Актуальное интервью


11 июня 2014

руководителя магистерской программы «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного» Л.К.Свиридовой»>Интервью руководителя магистерской программы «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного» Л.К.Свиридовой

Лариса Константиновна, в чем Вы видите перспективность обучения студентов по магистерской программе «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного»?

Востребованность преподавателей русского как иностранного постоянно возрастает. Русский язык становится языком международного общения. Приведу один пример. Некоторое время назад руководство нашего университета встречалось с атташе по образованию посольства Франции в России, который отметил резкий рост по сравнению с 2004 г. числа французов, желающих изучать русский язык.

Популярность русского языка в мире растет с каждым годом. В настоящее время огромное число иностранцев в России и за рубежом хотят выучить русский язык. Особенно заметна тенденция обучению русскому языку детей иностранцев.

У тому же не так давно Совет Федерации РФ одобрил закон об упрощенной выдаче российского гражданства тем, кто свободно говорит на русском языке, и чьи предки проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ. В силу чего перед нами сейчас поставлена задача подготовить специалистов, способных не только подвинуть русский язык в мире, но и умеющих подготовить всех желающих к успешному прохождению теста по русскому языку, который представляет собой тестирование на подтверждение уровня владения русским языком, достаточного для общения в условиях языковой среды. Центры подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку, вне всякого сомнения, будут нуждаться в высококвалифицированных специалистах.
Так что сегодня преподаватель русского языка как иностранного может найти работу в любой точке мира.

Магистерские программы, подготавливающие специалистов-преподавателей русского языка как иностранного, открыты во многих ведущих вузах России. В чем уникальность Вашей программы?

Вы правы, в настоящее время это направление подготовки является весьма актуальным. Однако, я не встречала ни одной программы, которая готовила бы специалистов-методистов способных свободно объяснить учащимся необходимые правила русского языка — или ответить на вопросы обучающихся на английском языке. В нашей программе умению свободно общаться с учащимися-иностранцами на английском уделено особое внимание. И главное, мы имеем все возможности к тому, чтобы обучить наших магистрантов такому свободному общению: например, наш учебный план построен таким образом, что в течение каждого семестра магистрант изучает английский язык для профессионального общения- в нашем корпусе создана специальная лаборатория профессиональной подготовки, не говоря уже о высокопрофессиональных преподавателях, владеющих навыками перевода.

Программа дает углубленные знания в области правовых регулирований трудовых отношений.

Сейчас считается, что формирование лингвокультурологической компетенции у изучающих русский как иностранный является одной из основных. Отражена ли эта тенденция в Вашей программе?

Конечно. Человек воспринимает мир через особенности своего языка. Вот почему особое внимание мы уделяем углубленному пониманию у наших студентов, что есть «человек русского мира», как сказал В.В.Путин. Для этого в нашей магистерской программе присутствуют не только такие дисциплины, как, например, «Россия в современном мире», но и специальные курсы, подготавливающие студентов к основам туристской деятельности в РФ и культурой как фактором туристской мотивации, т.к. туризм – это одна из форм познания культуры народа. Такая работа позволяет нашим выпускника в будущем помочь своим учащимся избежать так называемого «культурологического шока».

Подробнее


20 мая 2014

Ирина Жилавская: Мы единственные в России, кто готовит магистров в области медиаобразования

В настоящее время термином «медиаобразование» обозначают умение находить информацию, работать с ней, производить и распространять ее. Эти знания и навыки можно получить, обучаясь по программе «Медиаобразование», которая уже второй год реализуется на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова. Сегодня наш собеседник – Ирина Владимировна ЖИЛАВСКАЯ, научный руководитель этой программы, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования нашего университета. Мы говорим о том, как в современном мире следует готовить профессионалов в области медиаобразования, чтобы они могли помочь современному человеку в навигации по медиапространству, в обнаружении скрытых смыслов, оценке достоверности информации, ее качества.

Ирина Владимировна, почему медиаобразование сегодня стало таким актуальным?

– Оно было актуальным всегда, потому что имеет глобальную природу. Под медиа мы понимаем широкий спектр явлений. Это, безусловно, средства массовой информации, но также и книги, кино, музыка, архитектура – все коммуникативные каналы, по которым мы получаем информацию. Сейчас интенсивность коммуникации в обществе возросла многократно, появились новые медиа – интернет, социальные сети. И возникла мода на медиаобразование. Слово привлекательное. Но люди далеко не всегда понимают, что за ним стоит, полагая, что это только СМИ. Медиа воздействуют на человека, и это вызывает у многих тревогу и беспокойство. Отсюда порой совершенно непрофессиональные рассуждения о запрете информации, защите от нее. В связи с этим возникла острая необходимость подготовки компетентных людей, которые будут работать в этой области. Так появилась идея разработки магистерской программы по медиаобразованию.

Как объяснить человеку, незнакомому с этой проблематикой, что такое медиаобразование? Ясно и коротко.

Совсем коротко не получится. Здесь есть два подхода. — Один – инструментальный. Когда мы просто перечисляем – что такое — медиаобразование. — Человек должен — уметь находить информацию, с ней работать, производить новую информацию и распространять ее. — Есть и второй подход, более — философский, мировоззренческий. Он заключается в понимании целостности мира, его ценностей. И в умении всех взаимодействовать со всеми. Мы видим, что происходит в Украине – люди не хотят понять друг друга, услышать, договориться. — Идет ожесточенная информационная война. Информационное общество превратилось в общество дезинформации как с той, так и с другой стороны. Разобраться в противоречивом потоке новостей, сообщений, выстроить адекватную картину событий — помогает медиаобразование. Процесс медиаобразования происходит непрерывно, информально: когда мы стараемся понять, как работают медиа, когда мы создаем свои собственные медиа, наполняем их важным для нас содержанием, обмениваемся ими. — Весь фокус заключается в том, что все общество так или иначе вовлечено в процесс медиаобразования. Вопрос в том, насколько профессионально осуществляется эта деятельность и каков результат.

Подробнее


05 мая 2014

Магистерская программа «Технология и организация международного туризма». Вопросы и ответы

Интервью одного из руководителей магистерской программы «Технология и организация международного туризма» заведующего кафедрой теории и практики межкультурной коммуникации Анатолия Серафимовича КАЛЯКИНА.

Анатолий Серафимович! В этом году на факультете иностранных языков и международных коммуникаций объявлен набор студентов на магистерскую программу «Технология и организация международного туризма», руководителем которой Вы являетесь. Скажите, почему программа имеет такое название и каких специалистов Вы планируете готовить?

Конечно, название программы имеет определенное значение, но главное – это ее содержание. Программа предусматривает подготовку специалистов в области международного туризма. Международный туризм сегодня – это один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. По прогнозу к 2020 году количество путешествующих лиц может достичь 1 млрд человек. Все это требует квалифицированных специалистов, которые могли бы успешно работать в этой сфере экономики. Как известно, в последнее время федеральные и региональные власти России предпринимают энергичные меры по привлечению туристических потоков в нашу страну. Россия обладает колоссальным туристическим потенциалом, который необходимо профессионально использовать в интересах национальной экономики. А это могут сделать только профессионалы. В этом и заключается, на мой взгляд, основная миссия нашей магистерской программы. К слову сказать, что на сегодняшний день в московских вузах не реализуют аналогичных — магистерских программ.

Это очень интересно. А кто может обучаться по этой программе? Что нужно сделать, чтобы стать магистрантом программы?

По магистерской программе «Технология и организация международного туризма» могут обучаться студенты, имеющие диплом бакалавра или специалиста, причем, не обязательно профильный. Что касается вступительных испытаний, то они проходят в форме устного собеседования по основам туризма. Программу вступительных испытаний можно найти на сайте нашего Университета.

Анатолий Серафимович, Вы сказали, что подобных магистерских программ в московских вузах, по крайне мере, нет. В чем же заключается уникальность этой Программы? Какие карьерные перспективы она открывает для своих выпускников?

Да, Вы правы. Последний мониторинг показал, что на сегодняшний день лишь в одном московским вузе есть похожая программа, но по своему содержанию она не имеет ничего общего с нашей программой. Предлагаемая программа уникальна, так как она предполагает формирование у магистрантов таких знаний и компетенций, которые открывают перед ними хорошие карьерные перспективы.

Подробнее


17 апреля 2014

МАГИСТРАТУРА — UPGRADE ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И КАРЬЕРНЫХ ПЕРСПЕКТИВ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

МГГУ Шолохова активно развивает все ступени образовательной лестницы – от довузовской подготовки до аспирантуры и докторантуры, включая высшее образование, — повышение квалификации и полную профессиональную переподготовку специалистов гуманитарной сферы.

В Университете — представлено многообразие магистерских программ, которые являются органичным продолжением гуманитарных направлений подготовки бакалавриата в МГГУ Шолохова. Но магистрантом может стать не только выпускник бакалавриата, но и специалист с высшим образованием, причем не только выпускник МГГУ Шолохова, но и любого другого вуза. Для них также доступны бюджетные места в магистратуре, но об этом чуть позже.

Практически по каждому базовому направлению, будь то педагогика или политология, — менеджмент или психология, дизайн или музыкальное искусство (полный перечень направлений подготовки бакалавриата МГГУ Шолохова можно посмотреть здесь) предлагается несколько магистерских программ различной содержательной — направленности. Всего каталог магистерских программ МГГУ им. М.А. Шолохова включает более — 40 магистерских программ.

Что лежит в основе разработки той или иной магистерской программы МГГУ Шолохова

Во-первых, безусловно, как и положено в государственном вузе, все магистерские программы выстроены в соответствии с ФГОС 3+ поколения.

Во-вторых, — и это не менее важно — при разработке магистерских программ учитывались и потребности современного рынка труда, анализ востребованности компетенций специалистов в различных гуманитарных сферах деятельности, и прицел на развитие общества, его потребность в новых профессиях.

Подробнее


23 февраля 2014

МГГУ Шолохова: Олимпийские победы

Каждый россиянин чувствует свою причастность к победам наших олимпийцев в Сочи 2014. Кто-то “болеет” и радуется до слез, а кто-то ругает. Кто-то гордится, а кто-то не может сдержать слов возмущения… Все мы разные и по-разному любим свою страну. Равнодушных нет. Все так или иначе вносят свой вклад в образ России какой ее видим и знаем мы, какой ее видят и знают в других странах.

Мы были в Сочи. Мы видели ЭТО своими глазами, мы видели внешнюю сторону, которую видят все гости Олимпиады, и “изнанку” без прикрас. Мы не просто видели – мы это СОЗДАВАЛИ вместе со всей страной. И мы по достоинству этим гордимся.

Подробнее


06 февраля 2014

Сочи 2014: Болеем за наших!

7 февраля 2014 года открываются XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи. В многочисленной команде российских олимпийцев достойное место занимают студенты, выпускники и преподаватели МГГУ им. М.А.Шолохова. Мы от всего сердца желаем всем российским спортсменам победных выступлений на Сочинских аренах! И, конечно, с особым вниманием мы будем следить за нашими Шолоховцами!

Подробнее


30 января 2014

СОСТОЯВШИЕСЯ ПЕРВОКУРСНИКИ: ОПЫТ ПЕРВОЙ СЕССИИ

Говорят, что полноценным — студентом становишься после первой сданной сессии. — Утихли все страсти зимней сессии и новоиспеченные студенты могут выдохнуть и пару недель отдохнуть. — Каковы впечатления от первого семестра и первой сессии в МГГУ Шолохова? Что запомнилось, что понравилось или разочаровало? Каковы ожидания и планы на будущее?

Подробнее


28 декабря 2013

ОБРАЩЕНИЕ РЕКТОРА МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ГУМАНИТАРНОГО УНИВЕРСИТЕТА им. М.А.ШОЛОХОВА НЕЧАЕВА ВЛАДИМИРА ДМИТРИЕВИЧА

Уважаемые коллеги, друзья!

Поздравляю Вас с Новым 2014 годом!

Провожая год 2013, скажем ему спасибо.

Спасибо, — за те прекрасные и интересные события, которые произошли в нем- за общение с друзьями, родными и близкими людьми. Поблагодарим его за те, возможности, которые открылись перед нами в 2013 году- за добрые дела и поступки, которые мы совершили в нем.

А я в свою очередь хотел бы сказать большое спасибо всем Вам: студентам и преподавателям нашего вуза, научным сотрудниками и работникам всех подразделений и филиалов нашего университета. — Спасибо за Ваш труд, стремление к новым знаниям и желание сделать университет лучше и интереснее, спасибо за понимание и отзывчивое отношение.

В Новом 2014 году я хотел бы пожелать Вам добра, крепкого здоровья, удачи и душевного тепла. Я хотел бы пожелать процветания Вашему дому – Вашим семьям, нашему общему дому – Московскому государственному гуманитарному университету имени Михаила Александровича Шолохова и всей нашей стране – России.
Пусть в Новом году с нами всегда пребудут Вера, Надежда и Любовь.

С Праздником Вас, дорогие друзья.

С Новым 2014 годом!

Подробнее


17 декабря 2013

Дискуссионное общество МГГУ им. М.А. Шолохова — путь к повышению конкурентоспособности наших выпускников

В начале учебного года по инициативе факультета журналистики в МГГУ им. М.А. Шолохова было создано Дискуссионное общество. Его работа направлена на вовлечение студентов нашего университета в интеллектуальную и творческую деятельность. Это, безусловно, будет способствовать повышению конкурентоспособности наших выпускников, формированию личностных качеств и навыков, которые востребованы в каждой профессиональной среде. Речь идет о коммуникабельности, навыке публичных выступлений, способности аргументированно отстаивать собственную точку зрения.

Я убежден, что подобный социально-образовательный проект поможет студентам всех специальностей полнее раскрыть свой творческий потенциал. В первую очередь это касается тех, кто активно интересуется политикой, экономикой и искусством. — — —

Основополагающим сегментом Дискуссионного общества является соревнования по Парламентским дебатам. Парламентские дебаты – это интеллектуальное образовательное студенческое движение, завоевавшее популярность в ведущих университетах Мира. Важно, что это движение развивает у студентов социально необходимые сегодня организаторские и коммуникационные способности, творческую активность, формирует активную жизненную позицию. Надеюсь, что и в нашем университете дебаты станут неотъемлемой — частью учебного процесса.
— — — — — —
Желаю Дискуссионному обществу МГГУ им. М.А. Шолохова достичь намеченных целей.

Ректор МГГУ им.М.А.Шолохова
доктор политических наук, профессор
Владимир Дмитриевич НЕЧАЕВ

Подробнее


21 октября 2013

Заочное обучение в магистратуре: актуальноcть для современного человека

Зачем магистратура человеку, который уже имеет высшее образование? Чем набор этого года отличается от последующих? Заочное обучение в магистратуре, насколько оно актуально для современного человека?

На наши вопросы отвечает ректор МГГУ им. М.А. Шолохова доктор политических наук Нечаев Владимир Дмитриевич.

Начнем с ответа на последний вопрос. Прежде всего, заочное обучение с прагматической точки зрения это — экономия времени, сил и денег. На заочку приходят уже сложившиеся люди, которые знают какие конкретно знания они хотят получить и зачем. У них уже более ясные карьерные планы и понимание того, зачем нужно это образование. — Как правило, эти знания они тут же применяют и отрабатывают на практике.

В этом году в магистратуру поступают в основном специалисты, уже имеющие высшее образование. И для них магистратура — — это возможность получить второе высшее образование — с учетом того, что решение, как я уже сказал, принимает взрослый человек со сложившимися профессиональными предпочтениями.

В следующем году в магистратуру хлынет поток выпускников-бакалавров и конкурс и цены, наверняка сильно возрастут. В этом основное отличие набора этого года от последующих. Конечно, дальновидные люди это учитывают в своих планах. Ведь магистратура — это возможность углубить свои знания в профессиональной сфере, получить дополнительные навыки и выйти на новый более высокий профессиональный уровень.

По сути сейчас государство выстраивает эту систему двухуровневого образования для всех специальностей:

-– бакалавриат как базовая образовательная ступень, в рамках которой студент — формирует общие базовые компетенции, скажем гуманитарные, или технические, или творческие-

– — магистратура «отвечает» за более тонкую «заточку». Это надстройка к бакалавриату в одном из 3 направлений (или в их комбинации).

1) более узкая и углубленная — специализация. Например, человек заканчивает бакалавриат по политологии, и хочет стать политтехнологом. А это совсем не то же самое, что академический политолог, занятый сравнительными исследованиями и т.п. Политтехнолог – это человек, образовательная программа которого заточена под работу в избирательных кампаниях, политический анализ и прогнозирование и т.п.

2) подготовка к научной карьере. Некоторые виды магистратур предполагают, что человек делает выбор в пользу научной карьеры. Тогда логично выстаивается цепочка: бакалавр – это общая подготовка по выбранному направлению, магистратура — — это первый опыт исследовательской деятельности, аспирантура, которая в нашем случае заканчивается защитой диссертации.

Подробнее