Актуальное интервью


26 февраля 2012

В чем «фишка»

В чем необычность нашего Университета сегодня? Что его отличает от других гуманитарных вузов?

На этот простой и непростой вопрос отвечает ректор МГГУ им. М.А. Шолохова Нечаев Владимир Дмитриевич.

Принято считать, что люди идут в вуз, для того чтобы стать — инженером, врачом — или учителем. Это важно. И безусловно, как высшее профессиональное — учебное учреждение, мы уделяем достойное внимание профессиональной подготовке. Но ключевая идея нашей концепции образовательного процесса заключается в другом. Мы позволяем человеку стать самим собой, понять, что он от этой жизни хочет. У нас это сформулировано просто — какова твоя мечта? И весь наш процесс обучения построен вокруг одной простой идеи. Давайте мы вместе, в рамках нашей работы, поможем каждому нашему студенту реализовать свою мечту.

Это не означает, что мечта будет реализована тут же по окончании Университета. Мы не благотворительная организация, которая раздает мечты. Мы помогаем стать человеку самостоятельным. Самому стоять на своих ногах.

Помогаем понять (а это – уверяю вас – не так просто, как кажется!), что ты хочешь в этой жизни достичь, в чем твои цели, — как эти цели могут быть достигнуты, какие для этого тебе необходимо приобрести знания, навыки, умения — это во-первых.

Во-вторых, мы создаем условия для формирования таких качеств, которые позволят к этой поставленной цели дойти — через год, через пять лет, через десять. Конечно, если вы хотите стать Президентом Российской Федерации, это не означает, что сразу по окончании Университета вы станете Президентом.

Но если правильно и хорошо поработать над своим жизненным планом, то с высокой вероятностью к этой цели вы в течении одного, двух десятилетий — приблизитесь.

Именно для того, чтобы человек научился мечтать, ставить цели и их достигать — в этой жизни, мы считаем важным, чтобы, помимо глубоких, прочных профессиональных знаний, у каждого нашего выпускника — сформировались некоторые универсальные компетенции.

Первая — умение ставить жизненные цели, понимать природу той траектории, по которой — к этим целям можно дойти. Как осознать свою мечту, как сделать ее реальной – уникальный образовательный модуль «Жизненная навигация» — это наше ноу-хау.

Второе — это способность принимать ответственные решения. Людям для достижения успеха часто не хватает или решимости, или трезвого ответственного понимания, что можно делать, а что не стоит. Это особенно важно, воспитать в себе, с одной стороны, решимость что-то совершить и, в тоже время, понимание, что — вы отвечаете за собственные решения. Именно поэтому мы стремимся, чтобы любой наш выпускник — не важно в какой области он специалист — информатик, эколог, филолог, политолог — мог — принимать ответственность за свои решения, причем не только за себя, но и за других людей. Это есть суть лидерства.

Большое количество наших студентов проходит практику в качестве вожатых детских лагерей. И это студенты не только педагогических — специальностей. Мы не принуждаем юристов или экологов проходить такого рода практику, — но многие делают этот выбор совершенно — осознанно. Не случайно в нашем вузе сформировалась очень — хорошая Школа вожатых, так что даже студенты других вузов просятся к нам на занятия.

Для нашего Университета эта совершенно осознанная технология работы. Почему?

Поверьте – и мы наблюдаем это уже не первый год — когда молодой человек в 18 — 19 лет оказывается — главным для тридцати — детей, и ему нужно отвечать за них юридически, то тех двадцати дней, что он проводит с этими детьми в режиме — ответственности, оказывается достаточным, чтобы перевернуть — понимание и осознание самого себя. Оказывается, что он уже не «малыш», а взрослый, отвечает за других, — и может помочь решить их проблемы. Это очень мощное средство взросления. Именно поэтому мы программу Школы вожатых поддерживаем и развиваем.

Не важно, будет ли потом этот выпускник работать с детьми или нет. Но у каждого из них сформируется очень важное качество — способность нести ответственность за других — людей. Эти качества ценятся в любой сфере деятельности, будь то — политика, бизнес, государственная служба – в любой!

Мы целенаправленно делаем ставку на развитие — волонтерства в нашем Университете. Это тоже один из критериев социальной ответственности человека, одно из его проявлений. Для того, чтобы провести любое волонтерское действие, нужно проявить — качества организатора. Нужно собрать людей, убедить и объединить общей целью.

Развивая в нашем вузе программы волонтерства, мы понимаем, что наш выпускник вовсе не обязан всю жизнь заниматься волонтерством и благотворительной деятельностью. Но благодаря именно этим программам у него появятся эти организаторские, лидерские качества, которые и по окончании Университета безусловно будут работать на его успех.

Наш подход к образованию в вузе очень прост — не студент для образовательной программы, а образовательная — программа — для студента, для развития его личности, для — реализации его потенциала в жизни.

Совсем не обязательно выпускник по специальности «Учитель истории» должен пойти работать в школу. Если, в результате, из него получится хороший государственный служащий, то для нас это будет такая же педагогическая победа, как и хороший учитель.

Мы рассматриваем всю нашу образовательную программу, как систему средств, благодаря которым каждый человек может реализовать себя в жизни, реализовать свои мечты.

Еще важные качества — это коммуникативные компетенции. Формула успеха – это, то — «что ты умеешь» умножить — на «кто об этом знает». Если ты ничего не умеешь и об этом знают все — успех будет — нулевым. Если ты умеешь очень много и об этом никто не знает — — результат будет тем же. Обе составляющих очень важны.

Ваши профессиональные способности и умения должны быть помножены — на вашу способность донести идеи, мысли, информацию о ваших способностях до других людей.

Далее — — более специфические навыки, но не менее важные.

Это — проектное мышление и способность реализовывать проекты Это — способность к управленческой деятельности вне зависимости от специальности.

Это глубокое понимание мировой и российской культуры, того культурного контекста, в котором наша цивилизация существует.

Это знание и понимание того, в какой стране мы живем и каково ее место в мире.

Под развитие этих универсальных компетенций у нас для всех вводятся специальные уникальные для вузовского образовательного процесса модули – «Жизненная навигация», «Лидерство и командообразование», «История российской словесности», «Россия и современный мир», «Экология» и др. Мы всех учим разбираться и в вопросах религии, и в вопросах культуры, и в вопросах искусства, истории, с тем, чтобы более глубоко понимать и себя, и других.

Даже если вы поступите в наш Университет на техническое — направление, такое как автоматизированные — системы управления или информатика – вы, — — в дополнение к добротной профессиональной подготовке, получаете гуманитарную подготовку, хороший культурный бэкграунд.

В этом наша изюминка, наша «фишка». Постоянный диалог со студентом в рамках различных образовательных программ и за их пределами, придание — обучению в нашем Университете осознанный характер, построенный вокруг личности — студента – это суть нашей педагогической системы, — которую мы активно реализуем.