Актуальное интервью


18 января 2011

Что год грядущий нам готовит?

что было, что будет – итоги 2010 и перспективы 2011

Что важного произошло в ушедшем 2010 году и чем знаменателен год 2011 для МГГУ им. М.А. Шолохова? Что получилось реализовать и чего еще предстоит достичь из тех целей, что прописаны в Стратегии развития вуза?

на эти и другие вопросы отвечает ректор МГГУ им. М.А. Шолохова, доктор политических наук В.Д Нечаев.

Скажем честно – 2010 год нас порадовал. МГГУ им. М.А. Шолохова попал в сотню лучших университетов России по средним баллам Единого Государственного Экзамена, с которым приходили абитуриенты, и вошел в число двадцати пяти лучших ВУЗов Москвы по этому показателю. В нас поверили сильные, умные ребята. Я считаю, что это одно из самых больших достижений за 2010 год. К нам стали приезжать учиться не только из Москвы и Московской области, но и из регионов, и из-за рубежа. К примеру, в 2009 году к нам поступили учиться всего 6% абитуриентов-немосквичей, а в 2010 году уже 36%. Притом, что мы еще пока только получаем общежитие и преимущественно предоставляем его магистрантам и аспирантам. Следовательно, они осознанно выбрали этот ВУЗ.

Мы развиваемся и расширяем спектр тех направлений подготовки, по которым могут обучаться студенты. В 2010 году состоялся набор абитуриентов и началось обучение по нескольким новым специальностям: организация работы с молодежью, политология, туризм и ряд других.

В 2010 году на Олимпиаде в Ванкувере студенты и выпускники МГГУ им. Шолохова (Никита Крюков, Александр Панжинский, Николай Морилов) стали победителями. Из 15 медалей российской сборной 3 завоевали шолоховцы (полный комплект – золото, серебро и бронзу). Это говорит о том, что в нашем ВУЗе есть ребята, готовые выкладываться до последнего за честь нашей страны. Они отражают дух нашего Университета.

Нельзя не отметить еще одну важную победу 2010: наш университет стал победителем Общероссийского конкурса «Волонтерские центры России» и получил свидетельство о присвоении звания «Волонтерский центр – Сочи-2014″». Благодаря чему на базе МГГУ им. М.А. Шолохова начиная с 2011 года будет создан 1 из 26 Центров подготовки волонтеров к Олимпиаде — «Сочи-2014» (а также Универсиаде «Казань-2013» и Чемпионату мира по футболу 2018 года). Практически любой студент нашего вуза из предстоящих наборов в 2011 и последующем годах сможет попасть на эти знаковые для страны и всего мира мероприятия в качестве волонтера. Было бы желание!

Вообще, следует отметить, что у нашего Университета «появляется лицо», а это, безусловно, радует и толкает на новые подвиги.

В апреле 2010 года Университет принял стратегию своего развития до 2025 года. Мы планируем, что к 2015 году МГГУ им. Шолохова станет ведущим ВУЗом страны в сфере — государственной, молодежной политики и работы с молодежью, до 2020 ведущим в области прикладного применения гуманитарного знания. А уже в 2025 году в качестве ВУЗа, специализирующегося на прикладном применении гуманитарных знаний и технологий, мы попадем в число — четырехсот ведущих университетов мира по признанным мировым рейтингам. Это цели, которые смогут придать — развитию серьезный динамизм. В конечном итоге, я уверен, мы в большей части эти цели достигнем.

Уже 2010 году Университет — действительно воспринимается во всей России, как ведущий ВУЗ в сфере государственной, молодежной политики и работы с молодежью. — На базе нашего Университета было реализовано целый ряд крупных, интересных, инновационных молодежных проектов федерального уровня. — Это прежде всего создание и развитие Федерального координационного центра развития кадрового потенциала молодежной политики РФ. Это наше уже ставшее традиционным участие во всероссийском молодежном форуме «Селигер». Особенно хочу подчеркнуть, реализация нами образовательной — программы Всекавказского лагеря «Машук». Это был серьезный проект, который позволил продвинуться в разработке конкретных технологий. К примеру, формирования толерантного отношения молодых людей разных этнических групп друг к другу. — Таким образом, мы не просто двигались к — цели ведущего ВУЗа в государственной, молодежной политики, но и продвигались, как Университет, который разрабатывает уникальные технологии работы с людьми, гуманитарные технологии.

Год 2011 – год юбилейный, в котором нас ждут серьезные испытания.

В этом году нашему Университету исполнится 60 лет. Поэтому 2011 год для нас очень символичный и, можно сказать, знаковый. МГГУ им. Шолохова — предстоит целый ряд серьезный событий.

Аккредитация. Университет должен пройти — государственную аккредитацию, т.е. подтвердить свое право выдавать дипломы государственного образца. С каждым годом политика государства в этом вопросе становится все более жесткой. Так что это непростая задача, которая требует большого напряжения всего коллектива преподавателей и сотрудников

Переход на стандарты третьего поколения. Сейчас вводится новая система государственных стандартов высшего профессионального образования. Обучение по стандартам третьего поколения нацелено на результат (каким должен быть выпускник университета, что он должен уметь), на развитие его компетенций и навыков, а не что он должен прослушать, какие курсы изучить.

Большинство вузов в нашей стране, которые работали по стандартам второго поколения, оказались в затруднительной ситуации. Мы еще в 2009 году создали целый ряд рабочих научных групп, которые — занимались и продолжают заниматься разработками стандартов третьего поколения, и это может стать сравнительным преимуществом нашего Университета перед другими вузами в этом процессе. И это позволяет нам развиваться и занимать лидирующие позиции в области развития методологии, гуманитарных технологий. То, к чему мы готовились почти полтора года, должно состояться в 2011 году: — 1 сентября все студенты страны перейдут на обучение по стандартам третьего поколения. Поэтому мы должны научиться моделировать результат обучения, разработать такие программы, которые будут формировать нужные компетенции будущих выпускников. Мы должны научиться измерять эти компетенции. Это действительно очень интересная задача, которую коллектив нашего Университета успешно решает, и мы надеемся, что в результате процесс обучения станет более качественным, а ребята, которые будут у нас учиться, смогут реализовать себя в жизни.

119

О пользе жизненной навигации
Создание системы жизненной навигации в нашем Университете, мне кажется, очень важным в связи с развитием образования. Мне хотелось бы, чтоб — каждый человек, студент, который приходит в МГГУ им. Шолохова понимал какие жизненные цели и задачи перед собой ставит и каким — наиболее эффективным для себя и наиболее приемлемым для общества способом, учась в Университете, эти цели достичь. Сейчас каждый первокурсник в МГГУ им. М.А. Шолохова проходит курс «Жизненная навигация» и задумывается над тем, а что есть его мечта и как ее реализовать. Но нам бы хотелось (в развитие этой технологии) создать систему поддержки (тьюторства), которая позволит студенту возвращаться к этим вопросам и понять, что было достигнуто, где планы не сбылись и т.д. — Таким образом, у нашего выпускника будет формироваться очень важная компетенция – способность ставить жизненные цели и их достигать. Это система будет тренировать навык самоанализа, позволяющий после выхода из Университета — добиваться успеха.

Об инновациях — в обучении
Мы постепенно переходим на единую информационную систему. — Надеюсь, что уже к концу этого года каждый студент, каждый преподаватель сможет зайти в личные кабинеты, на странички деканатов, где смогут узнать расписание, увидеть посещаемость, связаться с представителем деканата, с преподавателями. Процесс информатизации достаточно не простой и требует долгой проработки. Надеюсь, что с сентября наша система уже будет существовать, а к январю следующего года она будет полноценно функционировать. —

О международном сотрудничестве
Вообще, международное сотрудничество – это отдельная и очень интересная тема для развития Университета. У нас заключены соглашения более чем с 40 университетами мира: США, Китай, и даже Ирак. Но одно дело – заключение соглашения, — совсем другое дело – наполнение этого соглашения реальной деятельностью. Здесь очень многое зависит не только от руководства Университета (руководство может создать условия), но в первую очередь – от инициативы и преподавателей, и студентов. Большинство международных научных проектов во всем мире инициированы преподавателями. Профессор одного Университета что-то задумывает. Ему нужен коллега из другого Университета. Между вузами есть соглашение — – они связываются через международный отдел и подают заявки на гранты каждый в своей стране. И начинается работа. То же самое стажировки. Вот сегодня мы разместили информацию на сайте о возможности прохождения стажировки в разных университетах мира.

Но чтобы говорить о серьезном партнерстве и серьезных исследованиях, например, наравне с американскими психологами, нужно у нас иметь сопоставимую экспериментальную базу для проведения такого рода исследований. Нужно не казаться крутым, а быть крутым.

В 2010 — году — нам удалось создать серьезную и конкурентоспособную не только по российским, но и по международным меркам лабораторию экспериментальных психологических исследований. Начались очень интересные — работы по исследованию процессов мышления человека, его психо-эмоциональных реакций с помощью современных технических средств.

В МГГУ им. М.А. Шолохова в 2010 прошли очень интересные Международные конференции. — Например, конференция «Русский язык в коммуникативном пространстве современного мира» прошла очень успешно и стала единой коммуникативной площадкой, на которой собираются исследователи в области русского языка. Приехало много представителей из разных стран (СНГ, США, Японии, Китая, Латинской Америки). По ее итогам стали завязываться реальные проекты. Наш коллега из США предлагает создать совместный российско-американский лингвистический центр и изучать, как русский язык выживает в современном глобальном мире. — Это интересная идея, возможно для нашего филологического факультета станет новым импульсом к развитию.

Беседу провели
студенты 1 курса факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова

Донских Алина
Савицкая Виктория
Шибина Валерия