Комарова Тамара Семеновна – заведующая кафедрой эстетического воспитания МГГУ им. М.А. Шолохова, заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор, действительный член Международной академии наук педагогического образования, действительный член международной педагогической академии.
—
Основные научные труды за 2004-2009 гг
От рождения до школы: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. М.: Мозаика-Синтез. 2011.
Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. Часть I и часть II. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Комаровой Т.С., Зацепиной М.Б., Крамаренко О.К. — М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области / Под ред. Комаровой Т.С. М.: 2008. 112 с.
Аттестация педагогических и руководящих работников Московской области. – М.: — 2008. (Совм. с Утешевой Т.П., Фоменко И.А.)
Воспитание и образование детей младшего возраста – генеральный вектор программы ЮНЕСКО «Образование для всех» — // Материалы 2 международной научно-практической конференции «Инновационная деятельность в дошкольных образовательных учреждениях». М.: Пушкино, 2009.
Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез. 2004.
Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М.: Мозаика-Синтез. 2005
Детское художественное творчество. М.: Мозаика-Синтез, 2008. 10 п.л.
Диагностика готовности детей к обучению изобразительному искусству в первом классе. Критерии оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества. В кн. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / Под ред. Комаровой Т.С., Соломенниковой О.А. Ярославль. Академия развития. 2006. – 144 с. 76-90 с.
Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2007. – 120 с.
Занятия по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
Занятия по изобразительной деятельности: Подготовительная к школе группа детского сада. М.: Мозаика-Синтез, 2011. —
Изобразительная деятельность // Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004.
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа — и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2006. 192 с.
Изобразительная деятельность в детском саду. М., 2008. (переиздание). 192 с. (15 п.л.)
Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2009.
Илья Васильевич Чувашов о развитии дошкольного воспитания в России // Воспитание дошкольников, №3, 2008 г. с. 14-19.
«Материнская школа» Яна Амоса Коменского – первая книга для родителей о воспитании дошкольников // Воспитание дошкольников. М.: — 2008., №1. с. 6-15.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Комаровой Т.С. — М.: Педагогическое общество России 2005.
Обучение дошкольников технике рисования. Издание третье, перер. и доп. М.: Педагогическое общество России, 2005.
Обучение дошкольников технике рисования. Изданье четвертое, переработанное и дополненное. — М.: Педагогическое общество России, 2007. 176 с.
Опыт и проблемы проведения аттестации руководящих и педагогических работников дошкольных образовательных учреждений. М., 2008. с. 72-84. (Совм. с Прищепой С.С.)
Подготовка будущих воспитателей дошкольных учреждений к осуществлению интеграции в педагогическом процессе. // Детский сад от А до Я. №6, 2004. 0,4 п.л.
Преемственность в формировании художественного творчества детей в детском саду и начальной школе. Издание 2-е переработанное и дополненное. М.: Педагогическое общество России, 2006, 160 с. (Совм. с Зыряновой О.Ю.)
Программа воспитания и обучения в детском саду — / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. М., 2004
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2004. Редактор программы. 13 п.л.
Программа воспитания и обучения в детском саду. Под ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. Допущено Министерством образования и науки РФ. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 2-е изд. испр. и доп. 106 стр.
Программа воспитания и обучения в детском саду / Под. ред. Васильевой М.А., Гербовой В.В., Комаровой Т.С. – 5-е изд., испр. и доп. М.: Мозаика-Синтез, 2009. – 208 с.
Программа воспитания и обучения в детском саду. М.: Мозаика-Синтез. 2009. – Издание 6 исправленное и дополненное. – 208 с.
Программа эстетического воспитания дошкольников. Изд. 4-е переработанное и дополненное / Под ред. Комаровой Т.С. М.: Педагогическое общество России, 2008. — — 128 с. (Совм. с Антоновой А.В., Зацепиной М.Б.)
Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез. 2005. 48 с. (Совм. с Куцаковой Л.В., Павловой Л.Ю.)
Формирование способностей к изобразительный деятельности у детей дошкольного возраста // Актуальные вопросы эстетического воспитания и развития детей. М.: Редакционно-издательский центр. 2008. –
Цвет в детском изобразительном творчестве дошкольников. М.: Педагогическое общество России, 2005. (Совм. с Размысловой А.В.)
Школа эстетического воспитания. М.: . Издательский дом Карапуз, 2006. — 418 с.
Эмоциональное благополучие детей в дошкольном образовательном учреждении. М., — 2008. с. 85-91. (Совм с Атякшевой Т.В.)
Эстетическая развивающая чреда в ДОУ. Учебно-методическое пособие. М.: Педагогическое общество России 2005. (Совм. с Филипс О.Ю.)
Эстетическое воспитание. Сб. научных трудов. Проблемы педагогического образования / Под ред В.А. Сластёнина, Е.А. Левановой. Вып. 18. М. 2004.
Этическое и эстетическое воспитание: Методические рекомендации. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009.
Монографии:
Формирование графических навыков у дошкольников. М: «Просвещение», 1970. Переведена на японский язык в 1972-74 гг.
Изобразительная деятельность в детском саду. М: «Педагогика», 1984 г.
Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. М: «Педагогика», 1990 г.
Количество защищенных кандидатских и докторских диссертаций под ее руководством
— 82 к.п.н.
— 5 д.п.н.
Описание научной школы
Научная школа Комаровой Т.С. начала складываться в конце 70-х годов XX столетия, когда ею была создана система занятий по изобразительной деятельности в детском саду для всех возрастных групп, проверявшаяся в пяти союзных республиках СССР и опубликована в книге «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду» — первое издание 1978 года, затем последовало второе и третье издание.
Школа эстетического воспитания формировалась по нескольким направлениям:
1.Художественно – эстетическое — воспитание — детей — дошкольного — и — младшего — школьного — возраста. Формирование — художественно — творческих способностей к различным видам — деятельности — детей — дошкольного — возраста — и — одарённости. —
Исследования в этом направлении были посвящены — кандидатская — и докторская — диссертации Комаровой Т.С. и более 50 диссертаций её — учеников в области — изобразительной, театрально – игровой деятельностей в условиях интеграции со всей воспитательно-образовательной — работы с детьми — в детском саду. Сюда же — относится проблема преемственности в обучении и — развитии детского — художественно творчества, разработка научно – обоснованных — пособий — для практических педагогов дошкольного, начального школьного и педагогов — дополнительного образования.
Школа — начала — складываться — в — конце — 70-х — годов — ХХ — столетия, — когда — ею — была — создана — научно – обоснованная — система — занятий — по — изобразительной — деятельности — в — детском — — для — всех возрастных групп, проверявшаяся в пяти — странах — СНГ (бывших — союзных — республиках — СССР), и опубликована — — в — книге — «Занятия — по — изобразительной — деятельности — в детском саду» — первое — издание 1978 года (Издательство — «Просвещение»), — затем — последовало второе — и — третье — издание. Это было первое пособие в нашей стране для практических — педагогических работников. Книга была опубликована и переведена на Молдавский, Казахский, Киргизский и другие — языки. Пособие — востребовано — и — сегодня, — что — потребовало — преобразования его, в соответствии с требованиями времени и новыми данными, полученными в работах Т.С. Комаровой и её учеников, отечественных и зарубежных — педагогов — и — психологов.
Работа — в этом — направлении — включала и — подготовку — научных — кадров, — преподавателей — и — студентов — колледжей — и — вузов. — Научно – практическая — деятельность — осуществляется — и — по — настоящее — время. Это направление и дало название — научной — школе — Т.С. Комаровой — «Школа — эстетического — воспитания».
2.Организация и управление — в системе — дошкольного — воспитания: изучение — и — практическая — апробация осуществлялись одновременно с первым направлением, и — также нашло отражение в исследованиях (примерно 15 учеников — Т.С. Комаровой), что — позволило создать концепцию — управления в области дошкольного воспитания и образования. На этой — основе — осуществлена разработка программ по разным направлениям и подготовлено несколько книг (учебных пособий).
3.Третье направление охватывало изучение историю — педагогики, — педагогических — воззрений, — философов, деятелей — культуры, начиная — с — возникновения — теории — педагогики — Древней — Греции — и — по ХХ — век. По этому направлению разрабатывались образовательные — программы и курсы для студентов- осуществлялось руководство аспирантами — и — докторантами. — Особое — внимание — уделялось — изучению — истории — возникновения — и — развитие — идей — о — воспитании — детей — младшего возраста в России и за рубежом. Появление — и — развитие — первых — учреждений — для — воспитания — дошкольников — и — подготовки — их — к — школе. Это нашло отражение — в — защите — диссертаций — и — создание — научных — работ.
Все названные направления были взаимосвязаны, что способствовало углублению и — расширению — рамок — руководимых — учёным — — исследованиями.
Сегодня школа Тамары Семёновны Комаровой включает — 91 ученика, подготовленных ею кандидатов — и — докторов наук.
В число учеников этой школы причисляют себя многие практические педагоги, работающие по — пособиям, созданным Т. С. Комаровой. Ею опубликовано более трёхсот работ (монографий, — учебников, — учебно-методических пособий — для — колледжей, — вузов — и — детских — садов, — педагогов — дополнительного — образования — и — множество — статей.
В — течение — многих — лет — Т.С. — Комарова ведёт большую работу по — повышении — квалификации — практических — педагогических — работников, способствуя — тем — самым — внедрению — в — практику — работы — с — детьми — научно — обоснованных — подходов — к — воспитанию — и — образованию — многих — поколений — детей.
Новые — направления — в — работе — школы — эстетического — воспитания:
Школа — продолжает — расти — и — развиваться — за — счёт привлечения — к — научной — работе — педагогов — ДОУ, — студентов, — соискателей — и — аспирантов.
В 2010 году по инициативе — кафедры — эстетического — воспитания — и — её — руководителя — Т.С. — Комаровой — при — педагогическом — факультете — по — решению — учёного — совета — МГГУ им. М.А. Шолохова создан Инновационный — центр — «Новые образовательные технологии — и — творческое — развитие личности». Центр вызвал большой интерес среди педагогов и студентов. Уже сегодня в работе — центра — выразили — желание — сотрудничать более — 300 человек — педагогов и студентов. Особый интерес вызывает такие инновационные — проблемы как: «Информационно – коммуникативные технологии в дошкольном — образовании», — «Развитие — способностей и одарённости — у — детей». —
—
—