Программа развития Вуза
В этом году МГГУ им. М.А. Шолохова выиграл проект государственной поддержки стратегического развития Университета. Программа развития — вуза на ближайшие 3 года содержит 26 проектов. Что это за программа? На что нацелены проекты? Каким будет Университет через 3 года?
На эти и другие вопросы отвечает ректор МГГУ им. М.А. Шолохова доктор политических наук Владимир Дмитриевич Нечаев.
Немного предыстории. 1990-е — модель «всеобщего высшего образования»
В 1990-е годы в России сложилась — довольно специфическая модель высшего образования: государство не могло обеспечить достойного финансирования образовательных учреждений, — — в том числе высшего профессионального образования, но в обмен давало вузам много низкооплачиваемых бюджетных мест — и позволило набирать внебюджетников.
Не только для чтобы в условиях отсутствия государственно финансирования поддержать на плаву многие — университеты, но и для того, чтобы занять молодежь, которая заканчивала школу в 90-годы — — ее было достаточно много — это были поколения, рожденные на рубеже 70-х — и середины 80-х. — А в условиях спада экономики 90-х рабочих мест было мало.
Так в России сложилась модель, которую мы называем всеобщим — высшим образованием. В настоящее время Россия занимает второе место в мире по количеству — студентов на тысячу людей этого возраста после США. Однако в США это связано с — достаточно высоким уровнем государственного или частного — финансирования университетов и, соответственно, с высоким качеством образования.
В России, в силу специфики сложившейся — в 90-х годах, о которой мы говорили, училось людей много, но средств, которых выделялось на образование выделялось непозволительно мало и как следствие — произошло падение качества образования. Недостаток преподавательских кадров, низкие зарплаты преподавателей, недостаток денег на научные исследования, без которых высшее образование перестает быть высшим образованием, а становится неким подобием техникумов.
А что дальше? Сито государственной поддержки.
В настоящее — время государству стало понятно, что эта модель себя исчерпала. — Модернизация экономики невозможна без принципиально иного качества образования.
Встает вопрос, как перестроить систему высшего образования, чтобы она смогла обеспечить высококвалифицированными специалистами модернизационное развитие — страны.
Россия не такая богатая страна как США, чтобы все огромное количество мест высшего профессионального образования , которое существует в нашей стране, обеспечивать по американским стандартам. И государство пошло по пути концентрации ресурсов.
Государство решило выделить вузы, на которые оно делает ставку. Поэтапно. Сначала, в качестве основы, было выделено два старейших вуза страны. С историей, с хорошей материальной базой, входящие — в мировые рейтинги университетов Московский и Санкт-Петербургский.
Вторым шагом было создание восьми федеральных университетов, которые ставят своей — задачей с одной стороны — создание образовательной среды высокого уровня на определенных территориях, в основном окраинных (это Владивосток, Калининград, Ростов, — Архангельск, Якутия…). С другой стороны здесь во многом решается геополитическая задача — через — университеты закрепить — пространство страны.
Следующий этап — для — качественного научного — прорыва было выбрано — 26 или 27 научно- исследовательских университетов, которые сконцентрировались на развитии определенных отраслей.
В целом количество вузов , обеспеченных государственной поддержкой, будет составлять порядка 100-150. Сейчас государственных вузов (без филиалов) — 600. Вот из них — и будут отобраны перспективные вузы, на которых государство делает ставку. Которые не вошли в перечень федеральных и национально-исследовательских — университетов, но у которых есть весомый потенциал развития.
С этой целью был объявлен конкурс программ развития. Вузы, принимавшие участие в конкурсе, показали, как они собираются развиваться в ближайшие 5-6 лет, какие уникальные цели, какую уникальную миссию они перед собой ставят, какие проекты с этими целями они собираются реализовать — и каков будет результат реализации этих проектов для страны. Мы в этом конкурсе участвовали и победили в числе 55 — университетов, заняв в общем рейтинге 18 место, а среди гуманитарных и педагогических вузов, к категории которых мы относимся – 3 место.
В чем наша изюминка? Почему поддержана наша программа развития?
Потому что в ней достаточно четко была прописана миссия и стратегия развития нашего университета, как ведущего вуза в сфере прикладного применения — гуманитарного знания. Мы показали в нашей программе как, опираясь на сегодняшний статус университета и ведущего вуза в сфере государственной молодежной политики и работы с молодежью — мы делаем следующий шаг — становимся вузом, в котором и исследования, и разработки, и образовательные программы нацеленные на подготовку специалиста, который может знания о человеке, об обществе, о связях человека с природой, — с техникой, выстраивать в определенные технологии, которые в конечном итоге ведут к реализации гуманитарных ценностей, — продвижение определенных смыслов, культурных ценностей через работу с людьми, через коммуникации.
Что такое гуманитарные технологии?
Это технологии — реализации нематериальных ценностей. Материальные ценности – это автомобиль, дом и т.д. Но есть и нематериальные – это образование, уверенность в себе, познание, уважение, власть… Это не обязательно политические технологии или маркетинг, как некоторые думают (хотя это тоже разделы гуманитарных технологий). Педагогика — одна из классических сфер применения гуманитарных технологий, где знания о человеке преобразуются в ценность развития его личности.
В чем наше отличие от других гуманитарных вузов?
Есть очень сильные гуманитарные вузы, например РГГУ и другие университеты с очень качественной гуманитарной подготовкой. Но она нацелена прежде всего на академический научный — результат.
Мы же в МГГУ им. М.А. Шолохова акцент делаем — не просто на изучение мира, — человека и общества. Мы находим средства улучшения — мира, общества, отношений людей, улучшения бизнеса, улучшения политической системы — — через процессы коммуникации, через процессы обмена смыслами, через процессы более грамотной работы с человеком, через процессы более глубокого понимания самого человека и природы его взаимодействия с другими людьми, через более глубокое понимание тех ценностей, которые существуют в современном мире в душах и умах людей.
Наши стратегические проекты
1. Молодежная политика
Проект, связанный с нашим текущим — статусом ведущего вуза страны в сфере — государственной молодежной политики, который признан государством и соответствующими профильными министерствами — и ведомствами.
Здесь можно выделить 2 основных направления:
1) проект Федерального координационного центра — это развитие системы — повышения квалификации работников — сферы государственной молодежной политики на базе — нашего Университета,
2) Волонтерский центр — — — — это подготовка волонтеров — к олимпийским играм 2014 года.
Здесь важно другое – государство использует — Олимпийские игры в Сочи, как площадку, возможность для — развития центров волонтерства в стране в целом, движения, которое за рубежом развито очень сильно. Потому что само по себе волонтерство, его распространение и развитие, вовлечение молодых людей в эту деятельность это самостоятельная ценность.
И очень приятно, что именно в рамках нашего Университета создан официально признаваемый Олимпийским комитетом, оргкомитетом по подготовке к олимпийским играм — один — из лучших общенациональных центров — по подготовке волонтеров всего за год. Мы стабильно лидируем в рейтинге волонтерских центров.
2. Создание «Доступной среды»
Наш волонтерский центр, это, прежде всего центр помощи лицам с ограниченными возможностями. Тесно связаны с этим проекты по преобразованию инфраструктуры Университета. Мы планируем преобразования зданий нашего Университета, которые позволят студентам и гостям с ограниченными возможностями чувствовать себя комфортно в стенах нашего вуза.
3. Создание Социоинкубатора
Многие знают о бизнес инкубаторах. Это структура, которая помогает создавать новые бизнесы.
В МГГУ им. М.А. Шолохова мы планируем создать социоинкубатор — это центр помощи создания некоммерческих, общественных, молодежных проектов, организаций и т.п.
Когда это все сложится, мы сможем сказать, что наша инфраструктура свидетельствует о том, что мы ведущий вуз в сфере молодежной политики, инновационный вуз.
Эта программа развития помогает делать — следующий шаг, который записан в нашей стратегии — стать ведущим вузом в сфере гуманитарных технологий.
Здесь два ключевых проекта:
1. Создание в рамках Университета Центра социального компьютинга или — Института развития Рунета.
Структуры, которая будет заниматься исследованиями, разработками, реализацией образовательных программ, связанных с Интернетом, с социальными сетями и мобильными средствами телекоммуникации.
Речь идет не столько о технических аспектах, хотя без прикладной информатики и математики не обойтись. Нас интересует использование Интернета и социальных сетей в различных областях человеческой жизни: в бизнесе, в политике, — в педагогике, в массовых коммуникациях, в журналистике и т.д. В России в этой сфере на сегодняшний день ощущается дефицит — специалистов и государство это прекрасно понимает. Мы наблюдаем, что Россия часто проигрывает информационные войны. Одна из причин – это недостаток специалистов, которые умеют обеспечивать присутствие Российских национальных интересов в коммуникативном пространстве современного мира.
Поэтому конечная цель – это подготовить — специалистов для — новой России, для — России — эры Интернета и — социальных сетей.
Подготовить педагога, который в состоянии обеспечить программы обучения через Интернет , через использование в том числе социальных сетей.
Подготовить политтехнолога, который не просто умеет вести избирательные кампании, заниматься партийным строительством, но умеет это делать с активным использованием Интернета и социальных сетей.
Подготовить бизнесмена или просто специалиста по продажам, который умеет это делать через Интернет.
Подготовить юриста, который в состоянии защищать права людей в Интернете, через Интернет, понимать и разрабатывать законодательство по урегулированию отношений в Интернете и т.д.
Интернет сегодня, как когда то книгопечатание, — активно преобразует всю цивилизацию, весь мир. Люди все больше проводят времени в Интернете и переносят в пространство виртуальных — коммуникаций значительную часть своей жизни.
В России сегодня никто всерьез не изучает — эти процессы, никто всерьез не моделирует их, никто не понимает как это сказывается на человеческих взаимоотношениях и в конечном итоге на самой человеческой природе.
Например, если человек под какими-то аккаунтами позиционирует себя в социальных сетях, он таким образом предъявляет свою идентичность. Он может быть кем угодно в Интернете, виртуальным персонажем. Он более свободно и смело высказывается в силу анонимности. Вопрос — это меняет собственную идентичность человека? Ответ на его вопрос – а кто Я? — Несколько лет — он «зайчик» во всех сетях. Через несколько лет такого позиционирования он тот же Вася Петров, который был до того как он стал зайчиком? И все то, что выстроилось вокруг «зайчика» в Интернете стало частью его внутренней сущностью?
С точки зрения психологии так должно произойти, потому что происходит интериоризация. Постоянное манипулирование собой и своими аккаунтами в Интернете, рано или поздно приводит к изменению — внутреннего мира человека.
Это тот же человек, который был до использования Интернета или это другой человек? Ребенок, который вырос сегодня в мире — Интернета, и другой ребенок, который десять лет назад пошел в школу? Или методики его развития, обучения и воспитания должны отличатся?
Много интересных вопросов — и мы пытаемся найти, в рамках этого проекта, ответы на них и создать здесь центр, который бы давал ответы — всем тем, кто в этом заинтересован.
Такой центр возможен при наличии трех составляющих: 1) исследования, 2) разработки и 3) образовательные программы.
14-16 июня, на базе нашего Университета пройдет большая международная конференция по социальному компьютингу. Это будет старт этого проекта. И я хотел бы всех тех кто видит свою карьеру и свой интерес, в том, чтобы понять что происходит в Интернете, как можно понимать, какие изменения Интернет привносит и в самого человека и в жизнь других людей — пригласить к нам, потому что эту тему мы будем реализовывать в рамках этого проекта.
2. Создание Института перспективных — гуманитарных исследований и технологий
В чем суть этого института. Он будет проводить регулярные конкурсы по выделению стипендий (и достаточно больших) — для поиска внутри России, СНГ — и дальнем — зарубежье молодых — исследователей, которые разрабатывают перспективные темы в сфере гуманитарных технологий. Этот проект направлен на поддержку тех, у кого есть внутренний жар исследователя.
Сегодня преподавателям часто некогда заниматься наукой. Мы хотим создать Центр-«печку», в котором все исследователи будут между собой взаимодействовать, генерировать идеи, разрабатывать их, проверять и на выходе будут появляться новые технологии (вплоть до патентов). Такие центры есть в мире, но в России это будет первый центр, и мы надеемся, он станет частью мировой сети.
3. Создание «Умной среды»
С вышеописанными проектами — этим связан — еще один инфраструктурный проект – это создание в университете — «умной среды». Чтобы везде был хороший Интернет, WIFI, подключение к электронным полнотекстовым ресурсам, чтобы наша библиотека перестала быть библиотекой на бумажных — носителях, а все мировые публикации в ключевых областях были доступны с любого компьютера Университета и общежития Университета. Чтобы любой студент иметь доступ к самой свежей передовой — мировой информации, чтобы появились в автоматизированной системе Университета — ресурсы, позволяющие максимально быстро взаимодействовать, находить расписание, узнавать где какие новые лекции, изменения. Мы хотим создать среду «умную», в которой современный студент чувствовал бы себя очень адекватным и имел возможность продвигаться вперед.
Вот суть тех основных проектов, которые будут реализованы. Когда мы это реализуем – мы создадим основу — для следующего шага. Эта цель для нас определена определена – стать — к — 2020 году национальным исследовательским университетом.
Я приглашаю в наш Университет всех тех, кому интересно поучаствовать в этом амбициозном — и немного авантюрном проекте развития. С нами будет не будет скучно, но весело и интересно – это точно.