В любое время по всем вопросам обращайтесь —
E-mail: arh.juravleva@yandex.ru
ЛЕВ СЕМЁНОВИЧ РУБИНШТЕЙН
Родился в Москве в 1947 г. Окончил филологический -факультет МГЗПИ (МГГУ им. М.А. Шолохова) в 1971г. С 1974 работает в уникальном жанре «стихов на карточках». Один из основателей «московской концептуальной школы». С 1979 печатается за рубежом (“А-Я”), с 1989 в России: сб. «Молодая поэзия — 89», «Антология русского верлибра», альманах -«Поэзия», журналы «Митин журнал» (№ 11), «ЛО» (1989, № 10), “Третья модернизация”, «Вестник новой литературы» (№ 3, 1991- № 7, 1994)- «Театр»- «Театральная жизнь»- «Родник» (1989, № 10)- «Даугава»- «Воум!» (Калуга, № 2, 1992)- «НЛО» (№ 2, 1993)- “НМ” (1996, № 1). —
Член Союза российских писателей (сентябрь 1991), Русского ПЕН-центра. Член редсовета журнала “ЛО” (с 1997).
Премия Андрея Белого, 1999 (за сборник эссе «Случаи из языка» — впечатляющий пример виртуозной аналитической работы с материалом повседневной речевой практики).
—
С Л.С. Рубинштейном я познакомилась в 1987 г., года пришла работать в наш университет (в то время еще МГЗПИ). Этот молодой человек сразу обращал на себя внимание: частенько в коридорах-лабиринтах педагогического вуза как вызов общественному мнению появлялся самый настоящий хиппи. В те годы он был «еще никем не признанный, еще не знаменитый, создавший то, чем будет он в России знаменит». Подаренное мне автором произведение «Мама мыла раму» — шок! Таких стихов я не встречала нигде, может быть, только в немногочисленных тогда сборниках афоризмов и мудрых мыслей -великих философов, зафиксированных одной строкой.
Литературный язык Л.С. Рубинштейна – еще один шок! Казалось, автор слишком буквально воспринял требование Д. Дидро перенести в литературное произведение язык толпы с базарной площади. Ненормативная лексика в его стихах выносила мозг, а Лев Семенович апеллировал к А.С. Пушкину, его «Гаврилиаде» и другим творениям…
Мы говорили о том, что советская литература это явление идеологическое, а не художественное, размышляли о путях развития нашей великой и уникальной словесности. Будущий аристократ языка утверждал, что литература по своей природе и сути не может быть средством общественного транспорта, этот изысканный вид искусства доступен людям образованным, интеллектуалам, иными словами – элите общества. «Искусство, — говорил он, — априори ориентировано на людей образованных, умных, духовно развитых- процесс чтения – это не радостное узнавание буковок и словечек, а напряженный работа ума и души, именно в тандеме, иначе никакого развития личности не происходит». Тогда я активно не соглашалась с Л.С. Рубинштейном, повторяя слоган: «Искусство принадлежит народу»… Сегодня я с сожалением продолжаю – только большая часть этого народа не хочет осваивать богатство, ставшее доступным.
С этим удивительным порядочно-ироничным человеком я и познакомила студентов, предварительно заставив (именно так!) прочитать одну из его книг («Словарный запас» или «Духи времени») и написать эссе. Кристалльно-чистый, родниково-прозрачный, жаждо-утолительный и ласково-журчащий, изысканной простоты и парадоксальной образности язык Рубинштейна покорил всех. Встречи с ним ожидали с радостью, как встречи с давним хорошим другом. Три часа беседы с писателем промелькнули тремя минутами. Общее впечатление о диалоге с Мастером будущих акул пера резюмировал в статье «Журналистика начинается с личного мнения» -М. Богомолов.
—
—
—
—
—