Архив исследований


Дата проведения

09 Апрель 2011 г.

Социально-педагогические условия и психолого-педагогические механизмы формирования экологической культуры личности: гуманитарно-экологическое образование, социально-экологическое проектирование, социально-экологические инициативы

Государственный контракт от «15» сентября 2010 г. № 14.740.11.0234
Шифр «2010-1.1-305-126-070» в рамках федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы

Актуальность проекта определяется ориентацией социально-экономической и экологической политики современной России на реализацию международной стратегии устойчивого развития- разработку долгосрочных проектов развития добывающей промышленности на принципах ресурсосбережения- обеспечение экологической безопасности как фундамента эффективного социально-экономического развития страны, что обусловливает повышение социального статуса экологической культуры, которая, как многогранный социокультурный феномен выражена на разных уровнях социально-производственной практики от реализации экологических технологий в различных отраслях современного производства до реализации экологической позиции граждан в повседневной жизни. —

Научно-исследовательские работы по проекту нацелены на исследование феномена экологической культуры личности и обоснование социально-педагогических условий и психолого-педагогических механизмов формирования экологической культуры студентов гуманитарного вуза, акцентируя внимание на развитии гуманитарно-экологического образования, социально-экологического проектирования, социально-экологических инициатив студенческой молодежи.

В рамках первого этапа (Этап выбора и обоснования направления исследования) разработана следующая продукция:
а) — — — анализ научной литературы, интернет — источников и других материалов, по теме проекта-
б) — — — обоснование выбранного направления исследований-
в) — — — план проведения научных исследований-
г) — — — уточненное описание гипотез, целей и задач исследования-
д) — — — научно-методические материалы — докладов по теме исследования
е) — — — научно-методические материалы статей и конференций- —
ж) — — — научно-методические материалы диссертации по теме исследования на соискание ученой степени доктор наук.
Разработанный и представленный в отчете анализ научной литературы, интернет — источников и других материалов по теме проекта включает в себя: анализ современных концепций экологического образования и воспитания, методологических принципов и теоретических подходов к изучению экологоориентированного мировоззрения личности. Сформирована библиография, включающая 422 источника.
Дано обоснование выбранного направления исследований и способов решения поставленных задач. Показано, что, несмотря на популяризацию термина «экологическая культура» и тенденцию постепенного укрепления культурологического подхода в экологическом образовании и воспитании, проблема формирования экологической культуры студентов и в особенности студентов гуманитарного вуза требует специального изучения. Разработан план проведения научных исследований: охарактеризованы основные этапы и содержание работы, обеспечивающей достижение намеченных результатов проекта. Уточнены гипотеза, цели и задачи исследования. —
Подготовлены научно-методические материалы 4-х докладов по теме исследования, содержащие подходы к разработке проблем формирования экологической культуры, гуманитарной экологии, экологической компетентности студентов по темам:
а) — — — экологическая культура-
б) — — — экологическая этика как гуманитарный и воспитательный компонент экологического образования для устойчивого развития: формирование духовно-нравственных основ отношения к природе, представлений об этических нормах взаимодействия с окружающим миром и опыта реализации экокультурных ценностей в социально-экологической практике-
в) — — — формирование экологической культуры личности на основе этнопедагогического подхода-
г) — — — внедрение инновационной технологии организации учебного процесса по направлению «Экология и природопользование» в условиях перехода на многоуровневую, комптентностную, модульно-кредитную систему образования в вузах.

Разработаны и представлены научно-методические материалы статей и конференций по теме исследования. — Коллективом НОЦ ТЭКО организована и проведена 26-27 октября 2010 года на базе — МГГУ им. М.А. Шолохова международная конференция «Экология, технологии, культура в современном мире: проблемы vs. решения» 26-27 октября 2010 г.» — при участии Международной Академии наук – Здоровье и Экология (МАН) и Русской секции МАН, национального информационного агентства «Природные ресурсы России». В работе конференции принял участие президент МАН, профессор В. Кофлер (Австрия), ученые из 12 зарубежных стран Европы, Азии, Латинской Америки, 17 регионов России. Академическое сообщество было представлено НИИ РАН, РАО и АМН России. По итогам конференции коллективом НОЦ ТЭКО подготовлен и издан сборник материалов под руководством Глазачева С.Н. Редакционная коллегия: Вагнер И.В., Глазачев О.С., Бобылева О.В., Глазачева А.О.

Представлен список опубликованных работ коллектива НОЦ ТЭКО за 2010 год, насчитывающий 31 публикацию, в том числе: 15 статей в Вестнике международной академии наук- 11 статей в других изданиях- 3 учебных пособия- 2 сборника научно-методических материалов. В числе представленных публикаций: 19 международных, — 5 – в журналах, рекомендованных ВАК. Копии публикаций представлены в Приложении А к настоящему отчету.
Разработаны научно-методические материалы диссертации по теме исследования на соискание ученой степени доктор наук. Представлены материалы планируемого исследования на соискание ученой степени доктора педагогических наук Гришаевой Юлии Михайловны на тему «Формирование экологической компетентности студентов гуманитарного вуза». Цель исследования: разработать и обосновать теоретико-методологические, дидактические, методические и технологические основы компетентностно-ориентированного гуманитарно-экологического образования студентов в вузе. Представлен доклад, раскрывающий подходы к решению исследовательских задач.

Новизна применяемых решений в сравнении с другими работами, родственными по тематике и целевому назначению и определяющими мировой уровень, определяется тем, что в отличие от доминирующей естественнонаучной парадигмы экологического образования системно и последовательно формируется гуманитарная модель развития экологической культуры студентов, обеспечивающая становление их как носителей ценностей экологической этики. Разработка модели осуществляется в контексте проективной парадигмы экологического образования, ориентированной на формирование у молодежи активной социально-экологической позиции.

-Особенности исследования, разработки, метода или методологии проведения работы на отчетном этапе заключались в формировании теоретико-методологической, информационной базы исследования, обеспечение достижения научных результатов мирового уровня, что обеспечено проведением масштабной международной конференции. —

Результаты 1 этапа исследования могут быть применены в качестве теоретико-методологической основы моделирования гуманитарно-экологического образования в высшей школе, в формировании стратегических приоритетов социальной и образовательной политики, направленной на утверждение нравственного императива природопользования, создания условий для повышения экологической культуры населения, так и собственно в образовательном процессе — для проектирования содержания подготовки кадров высшей квалификации.
Ход практического внедрения полученных результатов может быть охарактеризован в нескольких ракурсах: осуществлялось внедрение результатов в форме публикаций, внедрение на научно-практических мероприятиях, внедрение в качестве основы для развития содержания подготовки кадров. Практическое внедрение результатов НИР в образовательный процесс осуществлялось в системе подготовки кадров высшей квалификации на базе НОЦ ТЭКО МГГУ им. М.А.Шолохова: на основании проведенного анализа состояния разработанности в науке и практике проблемы формирования экологической культуры разработаны проекты диссертационных исследований аспирантов НОЦ ТЭКО.

Оценка и прогноз влияния полученных результатов, товаров и услуг, созданных на основе полученных результатов, на подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров определяется тем, что: 1) полученные результаты полностью соответствуют требованиям технического задания- 2) обеспечивают продуктивность проектирования диссертационных исследований по разрабатываемой проблеме, а значит — результативность подготовки кадров высшей квалификации- 3) формируемая модель гуманитарно-экологического образования обеспечивает мотивацию студентов к самореализации в профессиональной научно-педагогической деятельности и реализации экокультурных ценностей в социальной практике.

-Таким образом, структура и характеристики представленной продукции полностью соответствуют требованиям технического задания. Представленные результаты работ по 1 этапу обладают необходимой новизной, научной и практической значимостью, в разных формах внедряются в социальную практику. Результаты 1 этапа работ обеспечивают продуктивность проектирования содержания научно-исследовательской работы аспирантов и докторантов, развития системы подготовки кадров высшей квалификации и позволяют прогнозировать высокую степень их социальной эффективности в части обеспечения результатов в части влияния их на подготовку и закрепление в сфере науки и образования научных и научно-педагогических кадров, а также — влияния на повышение экологической культуры общества, позитивную динамику социально-экологического развития страны.

Аннотация