества в науке о литературе.

5. — — — — — Биографический метод в литературоведении. Создание научной биографии в отечественной науке о литературе (Л.П. Гроссман, Ю.М. Лотман).

6. — — — — — Развитие академического литературоведения в России (культурно-историческая и сравнительно-историческая школы).

7. — — — — — «Историческая поэтика» А.Н. Веселовского и ее значение для литературоведения ХХ в.

8. — — — — — Неомифологическая школа и ее вклад в науку ХХ в. (В.Я. Пропп, О.М. Фрейденберг).

9. — — — — — Проблема реконструкции творческого процесса и творческой истории произведения в трудах текстологов ХХ столетия.

10. — Значение работ В. Шкловского в развитии идей русского формализма.

11. — Проблемы прозы и поэзии в трудах Ю.Н. Тынянова.

12. — Значение работ А.Ф. Лосева в формировании структурализма.

13. — Понятие текста в трудах Ю.М. Лотмана («Лекции по структуральной поэтике и «Структура художественного текста).

14. — Труды Ю.М. Лотмана по истории литературы в контексте современного — литературоведения.

15. — Теория литературы в трудах Г.Н. Поспелова, В.Е. Хализева.

16. — Представители московско-тартуской структуральной школы как наследники русских формалистов.

17. — Теория автора в трудах М.М. Бахтина.

18. — Диалог и «Другой» в понимании М.М. Бахтина.

19. — Концепция народно-смеховой культуры в трудах М.М. Бахтина.

20. — Вопросы жанровой поэтики в работах М.М. Бахтина.

21. — «Поэтика древнерусской литературы» Д.С. Лихачева: основные идеи и понятия, методологическое значение.

22. — Культурологический подход в современном литературоведении (Д.С. Лихачев, А.М. Панченко, Б.А. Успенский).

23. — Петербургская филологическая школа в литературоведении: основные идеи и представители.

24. — Роль философского литературоведения в современных научных концепциях.

25. — Философско-экологическая проблематика в прозе М.М..Пришвина.

26. — Добро и зло в творчества А.П.Чехова.

27. — История и методология теории речевых актов.

8.Отрасль подготовки – 22.00.00 – Социологические науки

1. — — — — — Э.Гидденс: современный тип социологического теоретизирования.

2. — — — — — От неофункцинализма к социологии «глобального общества»

3. — — — — — Генетический структурализм Пьера Бурдье.

4. — — — — — Модернизация и глобализация- современная социологическая теория глобального общества.

5. — — — — — Д.Белл и концепция постиндустриального общества

6. — — — — — Ю. Хабермас: от критики идеи «ценностной нейтральности» социальной науки к теории коммуникативного действия.

7. — — — — — Леворадикальная критика академической социологии и тенденции постнеклассической социологиеской мысли

8. — — — — — Неолиберализм в социологии: Мизес, Хайек и Поппер

9. — — — — — Бихевиоризм: генезис, проблемы и противоречия.

10. — Альфред Вебер и Макс Вебер: — мировоззренческие расхождения и теоретико-методологические разногласия.

11. — Социальная философия неомарксизма

12. — М.Вебер и проблема «общности» социально-научного и социально-политического знания.

13. — Релятивистская социология Георга Зиммеля

14. — Теоретико-методологические антиномии социологии В.Зомбарта.

15. — Российский постмарксизм и постмарксистская социальная философия С.Н.Булгакова и П.Б.Струве.

16. — Изменения — межпоколенческих отношений в контексте динамики отечественной культуры последнего столетия.

17. — Теоретические основания анализа системы образования в постиндустриальном обществе.

18. — «Система социологии» П.Сорокина и дальнейшее развитие ее основных идей.

19.Философские основания анализа современной медиакультуры и коммуникативных процессов в обществе.

9.Отрасль подготовки – 13.00.00 – Педагогические науки

1. — — — — — Личностно-ценностный подход к образованию.

2. — — — — — Типология мировых образовательных систем. Основные подходы к их анализу.

3. — — — — — К.Д. Ушинский и развитие педагогической теории.

4. — — — — — Педагогические взгляды Н.Ф. Бунакова, В.И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, Д. И. Тихомирова (один по выбору).

5. — — — — — Лев Толстой: педагогическая концепция.

6. — — — — — Педагогические взгляды Н.И. Пирогова.

-7.Возникновение и развитие обучения и воспитания в Древнем Египте.

-8.Основы религиозного воспитания индуизма согласно учению варн.

-9. Становление педагогической традиции буддизма.

10.Основные педагогические понятия канонического сочинения «Дао дэ цзин».

11. Основные педагогические суждения книги «Лунь юй».

12. Сократ и его философско-педагогическая система.

13. Платона и его роль в создании новых форм обучения.

14. Аристотель: особенности преподавания.

15. Традиция семейного воспитания в Библии.

16. Десять заповедей: аксиология и воспитательный смысл.

17. Нагорная проповедь: аксиологический аспект и основное воспитательное содержание.

18. Социокультурные предпосылки формирования системы христианского воспитания в Западной Европе.

19. Становление и развитие университетов в истории Европы.

20. Сходство и различие католического и протестантского образования.

21. Пуританская модель воспитания.

22. Исторические последствия Реформации в области образования.

23. Мартин Лютер и развитие образования в Европе

24. Дж. Локк и концепции образования нового времени.

25. Ян Амос Коменский о предмете и методах педагогики.

26. Концепция преемственности содержания всех ступеней образования.

27. Принципы всеобщности, обязательности и доступности начального образования.

28. Концепция Гельвеция о становлении личности — в процессе — воспитания.

29. Сравнить подходы Локка и Гельвеция в воспитании и образовании.

30. Ж.- Ж. Руссо: о воспитании.

31. Роль образования в естественном становлении человека по Ж.- Ж. Руссо.

32. «Человеку не как средство, но всегда также и как цель» И. Кант.

33. Эпоха просвещения: реформа образования.

34. Университет как научное сообщество по В. Гумбольду.

35. Основные принципы развивающего обучения.

36. Педагогические принципы Белл-Ланкастерской системы обучения.

37. Педагогика «утопического социализма».

38. Педагогика детского сада по Фребелю.

39. Свободное воспитание Э. -Кей, Ф. Гансберг, Л. Гурлитт.

40. «Трудовая школа» Г. Кершенштейнер, Р. Зейдель.

41. Наторп П. Философия как основа педагогики.

42. Дж. Дьюи: «Психология и педагогика мышления», «Школа и общество».

43. Я. Корчак — «Как любить ребенка», «Школа жизни».

44. Педагогическая система С. Френэ.

45. Марксизм о воспитании.

46. — — — Св. Кирилл и Мефодий – просветители славянские.

47. — — — Характер эволюции древнерусского обучения и воспитания Х-ХIII века.

48. — — — Вольномыслие и образование в Новгороде и Москве: Федор Курицын.

49. — -«Домострой» как исторический источник по истории воспитания.

50. — Предпосылки, — причины и ход Петровских преобразований в обучении.

51. — Причины, — ход и результаты «вестернизации» образования в начале XVIII в.

52. — Ученый-естествоиспытатель и просветитель Михаил Ломоносов.

53. — Иван Бецкой теоретик, организатор и руководитель учебных заведений.

54. — Научно-педагогическая деятельность Ивана Шварца.

55. — «Педагогическая антропология» К.Д. Ушинского – источник по истории образования.

56. — Концепция вольной высшей школы в России в начале ХХ века.

57. — Авторитарная тенденция образования в СССР: ее причины, сущность и результаты.

58. — Автономия личности в современном образовании.

59. — П.Ф. Каптерев – выдающийся русский теоретик педагогики.

60. — В.И. Вернадский и парадигма высшего образования.

61. — П.Ф. Лесгафт: концепция гармоничного развития личности.

62. — Идея всестороннего развития личности в отечественных концепциях начала ХХ в.

63. — А.В. Луначарский и трансформация образования.

64. — П.П. Блонский и развитие образование в СССР.

65. — П.Н. Лепешинский, И.В. Ионин, В.Н. Сорока-Росинский и идея «школы-коммуны» ( один автор по выбору).

66. — Теория советского образования: А.П. Пинкевич, В.Н. Шульгин (один по выбору).

67. — Педагогическая мысль: С.Т. Шацкий, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд, А.С. Бубнов, А.П. -Пинкевич (один по выбору).

68. — Система образования — в СССР — (1929-53).

69. — А.С. Макаренко: педагогическая концепция и ее воплощение.

70. — Философское осмысление профессионального образования людей с ограниченными возможностями.

71. — Н.А.Бердяев о социокультурном значении искусства в российском обществе.

72. — Философские аспекты исследования межкультурной компетентности учащихся.

73. — Исторические аспекты становления отечественной олигофренопедагогики.

74. — Методические аспекты изучения методов преподавания иностранного языка.

75. — Методологические — подходы к анализу проблем стрессоустойчивости — личности ребенка — в контексте музыкального обучения.

76. — Философские аспекты исследования проблем интегральных технологий в полцессе педагогического воздействия на учащихся.

77. — Философское осмысление системы и принципов дополнительного образования.

78. — Значение культурно-досуговой деятельности в духовно-нравственном воздействии личности.

79. — Развитие полихудожественного мышления у детей в процессе музыкального обучения: историко-философские подходы и теории.

80. — Философское осмысление графического дизайна как средства визуальной коммуникации.

81. — История теоретического изучения в отечественной науке детей с умственной отсталостью.

82. — Методологические аспекты анализа развития детей с умственной отсталостью.

83. — Философские аспекты применения информационно-коммуникативных технологий в педагогической практике.

84. — Философские подходы к исследованию обучающих технологий в преподпвании иностранного языка.

85. — Философские подходы — к педагогическому изучению культуры личности.

86. — Роль информационных технологий в — научно-педагогическом познании.

87. — Философские аспекты исследования проблемы ценностей учащихся младшего школьного возраста.

88. — Философский анализ воспитательного потенциала культурно-досуговой деятельности школьников.

89. — Методологические аспекты исследования коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта.

10.Отрасль подготовки – 07.00.00 –Исторические науки и археология

  1. Античная историография V века: Геродот и Фукидид.
  2. Греческая историография эпохи эллинизма.
  3. Греческое наследие в римских исторических сочинениях.
  4. Историки Ранней Римской империи.
  5. Христианская концепция истории.
  6. Византийская традиция историописания.
  7. Предмет, методы работы и аудитория средневекового историка.
  8. Русская летописная традиция: своеобразие и этапы развития.
  9. Историография эпохи Возрождения: политическая и риторическая школа.
  10. Историография эпохи Реформации и Контрреформации.
  11. Научная революция и историческое знание XVII века.
  12. «Философская история» эпохи Просвещения.
  13. Русская историческая мысль XVIII века.
  14. Проблема исторического процесса в философских системах XIX века.
  15. Западноевропейская историческая наука первой половины XIX века.
  16. Западноевропейская историческая наука второй половины XIX века.
  17. Леопольд фон Ранке и его критический метод.
  18. Историческое творчество Иоганна Густава Дройзена.
  19. «История государства Российского» Н.М. Карамзина.
  20. Концепция всеобщей истории Т.Н. Грановского.
  21. Исторические взгляды С.М. Соловьева.
  22. Проблемы всеобщей истории и теории исторического познания в трудах Н.И. Кареева.
  23. Историческая концепция В.О. Ключевского.
  24. А.С. Лаппо-Данилевский и методология источниковедения.
  25. Учение о культурно-исторических типах Н.Я Данилевского.
  26. Национально-исторические школы на рубеже XIX и ХХ веков.
  27. Бенедетто Кроче и его «Теория и история историографии».
  28. «Идея истории» Робина Коллингвуда.
  29. Философско-исторические воззрения Освальда Шпенглера.
  30. «Постижение истории» Арнольда Тойнби.
  31. Возникновение и развитие экономической истории.
  32. Возникновение и развитие социальной истории.
  33. «Новая историческая наука» во Франции: Марк Блок, Люсьен Февр и их последователи.
  34. Историческое творчество Фернана Броделя.
  35. История повседневности: круг проблем и основные представители.
  36. История ментальностей и историческая антропология.
  37. «Новая локальная история» и микроистория.
  38. Новые направления в исторической науке конца ХХ века: гендерная история.
  39. Новые направления в исторической науке конца ХХ века: интеллектуальная история.
  40. Философское осмысление роли русской православной церкви — в отечественной культуре с позиций советского марксизма.
  41. Влияние стоицизма на становление христианства.
  42. История и методы изучения в отечественной историографии высшего кадрового состава органов системы государственной безопасности.

11.Отрасль подготовки – 03.00.00 – Биологические науки

1.Особенности живого как объекта биологии. Проблема биологической «реальности».

2.Специфика познания живых объектов. Антиредукционизм и биология.

3.Этапы развития эволюционных идей в биологии.

4.Идея глобального эволюционизма, коэволюция.

5.Современная теория биологической эволюции как синтез идей теории эволюции — Ч.Дарвина и генетики.

6..Экологическая проблема и современный цивилизационный кризис. — — — — — — — — — — — — — — — — —

7.Проблема детерминизма в биологии.

8.Проблема соотношения биологического и социального. Социобиология.

9.Биотехнологии и этика.

10.Этические проблемы применения генетических знаний. Концепции генно-культурной эволюции.

11.Проблема целостности в познании живого. Критика холизма, витализма.

12.Основные направления теоретического мышления в биологии. Законы биологии.

13.Эволюция жизни как процесс познания. Эволюционная эпистемология.

14.Экология биологическая и экология человека. Экологический императив.

12.Отрасль подготовки – 08.00.00 – Экономические науки

1. — — — — — Фома Аквинский: основные взгляды и роль как идеолога канонистов.

2. — — — — — Экономические идеи России XVII- XVIII вв. и их носители.

3. — — — — — Экономические воззрения социалистов-утопистов первой половины XIX в., их значение для развития социалистических учений.

4. — — — — — Экономическое учение физиократов. Таблица Франсуа Кенэ и ее значение.

5. — — — — — Экономическое учение Адама Смита и его книга «Исследование о природе и причинах богатства народов».

6. — — — — — Давид Риккардо и его эпоха.

7. — — — — — Экономическая теория Карла Маркса.

8. — — — — — Историческая школа в политической экономии.

9. — — — — — Становление неоклассической экономической теории. Вклад А.Маршалла в экономическую теорию.

10. — Экономический романтизм в русской экономической мысли.

11. — Экономический взгляды Н.Д. Кондратьева.

12. — Американский институционализм. Новая институциональная теория.

13. — Дж.М. Кейнс: новая теория для изменившегося мира.

14. — Монетаризм: теоретические основы и выводы.

15. — «Новая классика»: восстановление традиций.

16. -Экономические теории отечественных аналитиков XIX в.

17. Подходы отечественных исследователей к философскому обоснованию современной экономической системы.

18. Экономическая наука как объект методологической рефлексии.

19. Эволюция методов экономической науки XVIII-XXI вв.

20. Экономика и этика.

21. Развитие капитализма и теория М.Вебера.

22. Значение категорий качества, количества и меры в процессе охраны труда работников — современного предприятия.

23.Тейлоризм и применение его аналитических принципов в современных экономических исследованиях.

13.Отрасль подготовки – 01.00.00 – Физико- математические науки

1. — — — — — Основные этапы развития математики: периодизация А. -Н. -Колмогорова.

2. — — — — — Древняя Греция: зарождение математики как теоретической науки.

3. — — — — — Математика эпохи эллинизма.

4. — — — — — Математика в древнем и средневековом Китае.

5. — — — — — Математика Средних веков и эпохи Возрождения

6. — — — — — Математика и научно-техническая революция XVI–XVII веков.

7. — — — — — Развитие интеграционных и дифференциальных методов в XVII веке (И. -Кеплер, Б. -Кавальери, Б. -Паскаль).

8. — — — — — Качественная теория А. -Пуанкаре и теория устойчивости А. -М. -Ляпунова.

9. — — — — — Методологические подходы к изучению развития физики: картины мира, исследовательские программы, научные революции

10. — Физика в эпоху Возрождения и коперниканская революция в астрономии (XV – XVI вв.).

11. — Физические открытия, механика и изобретения Леонардо да Винчи

12. — «Математические начала натуральной философии» Ньютона.

13. — Научная революция в физике в первой трети XX в. и её вершина – квантово-релятивистские теории

14. — Физика атомного ядра и элементарных частиц

15. — Основные линии развития современной физики

14.Отрасль подготовки – 19.00.00 – Психологические науки

1. — — — — — Проблема детерминизма в психологии.

2. — — — — — Биогенетический закон и его приложение к развитию психики.

3. — — — — — Роль научных сообществ в развитии личности ученого.

4. — — — — — Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в глубинной и гуманистической психологии.

5. — — — — — Проблема внутренней свободы и ее роли в развитии личности в концепциях стоиков и В. Франкла.

6. — — — — — Психологизм и особенности его развития в России.

7. — — — — — Марксистская психология: существует ли она?

8. — — — — — Оппонентский круг Л.С. Выготского.

9. — — — — — Развитие рефлекторной концепции в психологии и ее влияние на социогенетические теории развития психики.

10. — Роль социальной ситуации в развитии российской психологии ХIХ-ХХ вв.

11. — Детерминанты развития личности: общая характеристика.

12. — Нормативность развития личности: существует ли она?

13. — Биосфера, психосфера и ноосфера как уровни представленности человека.

14. — Роль и границы социального воздействия на личность.

15. — Проблема сознания в психологии.

16. — Психофизическая проблема и способы ее решения в ведущих психологических школах.

17. — Теория деятельности и бихевиоризм: общее и различия.

18. — Сравнительный анализ подходов к развивающей и психотерапевтической роли искусства в работах Аристотеля и Платона.

19. — Достоверность и объективность познания в теориях рационалистов и сенсуалистов ХVII в.

20. — Ортодоксальность и творчество в теории З. Фрейда.

21. — В.Вундт – основоположник экспериментальной психологии.

22. — Теория коллективного бессознательного К.Юнга.

23. — Э.Фромм и его понимание личностной свободы.

24. — Гуманистическая психология А.Маслоу.

25. — Идея когнитивной психологии.

26. — Психологическая теория деятельности А.Н.Леонтьева.

27. — Психологический детерминизм как метод социально-гуманитарного познания.

15.Отрасль подготовки – 25.00.00 – Науки о Земле

1. Взаимодействие человека и природы: пути гармонизации.

2. Естествознание: его предмет, сущность, структура. Место естествознания в системе наук.

3. Взаимодействие естественных наук друг с другом. Науки о неживой природе и науки о живой природе.

4. Математика и естествознание. Возможности применения математики и компьютерного моделирования.

5. Естествознание, технические науки и техника.

6. Философия и естествознание: концепции взаимоотношений (метафизическая, трансцендентальная, антиметафизическая, диалектическая).

7. Эволюция понятий пространства и времени в истории естествознания.

8. Проблема дискретности материи.

9. Идеи детерминизма и индетерминизма в естествознании.

10. Принцип дополнительности и его философские интерпретации. Диалектика и квантовая механика.

11. Антропный принцип. Вселенная как ―экологическая ниша — человечества.

12. Проблема происхождения Вселенной. Модели Вселенной.

13. Концепция ноокосмологии (И. Шкловский, Ф. Дрейк, К. Саган).

14. Эволюционная теория: ее развитие и философские интерпретации.

15. Философия экологии: предпосылки становления.

16. Этапы развития научной теории биосферы.

17. Естественнонаучная картина природы.

18. Естествознание в системе культуры

19. Методы естествознания и их классификация.

20. Проблема объективности знания в современных естественных науках.

21. Понимание сущности жизни в современной науке и философии.

22. Проблема происхождения жизни: основные гипотезы и их философские аспекты

23. Искусственный интеллект и проблема сознания в современной науке и философии.

24. Кибернетика и общая теория систем, их связь с естествознанием.

25. Роль идей нелинейной динамики и синергетики в развитии современного естествознания.

26. Роль современного естествознания в преодолении глобальных проблем.

27. Основные этапы развития естественнонаучного познания.

28. Хронология физических картин мира.

29. Специфика постнеклассического естествознания (синергетика, историчность, человекоразмерность, темпоральность и др.).

30. Современное естествознание и паранауки. Основные задачи и перспективы развития современного естествознания

31. Развитие индикационных методов исследования в физической географии.

16.Отрасль подготовки – 17.00.00 –Искусствоведение

1. — — — — — Искусствоведение в системе гуманитарных и естественных наук.

2. — — — — — Проблема видовой и жанровой классификации искусства

3. — — — — — Искусствоведческое исследование как процесс, его этапы и задачи.

4. — — — — — Эволюция методологических принципов изучения искусства в ходе исторического становления и развития искусствознания

5. — — — — — Основные этапы становления исторического искусствознания в Новое время: от Вазари к Винкельману.

6. — — — — — Отечественное искусствознание в контексте смены идеологических и методологических парадигм.

7. — — — — — Трактат Витрувия: систематическое изложение классической архитектурной теории.

8. — — — — — Место изобразительного искусства в общественной жизни и системе искусств Древней Греции.

9. — — — — — Понимание искусства в Древнем Риме.

10. — Древнегреческая наука как фундамент европейского музыкознания.

11. — Роль Палладио в развитии архитектурных идей барокко и классицизма.

12. — «Жизнеописания наиболее выдающихся живописцев, ваятелей и зодчих» Джорджо Вазари как этапный труд в истории становления искусствоведческой науки.

13. — Образ театра в мировоззрении и искусстве Возрождения.

14. — И.И.Винкельман как родоначальник историко-генетического изучения искусства

15. — Теоретическая мысль эпохи Просвещения о сценическом искусстве.

16. — Теоретические труды М.Метерлинка, А.Аппиа и Э.Г.Крэга и символистская теория театра.

17. — Особенности семиотического исследования произведений изобразительного искусства в работах Ю.М.Лотмана, С.М.Даниэля, Б.А.Успенского.

18. — Многообразие методов исследования искусства в современной отечественной науке.

19. — Кино как эстетический феномен.

20. — Место телевидения в ряду современных масс-медиа.

21. — Анализ критерия прекрасного в области художественного творчества.

22. — Философское осмысление дизайнерских форм интерьера.