Международная научно-практическая конференция «Сопровождение личности в образовании:
союз науки и практики»
20 февраля 2014 года на базе Одинцовского гуманитарного университета состоялась Международная научно-практическая конференция «Сопровождение личности в образовании: союз науки и практики», в которой приняли участие студенты Педагогического факультета под руководством доцента, канд. пед. наук Козиловой Л.В. —
Пленарное заседание с докладом «Об истории организации школьной психологической службы в СССР» открыла д-р психол. наук, действительный член РАО, крупнейший из российских исследователей генезиса возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, И.В. Дубровина.
В своем сообщении она осветила основные этапы включения практической психологии в образовательный процесс. Также в выступлении И.В. Дубровина обратила внимание аудитории на актуальные проблемы работы школьных психологов, причину которых она видит в искусственном замедлении развития советской психологической мысли со стороны государства в середине XX-го столетия и затем – в естественном кризисе 90-х годов, разорвавшим историческую связь между поколениями. По мнению академика РАО, восстановить престиж российской психологии и ее представителей может только обращение современных практиков не к последним разработкам американских и европейских психотерапевтов, а к классическим трудам Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, В.М. Мясищева, Б.Ф. Ломова, фактически сформулировавшим все главные постулаты «науки о душе». Труды и монографии перечисленных выше ученых – «историческая психологическая память» России, а обращение к истокам – основа гармоничного развития будущих поколений.
О важности ориентации психологов в процессе воспитания и коррекции на онтогенетические нормы говорила и Е.А. Леванова, профессор кафедры социальной педагогики и психологии МПГУ. Совместно со своими коллегами, она в течение 20-ти лет занималась разработкой нового направления в области психологической поддержки подростков под названием «Психопластика личности». Эта концепция ориентирована на формирование социализированного, стрессоустойчивого, физически и морально развитого человека. Подобное возможно через воспитание в личности такого качества как флексибильность – сочетания мобильности и гибкости – умения приспосабливаться к постоянно изменяющимся условиям окружающей действительности. Однако, воспитание «нового человека» должно проводиться комплексно – с учетом актуальной социальной ситуации развития индивида. Последнее утверждение стало объектом весьма широкой дискуссии.
Вопрос сопровождения личности школьника в воспитательном процессе затронул в своем сообщении М.П. Нечаев, один из теоретиков педагогической науки наших дней. На суд собравшихся он представил, разработанный на основе анализа нормативно-правовой системы регулирования образования, алгоритм психолого-педагогического сопровождения «проблемных» учащихся, состоящий из:
1) диагностико-аналитического этапа-
2) планово-координационного этапа-
3) организационно-деятельностного этапа-
4) координационно-коррекционного этапа.
На всех стадиях работы за конструктивностью реализации предложенной программы следит классный руководитель. Данная модель взаимодействия участников образовательного процесса и не совсем благополучных детей успешно используется во многих школах г. Москвы и Московской области.
В работе круглого стола на тему «Психологическая служба в образовании» приняли участие студентки Педагогического факультета Евгения Комракова, Анна Новикова, Людмила Ревякина, Дарья Горячева, Ирина Моргунова и Виктория Юфанова.
Коллектив Педагогического факультета выражает огромную признательность -Одинцовскому гуманитарному институту за организацию данных историко-педагогических чтений. —
Мы надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество с этим учебным заведением. — — — —