Актуальное интервью


02 августа 2011

В МАГИСТРАНТЫ я б пошел… Или ЗАЧЕМ магистратура молодому специалисту?

Большинство вузов пока еще только на пути к перестройке на новую двухуровневую систему образования – бакалавриат + магистратура – и в этом году по-прежнему выпускают специалистов. Тем не менее, — многие объявили набор на обучение по магистерским программам. — Закономерно встает вопрос: зачем мне, специалисту с законченным высшим образованием, поступать в магистратуру?

На наши вопросы отвечает ректор МГГУ им. М.А. Шолохова доктор политических наук Нечаев Владимир Дмитриевич.

Сначала коснемся общей идеи двухуровневого образования. Почему эта идея, несмотря на несколько иную нашу традицию, все-таки завоевывает сторонников и продвигается?

Дело в том, что она в целом повышает гибкость системы образования. Как правило в нашем обществе человек поступает в вуз — — на бакалавриат или специалитет – сразу после школы. В этот период у него еще нет пока ни — четкой профессиональной ориентации, ни карьерной стратегии. — Не секрет, что очень часто — выпускники идут работать и…. сталкиваются с необходимостью получать второе образование уже по профилю работы. По сути дела это лишняя трата ресурсов – государства ли, если оно финансирует эту программу, или собственно личных средств выпускника.

Магистратура — — это возможность получить второе высшее образование — с учетом того, что решение принимает взрослый человек со сложившимися профессиональными предпочтениями. У него уже боле ясные карьерные планы и понимание того, зачем ему нужно это образование. — С прагматической точки зрения он получает экономию времени (2 года магистратуры, а не 3-5 лет второго высшего образования), сил и денег (бесплатная магистратура в этом году для специалистов — или второе высшее платно) — есть смысл выбрать магистратуру.

Магистратура – это не совсем чуждое для нашей страны явление, как это может показаться на первый взгляд. По такой системе в нашей стране — традиционно построена подготовка медиков. У них это называется ординатура. Сначала человек получает общее медицинское образование, а потом уже в течение двух лет получает более узкое и — глубокое и специальное образование — — невропатолог, иммунолог и т.п. – в рамках обучения в ординатуре.

По сути сейчас государство выстраивает эту систему двухуровневого образования для всех специальностей:

-– бакалавриат как базовая образовательная ступень, в рамках которой студент — формирует общие базовые компетенции, скажем гуманитарные, или технические, или творческие-

– — магистратура «отвечает» за более тонкую «заточку». Это надстройка к бакалавриату в одном из 3 направлений (или в их комбинации).

1) более узкая и углубленная — специализация. Например, человек заканчивает бакалавриат по политологии, и хочет стать политтехнологом. А это совсем не то же самое, что академический политолог, занятый сравнительными исследованиями и т.п. Политтехнолог – это человек, образовательная программа которого заточена под работу в избирательных кампаниях, политический анализ и прогнозирование и т.п.

2) подготовка к научной карьере. Некоторые виды магистратур предполагают, что человек делает выбор в пользу научной карьеры. Тогда логично выстаивается цепочка: бакалавр – это общая подготовка по выбранному направлению, магистратура — — это первый опыт исследовательской деятельности, аспирантура, которая в нашем случае заканчивается защитой диссертации.

В нашем вузе — – этот вид магистратуры представлен педагогическим направлением, а остальные виды магистратур – посвящены углубленным специализациям.

3) достройка управленческого контура. Например, специалист-педагог хочет быть директором, заниматься управлением в педагогике. И мы делаем магистратуру, в которой акцент сделан на управление именно в этой области. Не второе высшее образование в области менеджмента вообще (а это, как мы говорили выше, — трата времени, — денег и т.п.), — а два года обучения в — магистратуре, — специализированной именно на стыке специальности и управления.

Таким образом, магистратура – это развитие специалиста, его движение либо в сторону более узкой и углубленной специализации, либо движение в области научной карьеры, либо движение в — области управленческой — карьеры.

И этот выбор человек делает в сознательном возрасте, имея уже гораздо более определенные профессиональные и карьерные предпочтения и планы, чем при поступлении в вуз сразу после школы.

Магистерские программы МГГУ им. М.А.Шолохова