—
Одной из важнейших тем, касающихся проблем российской молодёжи, является служба в армии. 18 октября 2012 года в МГГУ им. М.А. Шолохова был проведён круглый стол, на котором была представлена тема «Определение специфики образа службы в российской армии у допризывной молодёжи столицы». Обсуждение вызвало немало вопросов и сформировало ряд проблем, найти решения для которых так активно пытались прибывшие на круглый стол эксперты.
Каким образом необходимо работать с молодёжью? Как семья формирует отношение детей к службе? Действительно ли — в армии нечего делать и что необходимо предпринять, чтобы сформировать её положительный образ? Этими вопросами задавались присутствующие. Как ответили на данные вопросы сами эксперты?
Своё мнение на тему специфики образа службы у допризывной молодёжи выразила кандидат психологический наук, доцент, заведующая кафедрой социально-правовых отношений и молодёжной политики МГГУ им. Шолохова, Светлана Юрьевна Попова (Смолик).
—
-По вашим наблюдениям, каковы основные причины нежелания молодёжи идти на службу?
-Прежде всего, современная молодёжь очень зависит от той среды, в которой она живёт и воспитывается. Если общество негативно относится к армии, к тому институту, который отчасти себя дискредитировал, то соответственно жить там, где опасно, где непрестижно, молодые люди естественно, не хотят. Поэтому наверняка эта проблема больше социума, в котором эти ребята живут.
-В процессе исследований Вы использовали биографический метод, то есть взаимодействие с семьями, имеющих детей допризывного возраста. Скажите, каково отношение родителей к службе их детей в армии?
-Я начну со своей семьи. Я из семьи потомственных военных, у нас офицеры с 18 века. Мой папа – полковник истребительной авиации, муж – полковник воздушно-космических войск. Сын допризывного возраста, сейчас студент второго курса МГЮА. И на вопрос пойдёт ли он служить говорил, что нет. Папа говорит — пойдёшь служить, мама, то есть я, что нет, я боюсь. В то же самое время я прекрасно понимаю, что я, как женщина, представляющая семью офицеров, не должна бояться за своего ребёнка из-за стереотипов об армии. Поэтому мы стараемся сделать всё, чтобы сын поменял своё отношение к службе. И побывав на присяге своих друзей, он приехал и сказал: «Всё, я понял. Почему они должны служить, а я нет? Я пойду служить». И я считаю, что это тот самый пример, когда сами же ребята показывают, что служба в армии является конкретно их делом. И по-моему, это то, что характеризует настоящего мужчину. Готов ли он защитить самых близких? Если готов, тогда пусть защитит и Родину.
-Как привлечь молодёжь к службе в армии?
-Армия должна быть привлекательна для молодых людей. Прежде всего, что она им реально даёт? Многие ребята говорят, что не хотят служить, потому что это потерянный год. Этот год не должен быть потерянным. Это год, когда ребята постигают азы не только воинской службы. В это время формируются их ценности, и, соответственно, они получают профессию и действительно служат, а не имитируют эту деятельность.
-Многие допризывники объясняют своё нежелание служить тем, что армия значительно меняет людей, как правило, не в лучшую сторону. Как Вы объясните данную позицию?
-Я думаю, ответ будет перекликаться с предыдущим. Если молодые люди не видят ценностей в службе, то что такое вообще патриотизм? Патриотическое воспитание – это, прежде всего служение Родине. Вот показатель того, является ли человек гражданином. В своей стране он живёт или «в этой» стране? Когда молодые люди воспринимают свою страну как место, где ты родился, вроде бы как живёшь, получаешь образование, бегаешь от армии, женишься, получаешь деньги и так далее, если такое будет потребительское отношение доминировать, конечно, изменить отношение к армии невозможно. А если воспитывать патреотизм, то сформируется уважение и любовь к стране, соответственно, и к службе.
-Скажите несколько напутственных слов молодым людям допризывного возраста.
-Я хотела бы сказать: «Мальчишки, будьте мужчинами! И добро пожаловать в Вооружённые Силы!»
—
Беседовала Полина ГРОМОВА
Центр мультимедийной журналистики
МГГУ им. М.А. Шолохова
—
Министерство образования и науки РФ |
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|