Лариса Константиновна, в чем Вы видите перспективность обучения студентов по магистерской программе «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного»?
Востребованность преподавателей русского как иностранного постоянно возрастает. Русский язык становится языком международного общения. Приведу один пример. Некоторое время назад руководство нашего университета встречалось с атташе по образованию посольства Франции в России, который отметил резкий рост по сравнению с 2004 г. числа французов, желающих изучать русский язык.
Популярность русского языка в мире растет с каждым годом. В настоящее время огромное число иностранцев в России и за рубежом хотят выучить русский язык. Особенно заметна тенденция обучению русскому языку детей иностранцев.
У тому же не так давно Совет Федерации РФ одобрил закон об упрощенной выдаче российского гражданства тем, кто свободно говорит на русском языке, и чьи предки проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ. В силу чего перед нами сейчас поставлена задача подготовить специалистов, способных не только подвинуть русский язык в мире, но и умеющих подготовить всех желающих к успешному прохождению теста по русскому языку, который представляет собой тестирование на подтверждение уровня владения русским языком, достаточного для общения в условиях языковой среды. Центры подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку, вне всякого сомнения, будут нуждаться в высококвалифицированных специалистах.
Так что сегодня преподаватель русского языка как иностранного может найти работу в любой точке мира.
Магистерские программы, подготавливающие специалистов-преподавателей русского языка как иностранного, открыты во многих ведущих вузах России. В чем уникальность Вашей программы?
Вы правы, в настоящее время это направление подготовки является весьма актуальным. Однако, я не встречала ни одной программы, которая готовила бы специалистов-методистов способных свободно объяснить учащимся необходимые правила русского языка — или ответить на вопросы обучающихся на английском языке. В нашей программе умению свободно общаться с учащимися-иностранцами на английском уделено особое внимание. И главное, мы имеем все возможности к тому, чтобы обучить наших магистрантов такому свободному общению: например, наш учебный план построен таким образом, что в течение каждого семестра магистрант изучает английский язык для профессионального общения- в нашем корпусе создана специальная лаборатория профессиональной подготовки, не говоря уже о высокопрофессиональных преподавателях, владеющих навыками перевода.
Программа дает углубленные знания в области правовых регулирований трудовых отношений.
Сейчас считается, что формирование лингвокультурологической компетенции у изучающих русский как иностранный является одной из основных. Отражена ли эта тенденция в Вашей программе?
Конечно. Человек воспринимает мир через особенности своего языка. Вот почему особое внимание мы уделяем углубленному пониманию у наших студентов, что есть «человек русского мира», как сказал В.В.Путин. Для этого в нашей магистерской программе присутствуют не только такие дисциплины, как, например, «Россия в современном мире», но и специальные курсы, подготавливающие студентов к основам туристской деятельности в РФ и культурой как фактором туристской мотивации, т.к. туризм – это одна из форм познания культуры народа. Такая работа позволяет нашим выпускника в будущем помочь своим учащимся избежать так называемого «культурологического шока».
В настоящее время термином «медиаобразование» обозначают умение находить информацию, работать с ней, производить и распространять ее. Эти знания и навыки можно получить, обучаясь по программе «Медиаобразование», которая уже второй год реализуется на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова. Сегодня наш собеседник – Ирина Владимировна ЖИЛАВСКАЯ, научный руководитель этой программы, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования нашего университета. Мы говорим о том, как в современном мире следует готовить профессионалов в области медиаобразования, чтобы они могли помочь современному человеку в навигации по медиапространству, в обнаружении скрытых смыслов, оценке достоверности информации, ее качества.
Ирина Владимировна, почему медиаобразование сегодня стало таким актуальным?
– Оно было актуальным всегда, потому что имеет глобальную природу. Под медиа мы понимаем широкий спектр явлений. Это, безусловно, средства массовой информации, но также и книги, кино, музыка, архитектура – все коммуникативные каналы, по которым мы получаем информацию. Сейчас интенсивность коммуникации в обществе возросла многократно, появились новые медиа – интернет, социальные сети. И возникла мода на медиаобразование. Слово привлекательное. Но люди далеко не всегда понимают, что за ним стоит, полагая, что это только СМИ. Медиа воздействуют на человека, и это вызывает у многих тревогу и беспокойство. Отсюда порой совершенно непрофессиональные рассуждения о запрете информации, защите от нее. В связи с этим возникла острая необходимость подготовки компетентных людей, которые будут работать в этой области. Так появилась идея разработки магистерской программы по медиаобразованию.
Как объяснить человеку, незнакомому с этой проблематикой, что такое медиаобразование? Ясно и коротко.
Совсем коротко не получится. Здесь есть два подхода. — Один – инструментальный. Когда мы просто перечисляем – что такое — медиаобразование. — Человек должен — уметь находить информацию, с ней работать, производить новую информацию и распространять ее. — Есть и второй подход, более — философский, мировоззренческий. Он заключается в понимании целостности мира, его ценностей. И в умении всех взаимодействовать со всеми. Мы видим, что происходит в Украине – люди не хотят понять друг друга, услышать, договориться. — Идет ожесточенная информационная война. Информационное общество превратилось в общество дезинформации как с той, так и с другой стороны. Разобраться в противоречивом потоке новостей, сообщений, выстроить адекватную картину событий — помогает медиаобразование. Процесс медиаобразования происходит непрерывно, информально: когда мы стараемся понять, как работают медиа, когда мы создаем свои собственные медиа, наполняем их важным для нас содержанием, обмениваемся ими. — Весь фокус заключается в том, что все общество так или иначе вовлечено в процесс медиаобразования. Вопрос в том, насколько профессионально осуществляется эта деятельность и каков результат.
Интервью одного из руководителей магистерской программы «Технология и организация международного туризма» заведующего кафедрой теории и практики межкультурной коммуникации Анатолия Серафимовича КАЛЯКИНА.
Анатолий Серафимович! В этом году на факультете иностранных языков и международных коммуникаций объявлен набор студентов на магистерскую программу «Технология и организация международного туризма», руководителем которой Вы являетесь. Скажите, почему программа имеет такое название и каких специалистов Вы планируете готовить?
Конечно, название программы имеет определенное значение, но главное – это ее содержание. Программа предусматривает подготовку специалистов в области международного туризма. Международный туризм сегодня – это один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. По прогнозу к 2020 году количество путешествующих лиц может достичь 1 млрд человек. Все это требует квалифицированных специалистов, которые могли бы успешно работать в этой сфере экономики. Как известно, в последнее время федеральные и региональные власти России предпринимают энергичные меры по привлечению туристических потоков в нашу страну. Россия обладает колоссальным туристическим потенциалом, который необходимо профессионально использовать в интересах национальной экономики. А это могут сделать только профессионалы. В этом и заключается, на мой взгляд, основная миссия нашей магистерской программы. К слову сказать, что на сегодняшний день в московских вузах не реализуют аналогичных — магистерских программ.
Это очень интересно. А кто может обучаться по этой программе? Что нужно сделать, чтобы стать магистрантом программы?
По магистерской программе «Технология и организация международного туризма» могут обучаться студенты, имеющие диплом бакалавра или специалиста, причем, не обязательно профильный. Что касается вступительных испытаний, то они проходят в форме устного собеседования по основам туризма. Программу вступительных испытаний можно найти на сайте нашего Университета.
Анатолий Серафимович, Вы сказали, что подобных магистерских программ в московских вузах, по крайне мере, нет. В чем же заключается уникальность этой Программы? Какие карьерные перспективы она открывает для своих выпускников?
Да, Вы правы. Последний мониторинг показал, что на сегодняшний день лишь в одном московским вузе есть похожая программа, но по своему содержанию она не имеет ничего общего с нашей программой. Предлагаемая программа уникальна, так как она предполагает формирование у магистрантов таких знаний и компетенций, которые открывают перед ними хорошие карьерные перспективы.
МГГУ Шолохова активно развивает все ступени образовательной лестницы – от довузовской подготовки до аспирантуры и докторантуры, включая высшее образование, — повышение квалификации и полную профессиональную переподготовку специалистов гуманитарной сферы.
В Университете — представлено многообразие магистерских программ, которые являются органичным продолжением гуманитарных направлений подготовки бакалавриата в МГГУ Шолохова. Но магистрантом может стать не только выпускник бакалавриата, но и специалист с высшим образованием, причем не только выпускник МГГУ Шолохова, но и любого другого вуза. Для них также доступны бюджетные места в магистратуре, но об этом чуть позже.
Практически по каждому базовому направлению, будь то педагогика или политология, — менеджмент или психология, дизайн или музыкальное искусство (полный перечень направлений подготовки бакалавриата МГГУ Шолохова можно посмотреть здесь) предлагается несколько магистерских программ различной содержательной — направленности. Всего каталог магистерских программ МГГУ им. М.А. Шолохова включает более — 40 магистерских программ.
Что лежит в основе разработки той или иной магистерской программы МГГУ Шолохова
Во-первых, безусловно, как и положено в государственном вузе, все магистерские программы выстроены в соответствии с ФГОС 3+ поколения.
Во-вторых, — и это не менее важно — при разработке магистерских программ учитывались и потребности современного рынка труда, анализ востребованности компетенций специалистов в различных гуманитарных сферах деятельности, и прицел на развитие общества, его потребность в новых профессиях.
Каждый россиянин чувствует свою причастность к победам наших олимпийцев в Сочи 2014. Кто-то “болеет” и радуется до слез, а кто-то ругает. Кто-то гордится, а кто-то не может сдержать слов возмущения… Все мы разные и по-разному любим свою страну. Равнодушных нет. Все так или иначе вносят свой вклад в образ России какой ее видим и знаем мы, какой ее видят и знают в других странах.
Мы были в Сочи. Мы видели ЭТО своими глазами, мы видели внешнюю сторону, которую видят все гости Олимпиады, и “изнанку” без прикрас. Мы не просто видели – мы это СОЗДАВАЛИ вместе со всей страной. И мы по достоинству этим гордимся.
7 февраля 2014 года открываются XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи. В многочисленной команде российских олимпийцев достойное место занимают студенты, выпускники и преподаватели МГГУ им. М.А.Шолохова. Мы от всего сердца желаем всем российским спортсменам победных выступлений на Сочинских аренах! И, конечно, с особым вниманием мы будем следить за нашими Шолоховцами!
Говорят, что полноценным — студентом становишься после первой сданной сессии. — Утихли все страсти зимней сессии и новоиспеченные студенты могут выдохнуть и пару недель отдохнуть. — Каковы впечатления от первого семестра и первой сессии в МГГУ Шолохова? Что запомнилось, что понравилось или разочаровало? Каковы ожидания и планы на будущее?
Уважаемые коллеги, друзья!
Поздравляю Вас с Новым 2014 годом!
Провожая год 2013, скажем ему спасибо.
Спасибо, — за те прекрасные и интересные события, которые произошли в нем- за общение с друзьями, родными и близкими людьми. Поблагодарим его за те, возможности, которые открылись перед нами в 2013 году- за добрые дела и поступки, которые мы совершили в нем.
А я в свою очередь хотел бы сказать большое спасибо всем Вам: студентам и преподавателям нашего вуза, научным сотрудниками и работникам всех подразделений и филиалов нашего университета. — Спасибо за Ваш труд, стремление к новым знаниям и желание сделать университет лучше и интереснее, спасибо за понимание и отзывчивое отношение.
В Новом 2014 году я хотел бы пожелать Вам добра, крепкого здоровья, удачи и душевного тепла. Я хотел бы пожелать процветания Вашему дому – Вашим семьям, нашему общему дому – Московскому государственному гуманитарному университету имени Михаила Александровича Шолохова и всей нашей стране – России.
Пусть в Новом году с нами всегда пребудут Вера, Надежда и Любовь.
С Праздником Вас, дорогие друзья.
С Новым 2014 годом!
В начале учебного года по инициативе факультета журналистики в МГГУ им. М.А. Шолохова было создано Дискуссионное общество. Его работа направлена на вовлечение студентов нашего университета в интеллектуальную и творческую деятельность. Это, безусловно, будет способствовать повышению конкурентоспособности наших выпускников, формированию личностных качеств и навыков, которые востребованы в каждой профессиональной среде. Речь идет о коммуникабельности, навыке публичных выступлений, способности аргументированно отстаивать собственную точку зрения.
Я убежден, что подобный социально-образовательный проект поможет студентам всех специальностей полнее раскрыть свой творческий потенциал. В первую очередь это касается тех, кто активно интересуется политикой, экономикой и искусством. — — —
Основополагающим сегментом Дискуссионного общества является соревнования по Парламентским дебатам. Парламентские дебаты – это интеллектуальное образовательное студенческое движение, завоевавшее популярность в ведущих университетах Мира. Важно, что это движение развивает у студентов социально необходимые сегодня организаторские и коммуникационные способности, творческую активность, формирует активную жизненную позицию. Надеюсь, что и в нашем университете дебаты станут неотъемлемой — частью учебного процесса.
— — — — — —
Желаю Дискуссионному обществу МГГУ им. М.А. Шолохова достичь намеченных целей.
Ректор МГГУ им.М.А.Шолохова
доктор политических наук, профессор
Владимир Дмитриевич НЕЧАЕВ
Зачем магистратура человеку, который уже имеет высшее образование? Чем набор этого года отличается от последующих? Заочное обучение в магистратуре, насколько оно актуально для современного человека?
На наши вопросы отвечает ректор МГГУ им. М.А. Шолохова доктор политических наук Нечаев Владимир Дмитриевич.
Начнем с ответа на последний вопрос. Прежде всего, заочное обучение с прагматической точки зрения это — экономия времени, сил и денег. На заочку приходят уже сложившиеся люди, которые знают какие конкретно знания они хотят получить и зачем. У них уже более ясные карьерные планы и понимание того, зачем нужно это образование. — Как правило, эти знания они тут же применяют и отрабатывают на практике.
В этом году в магистратуру поступают в основном специалисты, уже имеющие высшее образование. И для них магистратура — — это возможность получить второе высшее образование — с учетом того, что решение, как я уже сказал, принимает взрослый человек со сложившимися профессиональными предпочтениями.
В следующем году в магистратуру хлынет поток выпускников-бакалавров и конкурс и цены, наверняка сильно возрастут. В этом основное отличие набора этого года от последующих. Конечно, дальновидные люди это учитывают в своих планах. Ведь магистратура — это возможность углубить свои знания в профессиональной сфере, получить дополнительные навыки и выйти на новый более высокий профессиональный уровень.
По сути сейчас государство выстраивает эту систему двухуровневого образования для всех специальностей:
-– бакалавриат как базовая образовательная ступень, в рамках которой студент — формирует общие базовые компетенции, скажем гуманитарные, или технические, или творческие-
– — магистратура «отвечает» за более тонкую «заточку». Это надстройка к бакалавриату в одном из 3 направлений (или в их комбинации).
1) более узкая и углубленная — специализация. Например, человек заканчивает бакалавриат по политологии, и хочет стать политтехнологом. А это совсем не то же самое, что академический политолог, занятый сравнительными исследованиями и т.п. Политтехнолог – это человек, образовательная программа которого заточена под работу в избирательных кампаниях, политический анализ и прогнозирование и т.п.
2) подготовка к научной карьере. Некоторые виды магистратур предполагают, что человек делает выбор в пользу научной карьеры. Тогда логично выстаивается цепочка: бакалавр – это общая подготовка по выбранному направлению, магистратура — — это первый опыт исследовательской деятельности, аспирантура, которая в нашем случае заканчивается защитой диссертации.
Министерство образования и науки РФ |
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|