Актуальное интервью


24 апреля 2013

Один день из жизни декана

Жизнь на факультете журналистики «бурлит» как никогда. Студенты спешат на учебу, выполняют задания, преподаватели терпеливо объясняют им тонкости профессии. День каждого из них наполнен разными событиями. — Но журфак – это не только студенты и преподаватели, главную роль на факультете занимает декан, который выполняет не менее сложную работу. Побеседовав с ВЛАДИМИРОВОЙ Татьяной Николаевной, деканом факультета журналистики МГГУ им. Шолохова, доцентом, кандидатом филологических наук, членом Союза журналистов России, мы узнали, как проходит ее день, такой насыщенный и такой необычный. —
— — — —
6.30 утра
Мысли начинают заполнять еще не проснувшееся сознание при неудачном повороте на другой бок… Раздумья, размышления, аналитика произошедшего заставляют встать, налить чашку бодрящего кофе, обратиться — к новостям в интернете. Быстро проглядываю информацию – как правило, в поисках сообщений о системе высшего образования, ее реформирования.

7.30 утра
Выход из дома на работу, но прежде, проводить старших детей в школу, а младшую в детский сад. Это почему-то не делается быстро, да если честно, я не особо сопротивляюсь. Это счастье одеть красивое платьице, туфельки, причесать непослушные вьющиеся волосики и вручить воспитательнице свою красавишну. Да еще с целым мешком игрушек, который из-за тяжести ей приходится волочить по полу.

8.11 утра
Я вхожу на станцию метро «Марксистская». Замечаю завсегдатаев: это люди, спешащие на работу и деловые встречи, студенты, умеющие жить на свои небольшие стипендии с обязательным атрибутом времени – новейшем гаджетом в руках. Среди них есть и мои студенты. Ради них существуют университеты. Заканчивая факультет журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова, выпускники по большей своей части не пропадают из поля нашего зрения. — Кто-то из них становится преподавателем, кто-то работодателем, кто-то союзником, кто-то критиком. Посвятив лучшие студенческие годы своей жизни трудам по получению диплома, они осуществляют надзор над составлением учебных планов и надзор за мастерством факультетской футбольной команды, над — качеством образования и качеством и ассортиментом блюд в студенческой столовой. Этот список можно продолжать бесконечно. Одно понятно, что без студентов, мы не состоялись бы как преподаватели, ученые, деканы.

8.57 утра
3-я Владимирская, 7. Корпус «Перово».
Здесь располагаются филологический факультет и факультет журналистики. К этим структурным подразделениям я испытываю уважение и любовь. — Пять лет учебы, аспирантура, начало преподавательской деятельности принадлежат филологическому факультету. — А факультет журналистики – это двенадцать лет профессионального становления, это… Вы, правда, хотите знать, что такое факультет журналистики? Тогда, слушайте.
Факультет журналистики – это предмет нашей гордости, как в целом и Московский — государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Радует, что мы попали в список эффективных вузов, тем более, что у нас есть достойные конкуренты. Наш университет предлагает довольно широкий диапазон образовательных программ, находясь на переднем плане в области молодежной политики, социального компьютинга, педагогических и гуманитарных технологий, медиаобразования.

9.10 утра
Начались учебные занятия. Впереди двадцать минут времени для ежедневной планерки с сотрудниками деканата. Это хорошо налаженный механизм. Хотя часто эти специалисты в глазах студентов находятся на втором плане, они не понимают, что от добросовестности, организованности и четкого выполнения своих должностных обязанностей зависит организация учебного процесса, практики, — зачетно-экзаменационных сессий и т.д. — Наши летучки не носят формального характера, здесь иногда коллегиально, иногда авторитарно принимаются планы работы, задания и задачи.
Вообще, быть в курсе всего, что происходит на факультете для меня – норма. Иногда это помогает, иногда нет. Не сразу, но я приучила себя к мысли, что на все происходящее нужно правильно реагировать, не разрушая свои принципы.

9.40
Звонок родителей абитуриента, беспокоящихся проходным баллом при вступительных экзаменах, — высоким конкурсом на факультет журналистики, платой за обучение. Все эти проблемы фактически отравляет им и без того сложный период жизни. Поэтому методично все сотрудники отвечают на эти вопросы:
1. Факультет журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова осуществляет набор на бакалавриат и магистратуру по направлениям подготовки «журналистика» и «реклама и связи с общественностью». Двухступенчатая система подготовки дает возможность выбора студентам для дальнейшей профессиональной карьеры: диплом бакалавра и практическая деятельность в СМИ, ПР-агентства, пресс-службах или продолжение обучения в магистратуре. На нашем факультете несколько магистерских программ – это «Медиаобразование», «Мультимедийная журналистика».
2. Мы готовим специалистов для работы в газетах, журналах, информационных агентствах, на телевидении и радио, сетевых СМИ, в пресс-службах, рекламных и ПР-компаниях.
3. Средний балл ЕГЭ в 2012 году составил 86 баллов. Один из самых высоких показателей!
4. У нас конкурс и на внебюджетные места!

12.40
Лекция. Обучение на нашем факультете направлено в первую очередь даже не на то, чтобы студенты изучили ту или иную академическую дисциплину, а их интеллектуальное и социальное формирование и развитие. При этом надо понимать, что разные дисциплины взаимосвязаны по содержанию, дающие как теоретическое, так и практическое обучение, где теория — это база для ремесла, практика — основа творчества. Смело можно сказать, что журналистика находится в диалектическом единстве ремесла и творчества!
Поэтому с пристальным вниманием мы — следим за успехами наших выпускников, которые работают в изданиях самых различных СМИ: «Российская газета», «Коммерсант», «Независимая газета», «Московский комсомолец», «Аргументы недели», «Вузовский вестник», «Наша молодежь», «Русский репортер», на телеканале «ОРТ», «ТВЦ», «НТВ», на радиостанции «Маяк», в информационных агентствах «ИТАР ТАСС», «РИА Новости» — «РБК», «Интерфакс» и т.д.

14.00
Творческая встреча с работодателями в Центре мультимедийной журналистики. Открытие современной площадки, состоящей из Newsroom, телевизионной студии, операторской – это наша гордость! Возглавляет ЦМЖ наша выпускница – Фефелкина Анастасия Викторовна. Студенты с первого дня погружаются в профессиональную среду. Мотивацией для достижения успеха здесь становится карьерный рост в рамках общей редакции Центра от стажера до главного редактора, после чего студент получает рекомендацию для вступления в Союз журналистов России. Другими словами, появляется конкурентное преимущество: из стен университета выйти не только с дипломом о высшем журналистском образовании, но и с удостоверением журналиста. Так на факультете журналистики МГГУ им. М.А.Шолохова реализуется личностный подход с раскрытием творческого потенциала и с формированием конкурентоспособных качеств.
Магистры, обучающиеся по программам «Мультимедийная журналистика» и «Медиаобразование», в результате решения поставленных задач в ходе обучения и в рамках научно-исследовательской и производственной практик получают управленческий инструментарий. Это достигается путем управления медиапроекта, реализующегося на базе ЦМЖ. Что дает магистрам — алгоритм — создания авторского медиапродукта от идеи до выхода на рынок массмедиа. Магистерская диссертация в интегральной модели представляется не в виде научного труда, зачастую не имеющего практической значимости, а в качестве конкурентоспособного дела.

16.00
Организация практики для студентов. Производственная журналистская практика — это неотъемлемая часть учёбы на факультете. Трудно сочетать ее с учебными занятиями: и хочется по-настоящему погрузиться в профессиональные дела, и надо не забывать об учебе. Согласно модели организации учебного процесса на нашем журфаке, каждый студент в течение учебного года должен участвовать в качестве оператора, монтажера, теле- и фотокорреспондента, корректора, редактора отдела, пресс-секретаря, диктора, контент-менеджера, участника и организатора медиапроектов на базе Центра мультимедийной журналистики. В результате успешной работы на 1-2 курсах в ЦМЖ, студенты без проблем устраиваются на работу — внештатными или штатными сотрудниками различных СМИ. Таким образом, — производственная практика оказывается непрерывной.

18.00
Планы на будущее… Встреча с пресс-службой Международного комитета красного креста. Сколько интересных, влюбленных в свое дело специалистов здесь мы встретили. Отрадно осознавать, что среди них есть наши выпускники. После трехчасового разговора о совместных проектах, — четко вырисовывается стратегическая картинка на будущее – стремление выпускать журналистов с такой квалификацией, которая отвечала бы мировым стандартам.

21.00
Время рефлексии и острожное составление планов на завтра, они могут поменяться мгновенно. И от этого никуда не уйти, на то мы и журналисты.

22.30
Дети уложены и видят сладкие сны. Наконец-то наступило мое время – время подготовки к лекционным занятиям, написания научных публикаций, изучения опыта своих конкурентов.

24.00
Сон с чувством выполненного долга… Спасибо журфаку за то, что это одна большая, дружная семья, где главные персонажи – преподаватели, студенты и их родители. Мы постоянно развиваемся. — Здесь есть творческие люди, исполняющие песни самых разных жанров, пишущие стихи и романы, здесь есть общественные лидеры, волонтеры и вожатые, футбольная команда, а главное есть пул молодых, талантливых, креативных журналистов.

Беседу провели Анастасия Самуйленко и Виктория Юрковская
Центр мультимедийной журналистики