Заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования, кандидат филологических наук, доцент
Дисциплины, которые она преподает: — — «Введение в специальность», «Основы медиакультуры», «Современные медиасистемы», «Основы творческой деятельности журналиста», «Организация работы редакции», «Новые редакционные технологии работы с аудиторией», «Аудитория СМИ», «Современные тенденции развития медиасистемы»В 1981 году окончила Томский государственный университет, филологический факультет по специальности «Русский язык и литература». В 2005 году на международном факультете управления Томского государственного университета получила второе высшее образование по специальности «Государственное и муниципальное управление».
Образование:
Основное
• — — — 02.2007-11.2008, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет журналистики, степень кандидата филологических наук
• — — — 09.1973–06.1981, Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева, Филологический факультет, диплом о высшем образовании
Второе высшее
• — — — 09.2003-06.2005 – Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева, Международный факультет управления, диплом о высшем образовании
Повышение квалификации
• — — — 01.2001-01.2003 – Томский государственный университет им. В.В. Куйбышева, Международный факультет управления, диплом о профессиональной переподготовке
• — — — 12.2011 – Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова «Инновационные технологии современного журналистского образования», 72 часа.
• — — — 05.2012 – Государственная академия промышленного менеджмента имени Н.П. Пастухова, программы «Система менеджмента качества образования», «СМК как инструмент рыночной стратегии вуза».
—
Награды, премии:
Лауреат Премии по журналистике им. Виля Липатова (1989).
Награждена медалью г. Томска «За заслуги перед городом» (2004).
Проекты:
Участие в образовательных проектах
Автор и разработчик медиаобразовательных программ и семинаров для руководителей образовательных учреждений, учителей, студентов, школьников, чиновников, журналистов, депутатов, представителей НКО и бизнеса: «Основы информационной культуры», «Журналистика и Интернет», «Мультимедийное пространство образовательного учреждения», «Основы коммуникации», «Журналистика для школьников», «Основы медиакультуры», «Как общественности работать со СМИ», «Медиашкола для парламентария», «Школа блогера» — и т.д.
Автор и разработчик программы для учителей и родителей «Экология интернета».
Разработчик спецкурсов для вузов «Основы коммуникационного менеджмента», «Деловые коммуникации», «Новые технологии работы с аудиторией», «Современные системы СМИ», «Медиаобразовательные технологии СМИ», «Сетевая журналистика».
Участие в социальных проектах
Главный редактор электронного научно-образовательного журнала «Медиа. Информация. Коммуникация»
Первый заместитель – исполнительный директор Национальной ассоциации масс-медиа исследователей (НАММИ)
Член Российского комитета Программы ЮНЕСКО «Информация для всех»
Эксперт Фонда российской информационной политики (ФРИП)
Член Евразийской ассоциации оценки качества
Автор и руководитель Всероссийского фестиваля молодежной журналистики — «Золотое перо»
Директор Международного форума «Молодежь. Медиа. Библиотеки»
Автор и руководитель Межрегиональной выставки школьных и студенческих СМИ «Свежая строка»
Научная деятельность
Автор и разработчик новых понятий в теории медиа и медиаобразовании: информальные медиа, журналистская модель медиаобразования, медиаобразовательная деятельность СМИ, медиаинформационная грамотность, медиаповедение личности.
Руководитель ряда социологических исследований «Молодежь и политика» (2007), «Влияние СМИ на молодежь» (2008), «Молодежь и медиа» (2008), «Молодежь в информационном пространстве ЗАТО» (2009), «Проблемы национальной идентичности в молодежной среде Томской области» (2009), «Развитие и реализация потенциала молодежи Томской области» (2009, 2010).
Председатель оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации» (2007,2008, 2009), Томск, ТИИТ.
Научный редактор и составитель сборников материалов «Медиаобразование: от теории – к практике» (2007, 2008, 2009), Томск, ТИИТ, «Молодежь и медиа. Цели и ценности», Москва, МГГУ им. М.А. Шолохова, «Личность и медиа. Технологии взаимодействия», МГГУ им. М.А. Шолохова.
Участник Российско-финского семинара по медиаобразованию (2009).
Сопредседатель оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии российского медиаобразования 2010», Москва, МГУ.
Председатель оргкомитета Всероссийской научно-практической конференции «Молодежь и медиа. Цели и ценности», Москва, 2011.
Руководитель НИР «Исследование социально-психологических особенностей медиаповедения личности в условиях современного информационного общества», МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
Автор универсальной модели информационно-коммуникационного медиапространства образовательного учреждения (ИКМ ОУ), МГГУ им. М.А. Шолохова, 2011.
Участник Международного совещания экспертов ЮНЕСКО по вопросам адаптации для России Учебной программы ЮНЕСКО по медиа- и информационной грамотности — (Москва, 12 декабря 2011 г.).
Автор монографии «Медиаобразование молодежной аудитории», ТИИТ, 2008.
Соавтор коллективной монографии «Гуманитарные проблемы современности: человек и общество», Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ»
Автор более 60 статей по проблемам информационных технологий, медиаобразования, коммуникативистики.
Публикации:
2011 год
— — — Роль медиаобразования в формировании публичной сферы. Журналистика в 2010 году: СМИ в публичной сфере. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. – М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова- Изд-во Моск. ун-та, 2011. – 560 с. С. 86-88.
— — — «Я и журналистика» на фоне профессиональных компетенций. Средства массовой информации в современном мире. Петербургские чтения: Материалы 50-й международной научной конференции/ Отв. ред. С.Г. Корконосенко. – СПб.: Филологический ф-т СПбГУ, 2011. – 257 с. С. 71-76
— — — Медиаповедение личности. Обретение смысла. Медиаскоп. Электронный научный журнал факультета журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова. Выпуск №2, 2011.
— — — Проблемы информационной безопасности через призму нового закона. Информатизация общества: социально-экономические, социокультурные и международные аспекты: материалы международной научно-практической конференции 15-16 января 2011 года. – Пенза-Прага: Научно-издательский центр «Социосфера», 2001. – 140 с. С. 64-70.
— — — Медиаповедение личности. Личность и медиа: сб. статей Факультета журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова/составители Т.Н. Владимирова, И.В. Жилавская. М.: Редакционно-издательский центр (РИЦ), 2011. С 8-32.
— — — Медиаинформационная грамотность как новая грамотность информационного общества. Журналист. Социальные коммуникации. 2011 г. №4.
— — — Информат – новый способ существования гражданского общества. Гуманитарные проблемы современности: человек и общество: монография / В.А. Багина, С.В. Богданова, И.В. Жилавская и др. / Под общ. ред. С.С. Чернова. – Книга 14. – Новосибирск: Издательство «СИБПРИНТ», 2011. С 84-101.
— — — Медиаобразовательные технологии печатных СМИ. Вестник Московского университета. Серия 10: Журналистика, №5, с. 107-118
— — — Медиаинформационная грамотность как новое направление в медиаобразовании. «Magister Dixit» — научно-педагогический журнал Восточной Сибири №3 (09). Сентябрь 2011 (http://md.islu.ru/).
— — — Опыт межфакультетской интеграции на основе медиаобразования. Методика преподавания журналистских дисциплин. Международная научно-практическая конференция. Оренбург, 3-5 окт. 2001 г.: программа и тезисы докладов / сост. С.С. Распопова (отв. ред.), О.М. Скибина- Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, фак. журналистики- Оренб. гос. пед. ун-т, филол. фак. – Оренбург: Изд-во ОГПУ, 2011. С. 33-35.
2010 год
— — — Медиаобразовательная деятельность СМИ как вид общественных связей. Социальный PR и социальная реклама: опыт и новаторство: Материалы III Международной научно-практической конференции (20-22 мая 2010гг.) / под ред. О.П. Чернеги. – Барнаул, 2010. – 114-121 c.
— — — Новые редакционные технологии в системе «СМИ и общество». Журнал «Управление социальными системами», ред. проф. Ф.П. Тарасенко, Томск, 2010, №3.
— — — Новые редакционные технологии работы с аудиторией. Современные тенденции в развитии российского медиаобразования – 2010: Сб. материалов Всероссийской научно-практической конференции: В 2 т. Т.1. – М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. С. 7-13.
— — — Редакционные технологии СМИ. Современная пресса: теория и опыт исследования.- М.: Факультет журналистики МГУ, 2010. – С 265-270.
2009 г.
— — — «Поколение 1-11» По — материалам социологического опроса «Молодежь Северска и информационная среда». Журнал «Аналитика», 2009, № 1, с. 46-53.
— — — Общественно-политическая пресса для молодежи умерла. Национальная программа поддержки и развития чтения: проблемы и перспективы. Материалы II Всероссийской конференции (Москва, 20–21 ноября 2008) / Сост. Е. И. Кузьмин, А. В. Паршакова. – М.: Межрегиональный центр библиотечного сотрудничества, 2009. – С. 151-154.
— — — Системные аспекты медиаобразовательной деятельности СМИ. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2009. — № 5
— — — ЗАТО как гетто: ценностные особенности молодежи в закрытых городах. Эмпирические исследования гражданского общества//М.: ОПФ, 2009. С. 50-53.
— — — Информационные технологии в системе медиаобразования. Медиаобразование: от теории — к практике// Сб. — материалов III Всеросс. Науч.-практ. конф. «Медиаобразование молодежной аудитории», составитель И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ/ серия Библиотека САМО, 2009. С. 49-59.
— — — Информальная медиасреда как фактор развития медиаобразования. Сборник — Всероссийской научно-практической конференции «Информационное поле современной России: практики и эффекты» Казань, КазГУ, 2009. с.
— — — Информационная среда закрытого города. Медиаобразование. 2009, № 4 — С. 85-97.
— — — Информационные технологии: к истокам некоторых заблуждений. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции «Информационные технологии в гуманитарном образовании»//Пятигорск, ПГЛУ, 2009.
— — — Роль и место информальных медиа в гражданских коммуникациях. «Гражданские коммуникации и гражданское общество»// ГУ-ВШЭ/Науч. ред. и сост. И.М. Дзялошинский.М., 2009. С. 148-165.
— — — Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования. Журнал «Медиатека и Мир» №3’2009.
2008г.
— — — Актуальные проблемы медиаобразования в системе общего образования. Журналистика в 2005 году: трансформация моделей СМИ в постсоветском информационном пространстве//Сборник материалов научно-практической конференции. М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2006. С. 523-524.
— — — «Молотком» по подростку. Томский вестник. 2007. № 52
— — — От медиапроектов – к системе медиаобразования. Медиаобразование. 2007 N 2. С.4-8.
— — — Информальные медиа. Медиаобразование: от теории – к практике//Сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой информации», — /составитель И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ/ серия Библиотека САМО, 2007. С. 8-18.
— — — Влияние СМИ на молодежь. Медиаобразование: от теории – к практике//Сб. материалов I Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой информации», — /составитель И.В. Жилавская. Томск: НОУ ВПО ТИИТ/ серия Библиотека САМО, 2007. С. 240-276.
— — — Что ищет и находит молодое поколение в СМИ. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2007. — № 5
— — — Медиапроект как основа медиаобразования. Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. – 2007. — № 6
— — — Инновационные методы в журналистском образовании. Профессия – журналист: вызовы XXI века//Сб. материалов международной научной конф. «Журналистика 2006». М.: Факультет журналистики МГУ имени М.В. Ломоносова, 2007. С. 16-17.
— — — Школьные СМИ – основа медиаобразования//Сост. Жилавская И.В./Изд-во НОУ ВПО «ТИИТ»/серия «Библиотека САМО», Томск, 2007, 188 с.
10. — От медиаобразовательной среды – к образованным медиа. Журналистика и медиаобразование – 2007/ Сб. трудов II Междунар. науч.-практ. конф. в 2 т. /Т.1./Ред. А.П.Короченский. Белгород: Изд-во Белгород. гос ун-та, 2007. С.233-238.
11. — Медиаобразование как фактор формирования — аудитории СМИ. Медиакультура новой России. Материалы ¬Международной научной конференции. Екатеринбург–Москва: Академический, Том II / Под ред. Н. Б. Кирилловой и др. проект, 2007. – 512 с.
12.«Оптимизация взаимодействия СМИ и молодежной аудитории на основе медиаобразовательных стратегий и технологий» Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Медиаскоп. http://www.mediascope.ru/node/38
13. Интерактивная (журналистская) модель медиаобразования. Медиаскоп. Выпуск №2 2008 г.
14. Информальные медиа. Сайт «Эксперты для гражданского общества». http://www.4cs.ru/materials/wp-id_396/
15. Роль СМИ в духовно-нравственном воспитании молодежи. — Публикация на сайте Центра социально-консервативной политики. http://www.cscp.ru/clauses/6/c/2963/
16. Некоторые методы оценки эффективности медиаобразовательных технологий. — Журналистика и медиаобразование-2008// Сб. трудов III Междунар. науч.-практ. конф. в 2 т. Т. I / под ред. проф. А.П. Короченского. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2008. С.273-278.
17. Основы исследования СМИ как медиаобразовательной системы. Медиаобразование: от теории – к практике//Сб. материалов II Всеросс. науч.-практ. конф. «Медиаобразование в развитии науки, культуры, образования и средств массовой коммуникации». Томск/ Сост. И.В. Жилавская- ред. кол.: И.В. Жилавская, Ю.Н. Кириленко (1 часть), Н.А. Тельцова (2 часть). Томск: НОУ ВПО ТИИТ /серия Библиотека САМО, 2008, с. 170-181.
18. «Медиаобразование молодежной аудитории»// Монография/Томск, ТИИТ, 2008. С. 322.
Профессиональный опыт:
01.09.2010–по наст. вр. – зав. кафедрой журналистики и медиаобразования факультета журналистики Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Разработка концепции медиаинформационного пространства и ряда других проектов информационно-коммуникационного характера.
—
12.2004-08.2010 – директор НОУ ВПО «Томский институт информационных технологий». Создание образовательного учреждения с нулевого цикла. Юридическое оформление, лицензирование, формирование программ, набор преподавателей и сотрудников, организация образовательного процесса.
—
09.2006-08.2010 — – доцент, ТГУ, Международный факультет управления, кафедра социальных наук.
02.2003-10.2004 – начальник Управления по связям с общественностью ФГУП «Сибирский химический комбинат» (ЗАТО Северск Томской области). Создание новой структуры, набор персонала, определение направлений деятельности, создание подструктур, организация работы, формирование механизмов обратной связи. — Разработка системы благотворительной деятельности комбината, как предприятия — социальной ответственности.
03.2001-02.2003 – начальник Отдела по работе с общественными организациями и СМИ Администрации Томской области. Взаимодействие с некоммерческими организациями Томской области, курирование деятельности областных и районных средств массовой информации, организация конкурсов, информационное обеспечение деятельности Администрации Томской области.
01.1992-03.2001 – первый заместитель главного редактора, ответственный секретарь областной ежедневной газеты «Томский вестник». Участие в создании модели новой газеты: тематика, стиль, дизайн, авторский актив. Участие в формировании редакционной структуры издания. Организация процесса выхода газеты, планирование и контроль.
07.1990-01.1992 – начальник отдела областной еженедельной газеты «Народная трибуна». Организация работы отдела Cоветов, взаимодействие с Советом народных депутатов Томской области.
09.1983-07.1990 – ответственный секретарь, редактор многотиражных газет Томского политехнического института, Подшипникового завода, Томского завода резиновой обуви.
—
Контактная информация:
email: — — — zhiv3@yandex.ru
Сайт: — — — www.zhilavskaya.ru
—
Министерство образования и науки РФ |
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|