В МГГУ Шолохова на факультете Экологии и естественных наук запущена уникальная магистерская программа «Экология мегаполисов». Магистранты этой программы смогут проходить практику и участвовать в проектах Генплана Москвы. Уже сейчас студенты факультета экологии естественных наук и факультета дизайна МГГУ Шолохова попали в проект кадрового резерва Генплана Москвы. Программа с уникальными перспективами, особенно если учесть, что тенденции развития любого мегаполиса, в том числе -Москвы, требуют все более комплексного подхода, включающего и архитектурные решения, и дизайнерские, и экологические.
На наши вопросы о том, как создавалась магистерская программа «Экология мегаполисов», в чем ее уникальность, каковы перспективы магистрантов, отвечает научный руководитель программы доктор химических наук, профессор Владимир Иванович ЯШКИЧЕВ. —
Наша новая программа, название которой «Экология мегаполисов», создана для подготовки магистров в области экологии и природопользования, которые смогли бы грамотно, верно, продуманно и рационально преображать городскую среду для комфортного и здорового проживания. На сегодняшний день предлагаемая форма обучения заочная, 2,5 года. Обучаться на ней смогут преимущественно специалисты с базовым естественнонаучным образованием – экологи, географы, биологи и другие. Уже сейчас на старте наши студенты-экологи попали в кадровый резерв Генплана Москвы и будут участвовать в их проектах. И это сотрудничество мы будем активно развивать. —
Каковы основные направления научных исследований в рамках магистерской подготовки?
Их несколько. Для начала это конечно выявление причин экологических проблем мегаполисов, в частности в Москве. Как следствие необходимо находить пути решения этих проблем, совместно с научно-исследовательскими институтами. Чтобы получить максимальный верный результат необходимо изучить технологии формирования городской среды, дружественной человеку. К примеру, основной критерий – оптимальная плотность населения. И конечно не стоит забывать об иностранном опыте. Поэтому четвертое направление – определение способов и социальных механизмов адаптации зарубежного опыта преодоления проблем в мегаполисах.
Это довольно интересно. Давайте подробнее поговорим о программе. Что мы подразумеваем, когда говорим о мегаполисах? Приведите, пожалуйста, примеры таковых.
Из самого названия «мегаполис» следует, что речь идет о крупных, если не сказать огромных, городах мира. Однако чтобы привести пример мегаполиса, необходимо отметить, что существуют разные критерии их оценки. Ведь города в разных уголках мира отличаются по своим размерам, плотности населения. Поэтому, если исходить из площади территории, то самыми большими городами мира являются Хулун – Буир (городской округ КНР) с площадью в 263,9 тыс км2., Алтамира (муниципалитет в Бразилии) – 159, 695 тыс. км.2. Среди современных мегаполисов по занимаемой площади наиболее крупным является Лондон. А Мехико является самым длинным – его протяженность около 200 км.
Стоит сказать, что на протяжении нескольких десятков лет наблюдается уникальный феномен. Помимо роста населения планеты происходит образование отдельных крупных городских агломераций. Большие города не просто разрастаются, поглощая прилегающие поселения, они сливаются между собой, образуя огромные сверхагломерации – мегаполисы, население которых отличается десятками миллионов человек.
Ну а если брать второй критерий – плотность населения, то на данный момент самыми большими являются Токио с населением в 33,8 млн. человек, Сеул – 23,9 млн. человек, Мехико – 22,9 млн. человек. В ближайшее время ожидается дальнейшее увеличение крупных городов и медленное угасание малых. Подобная тенденция является следствием принципиальных технических сдвигов и структурной перестройки промышленности. В заключении стоит сказать, что феномен мегаполисов характерен для большей части регионов планеты и является ничем иным, как очередным этапом развития нашей цивилизации.
Да, не сложно понять, что такие особенности мегаполисов неизбежно вызывают экологическую напряженность. Давайте поговорим о том, как влияют на экологию мегаполисов природные условия?
Все на нашей планете взаимосвязано и взаимозависимо. Поэтому говорить только о влиянии природных условий неверно. Особенность мегаполисов еще и в том, что они довольно ощутимо трансформируют естественные природные условия. К примеру, широко известен факт, что в городах температура на несколько градусов выше, чем в окружающих его территориях. Высотные здания меняют потоки воздуха. Ветер в городах дует по-другому. Могут возникать и сильные вихри. Что в свою очередь способствует пылевому загрязнению. Это очень опасно. Мельчайшие частицы пыли легко проникают в организм человека и вызывают заболевания. При этом влияние мегаполисов распространяется далеко за пределы городской территории и воздействие на окружающую среду становится все значительней.
Каким же образом все это влияет на человека?
К сожалению, за комфорт и в определенной степени благополучие мы платим своим здоровьем. Согласно исследованиям ВОЗ наше здоровье на 5-10% зависит от экологических условий. Качество воды и воздуха – основные факторы, оказывающие на влияние на человека. И в мегаполисах они, увы, приводят к заболеваниям человека, проживающего на этой территории. Помимо этого существуют другие факторы – радиационное излучение, биологическое загрязнение, химическое загрязнение – эти и многие другие факторы так же влияют на состояние здоровья населения городов. Кроме этого, исследования российских психологов показали, что жители мегаполисов из-за переизбытка информации и постоянных страхов намного чаще страдают психическими отклонениями, чем жители малых городов. Поэтому основная задача экологического образования – получить знания и навыки для решения жизненно важных проблем.
Приведите, пожалуйста, примеры таких решений. —
В первую очередь важно соблюдать баланс. Необходимо минимизировать воздействия неблагоприятных факторов. Сокращать выбросы, грамотно планировать застройку новых территорий, регулировать дорожное движение, высаживать парки. Многие из этих решений известны и очевидны. В то же время не стоит ограничиваться чертой мегаполиса. Планирование пригородных зон так же важно при решении экологических проблем мегаполисов. Здесь мы опять сталкиваемся с необходимостью развития рационального природопользования на разных уровнях. Это очень обширная тема, и ей, безусловно, уделяется большое внимание в нашей новой магистерской программе.
Владимир Иванович, как Вы считаете существует ли модель идеального города?
На сегодняшний день, такие модели пока на стадии планов и проектов. В тоже время ведутся активные поиски и разработки. К примеру, аналитики международной компании «Эрнст энд Янг» предложили мэрам крупных городов ответить на вопрос «Какой мегаполис они рассматривают как город-модель?» В итоге чиновники выбрали Барселону, Лондон, Копенгаген, Париж, Нью-Йорк. Однако не стоит считать эти варианты моделями идеального. Ведь у каждого города есть свои особенности, как исторического развития, так и климатических, природных условий. В то же время, определенная система решения общих проблем должна быть разработана. И один из вариантов – развитие городов по пути инноваций – создание «умных» городов, «живого организма» способного самостоятельно функционировать, получать и распределять энергию, информацию. Безусловно, поиск и создание такой модели идеального города – перспектива и основное направление деятельности на ближайшее будущее.
Подводя итоги, стоит сказать, что знания, приобретаемые в ходе обучения в магистратуре «Экология мегаполисов» актуальны и важны. Для жителей мегаполисов — — это возможность улучшить нынешнее положение, для жителей малых городов — — это возможность выстраивать развитие городов таким образом, чтобы избежать экологических проблем в будущем.
Министерство образования и науки РФ |
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|