Объединение – вызов времени | МГГУ им. М.А.Шолохова

Актуальное интервью


15 января 2015

Объединение – вызов времени

Самая важная тема, которую сейчас обсуждают в МГГУ Шолохова — это объединение факультетов. О целях и идеях преобразования университета нам рассказал ректор МГГУ им. М.А. Шолохова Владимир Дмитриевич НЕЧАЕВ.

Экономическая устойчивость

Владимир Дмитриевич, каковы причины преобразования вуза?

Первая причина, по которой необходимо укрупнять структурные подразделения вуза — конкурентоспособность на рынке. Идет борьба за привлечение студентов, средств для формирования материальной базы университета, повышение зарплат преподавателям и за лучших преподавателей, — это непростые задачи, и, как показывает практика, чтобы конкурировать на современном рынке, надо быть большим и сильным. Это одна из причин, почему в мире в структуре университетов создаются крупные многофункциональные институты или школы. При большом наличии образовательных программ в институте, в целом, повышается его финансовая устойчивость. В один год может быть хороший спрос на программы филологического образования, в другой — на журналистское или историческое направления и так далее. И если это узко специализированное подразделение, то в «неудачный год» под угрозу попадает целесообразность существования данного факультета.

Широкие возможности

Ключевая идея крупных институтов — это идея широких возможностей. Когда на ряду с курсами, обязательными для прослушивания, человек в состоянии сделать собственный набор дисциплин по выбору под свою профессиональную и жизненную траектории. В силу экономических причин внутри одного факультета это практически невозможно. Если маленькие группы еще делить на подгруппы, это становится экономически нецелесообразно. В рамках одного института, где несколько родственных специальностей, мы можем создать условия для реального выбора курсов и практики. Например, журналист может взять курс по выбору из направления подготовки по иностранному языку (если ему это нужно при трудоустройстве), и это пойдет ему в программу. Соответственно, происходит моделирование образовательной траектории под интересы студентов. Учитывается и территориальное единство: понятно, что вы не поедете с Рязанки в Выхино, чтобы послушать курс по выбору, а потом опять вернуться на Рязанку. Локализация институтов по отдельным корпусам, создаст условия, в которых будет возможно реализовать данные преобразования.

Саморазвитие преподавателей

О плюсах для студентов мы поговорили, Владимир Дмитриевич, какие изменения ждут преподавателей?

Принципиальных изменений в режиме преподавания и в системе оплаты труда на данном этапе не планируется. С точки зрения возможностей, мне кажется, многое зависит от самого преподавателя. Мы формируем достаточно широкие структуры для развития преподавателей с разным профилем. При условии конструктивного общения и взаимообмена в институте Вы сможете делать курсы, которые будут интересны не только конкретному направлению подготовки, но и более широкому профилю, конечно, для этого необходимо профессионально совершенствоваться.

О новой структуре

Вместо факультетов появятся институты и отделения. Отделение – это новое подразделение института, объединяющее студентов, преподавателей, обучающихся по одной или родственной специальности.

Институт — -единая структура, его возглавит директор, у которого будет три заместителя: по учебно-воспитательной работе, по экономике и рекламе и связям с общественностью и по науке и международной деятельности. В подчинении директора будет один объединенный деканат. Для студентов никаких неудобств в работе с деканатом не возникнет. Отделения возглавят научные руководители. Это человек, который наладит взаимодействие нескольких кафедр, связанных с одним направлением подготовки группы. Скорее, это будет почетная, но не административная должность, роль координатора. Возможно, возникнет потребность в организации совета научно-методического отделения. Следующий уровень — это кафедры, параллельно с ними продолжат работу центры. Будут действовать студенческие советы.

Каким образом проходили выборы в управленческий состав институтов?

В установленном порядке. Процедура выборов директоров института аналогична процедуре выборов декана факультета, и предполагает, что это делает Ученый Совет Университета, на основании кандидатур, вносимых ректором.

О дипломе

Владимир Дмитриевич, многих студентов волнует, что будет написано в дипломе при выпуске, если факультеты прекращают существование как структурное подразделение?

Дело в том, что в приложении к диплому не пишется название структуры, которую вы закончили, то есть, факультета или института. В дипломе фиксируется только университет и направление профподготовки. Здесь ничего не изменится.

О самом главном

Владимир Дмитриевич, в ракурсе преобразований и изменений, что необходимо делать, чтобы качество образования улучшалось?

— Самое главное — создавать для каждого студента более широкие возможности информационного пространства внутри института с тем, чтобы он видел широкий спектр возможностей своего дальнейшего развития, потому что подчас люди открывают для себя какую-то перспективу, если они что-то попробуют. Мы должны создать такие возможности, чтобы студент постоянно пробовал себя, искал ту «фишку» в себе и своем образовании, которая позволит ему быть конкурентоспособным на рынке труда и в жизни, достигать успеха и реализовывать себя.

Подробнее читайте в ноябрьском номере «Импульс-М»:https://vk.com/newspaper_impulse_m

Беседовала Анастасия ФЕФЕЛКИНА

Центр мультимедийной журналистики

Факультет журналистики