Факультет точных наук и инновационных технологий

Контакты

Адрес факультета: -109428 -Москва, ул. Михайлова, д.12А

Проезд:

  • — -ст.м. «Марксистская», трол. № 63 от центра -до ост. «Стахановская улица», далее 5 минут пешком -до учебного корпуса по ул.Михайлова, д.12А.
  • — — — -ст. м. «Рязанский пр-т» трол. № 63 в сторону центра -до ост. «Стахановская улица», далее 5 минут пешком -до учебного корпуса по ул.Михайлова, д.12А.
  • — — — -ж/д ст.Перово или ст. Плющево (Казанское направление), или ст. Чухлинка (Горьковского направления) далее 10 минут пешком до учебного корпуса -по ул.Михайлова, д.12А. —

Положение на карте

Телефон: -8-499-1718015 деканат

8-499-1718014 заместитель декана по работе с преподавателями (Брутов В.В.)

e-mail: fimmggu@mail.ru

https://mggu-sh.ru/sites/default/files/chto-napisat-v-interesah-v-kontakte.png

Ответственный за интернет страницу факультета:

Карзубов Дмитрий karzubovdn@gmail.com


Монахов Вадим Макариевич

Профессор кафедры методики обучения и педагогических технологий.Родился в городе Москва, 15 марта 1936 года. Альма-матер – МГУ им. М.В. Ломоносова, физический факультет, январь 1959 г. Мехмат МГУ, 1963 г.(второе высшее)

-Научные степени: — Кандидат -педагогических — наук — 1963 г. —
Тема -кандидатской диссертации: -«Методика преподавания курса «Теория математических машин и основы программирования» -в средних общеобразовательных политехнических трудо-вых школах с -математической -специализацией». Доктор педагогических наук — 1973 г. Тема -докторской диссертации: «Введение в школу приложений -математики, связанных с использованием ЭВМ».

Ученые звания: -Профессор по специальности «Методика преподавания математики» — 1978 г.- член — корреспондент АПН (РАО) – 1982 г.

Избран академиком целого ряда авторитетных Академий: Акаде-мии естественных наук Республики Казахстан, Академии профессионального образования, Академии творческой педагогики, Академии информатизации образования, Международной академии имиджелогии. —

Новая статья: —проблемы проектирования инновационной методической системы профессионального становления бакалавра математики в соответствии с профессиональным стандартом педагога и образоватедльным стандартом.

Награды: —

— орден «Трудового Красного Знамени» (1986 г.), —

— золотая медаль «Лауреат ВДНХ» за создание первого комплекта компьютерных программ школьного курса «Информатика» (1986 г.),

— медаль Н.К. Крупской (1986 г.),

— медаль «Ветеран труда» (1986 г.),

— медаль К.Д Ушинского (2001 г.),

— медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II ст. (2003 г.),

— Нагрудный знак «Почётный работник высшего профессионального образования Российской Федерации».

Научные труды: Опубликовано более 700 трудов: монографии, учебники, методические пособия, статьи.

Научная школа: -Подготовлено 227 докторов и кандидатов педагогических и психологических наук. Среди докторов такие ученые как А. И. Нижников, В. Ф. Любичева, Т. К. Смыковская, О. Б. Епишева, Н. Л. Стефанова, И. А. Новик и многие другие. —

После окончания университета в январе 1959 г. В. М. Монахов с тремя коллегами выбирает Вычислительный центр Главного управления гидрометслужбы, отдел динамической метеорологии, где в разное время -работали такие выдающиеся математики страны как Г.И. Марчук, И.А. Кибель, А.С. Монин -и др. —

Все вычисления в отделе делались в то время на -арифмометре «Феликс, а в начале 60-х г. -стали внедряться в практику вычислительных центров — первые ЭВМ. -Стране необходимы были -новые специалисты. Осенью 1959 г. -В. М. Монахова направляют на инженерное отделение механико-математического факультета МГУ, где он в течение трёх лет получает второе высшее образование, осваивая новую специальность «математик – программист». —

За годы работы в отделе динамической метеорологии Вадим Макариевич участвовал в разработке математических моделей -прогнозирования. Лично Вадиму Макариевичу принадлежит гидродинамическая модель прогнозирования вертикальных токов. Компьютерная программа – реализация этой модели даёт ответ на вопрос: будет ли в данной точке земного шара дождь или нет.

В 1961 г. -Краснопресненский райком комсомола предлагает В.М. Монахову вести уроки программирования -в школе № 101. Предложе-ние было неожиданным, но Вадим Макариевич согласился, нужны были деньги, так как к тому времени у него появилась семья, родился сын Никита. Это были первые шаги в методику преподавания абсолютно нового школьного предмета «Программирование на ЭВМ». В общей сложности Монахов проработал -8 лет Учителем программирования, вычислительной математики в московских школах № 101, 444 и 710. —

За годы работы в -НИИ содержания и методов АПН СССР (1963-1992) В. М. Монахов прошёл путь от младшего научного сотрудника до директора института (1981-1992). —

Научную работу Монахова В.М. в стенах НИИ СИМО можно -представить в виде следующих основных направлений:

1. Разработка первого учебного курса по программированию для математических школ.

Основные публикации: —

1. -Монахов В.М. Вопросы методики преподавания программирования в средней шко-ле / Обучение в математических школах. — М.: Просвещение, 1965. —

2. Монахов В.М., Шварцбурд С.И., Ашкинузе В.Г. О математической специализации «Программист по решению задач оптимального планирования» / Обучение в математических школах. — М.: Просвещение. 1965.

3. Монахов В.М. О математической специализации «Программист по решению задач оптимального планирования» /Сборник «Линейная алгебра и геометрия»- серия «Про-блемы математической школы». — -М.: Просвещение, 1967.

-4. Монахов В.М. О содержании специального математического курса «Математиче-ские методы решения задач оптимального планирования» /Сборник «Линейная алгебра и геометрия»- серия «Проблемы математической школы». — -М.: Просвещение, 1967.

5. Монахов В.М. Обучение программированию в средней школе. Монография. М.: Просвещение, 1967.

6. Монахов В.М. Практикум по программированию для школ с математической спе-циализацией: Учебное пособие. — -М.: Просвещение, 1968.

2. Создание серии факультативных курсов для общеобразователь-ных школ: «Программирование», «Методы оптимизации», «Вычислительная математика», «Линейное программирование», «Программирование и ЭВМ», «Математические методы в экономике».

Основные публикации: —

1. Монахов В.М. Программирование. Учебные материалы для факультативных занятий в 9-10 классах. — -М.: Просвещение, 1970

2. Монахов В.М. Методические указания к учебным материалам для факультативных занятий в 9-10 классах по курсу «Программирование». — М., 1970. —

3. Монахов В.М. Векторные пространства и линейное программирование: учебные ма-териалы для факультативных занятий в 9-10 классах. М.: -Педагогика, -1971. —

4. Монахов В.М., Беляева Э.С. Методические разработки по факультативному курсу «Математические методы в экономике. Линейное программирование ». — M.: , I972.

5. Монахов В.М. Программирование. Факультативный курс: Пособие для учителя. — М.: Просвещение, 1974. —

6. Монахов В.М. Программирование и ЭВМ. Учебное пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 классов. — -М.: Просвещение, 1977. —

7. Монахов В.М., Беляева Э.С., Краснер Н.Я. Методы оптимизации. Применение мате-матических методов в экономике: Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978. —

8. Монахов В.М., Лапчик М.П., Демидович Н.Б., Червочкина Л.П. Формирование алго-ритмической культуры школьника при обучении математике: -Пособие для учителей. — М.: Просвещение, 1978. —

9. Монахов В.М., Беляева Э.С. Экстремальные задачи: -пособие для учащихся. — М.: Просвещение, 1977.

3. Многолетняя работа в авторском коллективе учебника —

«Алгебра 6, 7, 8». —

В. М. Монахову была поручена -новая разработка раздела приближенных вычислений, где доминирующим должен был стать метод границ. Этот раздел появился в пробных учебниках «Алгебра 7». С 1968 года раздел «Алгоритмы и элементы программирования», разработанный В. М. Монаховым -вошёл в учебник «Алгебра 8». Эти учебники, ставшие стабильными, издавались тиражом 4.3 миллиона экземпляров ежегодно. — — Общий тираж этих учебников составил 60 миллионов экземпляров.

Основные публикации:

1. Монахов В.М. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Муравин К.С., Суворова С.Б. под редакцией А.И. Маркушева Алгебра — 8: -учебное пособие для -учащихся средней школы. – М.: Просвещение, 1974.

2. Монахов В.М. Алгебра в 8 классе: пособие для учителя. М.: Просвещение, 1974. —

3. Монахов В.М. Дидактические материалы по алгебре для 8 класса. М.: Просвещение, 1977. —

4. Монахов В.М. Обучение алгоритмам в курсе алгебры. Сборник «Вопросы препода-вания алгебры в восьмилетней школе». М.: Просвещение, 1980.

5. Монахов В.М. и др. «Алгебра». Учебник для 8 класса средней школы (под ред. С.А. Теляковского), переработанный. М.: Просвещение, 1986.

4. В 1975 г. Президиум АПН СССР назначает В.М. Монахова руко-водителем академической программы «Нормализация общей и учебной нагрузки учащихся». Результаты этого исследования имели большое значение для определения причин перегрузки -школьников, в которых далеко не первое место занимали сложные учебники и программы. Для В.М. Монахова это был первый опыт организации и функционирования большого научного коллектива, в который вошли более 100 научных сотрудников различных институтов. Результаты этого исследования были опубликованы в журнале ЮНЕСКО «Prospects» в Париже, а также в нескольких монографиях.

5. — В 1978 г. в связи с новой конституцией страны Академия педагогических наук работает над проблемой единого уровня содержания общего среднего образования. В.М.Монахов назначен руководителем научного коллектива. Итогом работы стал документ «О едином уровне и объёме — — содержания общей и образовательной подготовки учащихся в школе, техникумах, ПТУ». Главный политический результат: единый уровень был исследован и утверждён Советом Министров- научный результат: единый уровень был представлен на языке базисных программ учебных дисциплин, которые с современных позиций можно считать предтечей образовательного стандарта.

Основные издания:

1. Монахов В.М. «Структура целей обучения». Сборник научно-исследовательских ма-териалов по проблеме «Определение единого уровня содержания общего среднего уровня содержания общего среднего образования» № 4. -М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1980.

2. Монахов В.М. «Адекватность содержания учебного предмета целям образования (на примере курса физики)». Сборник научно-исследовательских материалов по проблеме «Определение единого уровня содержания общего среднего уровня содержания общего среднего образования» № 5. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1980.

3. Монахов В.М. «Структура учебных планов средних профтехучилищ и проблема реа-лизации единого уровня общего среднего образования». Сборник научно-исследовательских материалов по проблеме «Определение единого уровня содержания общего среднего уровня содержания общего среднего образования» № 6. НИИ СиМО АПН СССР, 1980.

4. Монахов В.М. Проблемы единого уровня общеобразовательной подготовки в сред-них учебных заведениях. М.: Педагогика, 1983. —

5. Монахов В.М. Единый уровень общего среднего образования, проект (переработан-ный вариант). М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1984.

6. — В конце 70-х вместе с белорусским математиком Гуревичем Владимиром Юрьевичем начинается большой цикл исследований по оптимизации, как структуры школьной математики, так и оптимизации понятийного аппарата школьных учебников математики. Первый этап исследования был по учебнику А. Н. Колмогорова «Геометрия-6». Была создана теория оптимизации содержания школьных учебников. Результат – более 15% экономии учебного времени.

Основные издания:

1. Монахов В.М., Гуревич Ю.В. Об одном методе системного анализа внутрипредмет-ных связей. -// М.: «Математика в школе», № 2, 1980.

2. Монахов В.М., Гуревич Ю.В. Оптимизация объема и структуры учебного материала. // М.: «Советская педагогика», № 12, 1980.

3. МонаховВ.М., Гуревич В.Ю. Эффективность системы уроков математики//Ташкент, ТашГПИ им.Низами, 1982.

7. — В 1983 г. -В.М. Монахов инициирует эксперимент по теоретической разработке учебных планов. С именем В.М. Монахова в советскую школу был -введён базисный учебный план. Вадим Макариевич вспоминает: « О базисном учебном плане я впервые доложил Комиссии Политбюро 17 августа 1983 года. 11 лет ушло на то, чтобы министерство поняло, что его надо вводить. Назначение базисного плана в том, что вместо -матрицы учебных предметов были созданы предметные области знаний, и тогда легче маневрировать при дифференциации школ. Базисный план даёт директору школы свободу, чтобы усиливать отдельные предметы, -переносить часы по вертикали из одного класса в другой и т.д. — Я говорил раньше и сейчас считаю, что эффективность и продуктивность -базисного учебного плана в нашей школе не более 10%. До этого Академия не имела ни теорию создания учебного плана, ни технологию его разработки. Накопив большой опыт, я создал технологию проектирования учебного плана». —

8. — 1985 год. Историческое начало компьютеризации всей страны. Политбюро ЦК КПСС поручает В.М. Монахову и А.П.Ершову создать учебник по информатике для средних учебных заведений, школы, ПТУ, техникумы. Учебник был создан за 45 дней.

Основные издания

1. Учебное пособие: «Основы информатики и вычислительной техники» А. П. Ершов и В. М. Монахов. Часть 1. Просвещение, 1985.

2. Учебное пособие: «Основы информатики и вычислительной техники» А. П. Ершов и В. М. Монахов. Часть 2. Просвещение, 1986.

3. Методическое пособие: «Основы информатики и вычислительной техники» А. П. Ершов и В. М. Монахов. Часть 1. Просвещение, 1985.

4. Методическое пособие: «Основы информатики и вычислительной техники» А. П. Ершов и В. М. Монахов. Часть 2. Просвещение, 1986.

5. Монахов В.М. Компьютерная грамотность в советской школе. Канада, «Форум», 1985.

6. Монахов В.М. «Информатика». Советско-болгарский учебник (под редакцией П.Х. Бырнева и В.М. Монахова). Выпуск 1. Экспериментальные учебные материалы. М.: НИИ СиМО АПН СССР, 1988.

7. Монахов В.М. Пакет педагогических программ по курсу «Основы информатики и вычислительной техники. М.: Киев, 1988

9. — В 80-е В.М. Монахов выдвигает идею о создании теории проектирования методической системы с наперёд заданными свойствами, которая должна была естественно изменить и дидактику, и методику, и педагогику. В настоящее время теория фактически разработана, так же создана технология проектирования таких систем.

В 1993 году Вадим Макариевич начинает работу в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А.Шолохова (в настоящее время Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова). Сначала работал профессором кафедры «Алгебра и методика преподавания». Заведующим кафедрой был А.Г. Мордкович. Затем становится заведующим кафедрой «Методика обучения математике -и педагогических технологий». С 2002 по 2008 годы был деканом факультета математики и информатики. —

В 90-е годы В. М. Монахов предлагает параметрическую модель учебного процесса, которая затем трансформируется в технологическую карту учебной темы любого учебного процесса.

Как обобщение и систематизация опыта учительства страны В.М.Монахов разрабатывает педагогическую технологию учебного про-цесса, технологию проектирования методической системы обучения (МСО), технологию проектирования траектории образования и воспита-ния. К 1995 г. это направление оформляется в виде теории педагогических технологий.

Основные издания:

1. Монахов В.М. От традиционной методики к новой технологии обучения. М.-Тула, Будрус, -1993. — 143 с.

2. Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебно-го процесса, -– Волгоград: Перемена, 1995. -–152 с. —

3. Монахов В.М. Технологические основы конструирования учебного процесса. — -М.- Тула: ИПК, 1995. —

4. Монахов В.М. Проектирование программ развития учащихся. Педагогическая техно-логия академика В.М. Монахова. М.-Новокузнецк ИПК 1997.

5. Монахов В.М., Никулина Е.В. Изучаем технологию В.М.Монахова за семь дней. Но-вокузнецк, 1997.

6. Монахов В.М. Технологическая карта – паспорт проекта учебного процесса. М.-Новокузнецк: ИПК, 1997.

7. Монахов В.М. Профессиональная педагогика: Учебник / Под ред. С.Я. Батышева. – М.: Ассоциация «Профессиональная школа», 1997г.

8. Монахов В.М. Педагогическая практика: целеполагание, проектирование профессиональной деятельности, оптимизация проекта. Москва, МГОПУ, «Альфа» 1998.

9.Монахов В.М. Конструирование информационных карт развития учащихся. Улья-новск 1999.

10. Монахов В.М., Мордкович А.Г. Алгебра-7. Технологический учебник. Москва-Новокузнецк, -НИПК 1999.

11. Монахов В.М., Нижников А.И. Учебный курс «Математический анализ» в педаго-гическом университете: проектирование, тенденции развития, внедрение, результаты опытно-экспериментальной работы. Москва, МГОПУ, «Альфа» 1999.

12. Методическая система изучения курса математического анализа (для педагогиче-ских университетов). Ч. 1 / А.И. Нижников, В.М. Монахов, Т.К. Смыковская– М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999.

13. Методическая система изучения курса математического анализа (для педагогиче-ских университетов). Ч. 2 / А.И. Нижников, В.М. Монахов, Т.К. Смыковская. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 1999. —

14. Монахов В.М., Руденко Т.Б .Как осваивать педагогическую технологию В.М. Мо-нахова. Ульяновск 1999.

15. «Типичные ошибки и технология их преодоления» — в серии «Школа современно-го учителя» — (авторская методика коррекционной работы по математике, русскому языку ,информатике, физике, географии, классы 1 — 3, 5 — 6, 7 — 9 — 11) Ульяновск, 1999 (15 книг).

16. Монахов В.М., Смыковская Т.К. Методическая система учителя инновационной школы: функционирование, развитие, ориентация на формирование творчества уча-щихся. Волгоград, «Бланк» 2000.

17. Монахов В.М., С.К. Исламгулова. Паспорт учебного процесса. Алматы, приложе-ние к журналу «Творческая педагогика» 2000 . (30 книг)

18. Монахов В.М., Смыковская Т.К. Дидактический практикум «Конструирование соб-ственной методической системы учителя информатики». Москва, изд-во «Альфа», 2002.

19. Монахов В.М., Смыковская Т.К. Развитие методической системы преподавателя вуза в условиях освоения компьютерной технологии, Москва, изд-во «Альфа», 2002.

20. «Паспорт образовательного процесса» — по основным школьным предметам, Вол-гоград, 2002 г. (32 книги).

21. Монахов В.М., Власов Д.А и др. Педагогические технологии как дидактический инструментарий модернизации образования. Москва — Тольятти, Волжский уни-верситет им. В.Н. Татищева, 2004.

22. Монахов В.М., Васекин С.В., -и др. Педагогические объекты. Педагогическое про-ектирование. KNOW HOW технологии: Учеб.пособие.-Тольятти: ВУиТ, 2004.

23. МонаховВ.М. Введение в теорию педагогических технологий: монография.-Волгоград: Перемена, 2006.

24. «Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве г.Тольятти»:монографический сборник трудов научно-практической конферен-ции.Тольятти:ВУиТ, 2006г.

25. Атлас технологических карт (по основным школьным предметам). Дидактические практикумы для студентов педагогического вуза. Москва-Тольятти: МГОПУ им. М.А.Шолохова, 2007 г. (16 книг)

26. Монахов В.М. -Педагогическая технология В.М.Монахова от А до Я: самоучитель проектирования учебного процесса: Липецк: ИРО, 2007г.

27. Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве г.Тольятти:монографический сборник трудов II научно-практической конферен-ции.Москва-Тольятти: МГГУ им. М.А.Шолохова, 2008г.

28. Педагогические технологии В.М.Монахова в образовательном пространстве Кызы-лординской области:монографический сборник трудов научно-практической конфе-ренции. Кызылорда: «Тумар», 2008г.

29. МонаховВ.М. Технология реализации компетентностного подхода в профессио-нальной подготовке ИТ-специалистов. Материалы Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование»,-М.:ИНТУИТ.РУ,2009г.

30. Монахов В.М. Методологические основания разработки технологий построения систем образования с заданными свойствами. Материалы Международной научно-практической конференции-М:РИЦ МГГУ им.М.А.Шолохова.,2010г.

31. Монахов В.М. Методологические вопрсы ИТ-образования, связанные -разработкой технологий построения систем образования с наперёд заданными свойствами. Мате-риалы Международной научно-практической конференции»,-М.:ИНТУИТ.РУ,2010г.

Отдел писем газеты «Педагогический вестник» в конце 90-х годов констатировал, что более 6000 школ России и ближнего зарубежья работают по педагогической технологии В.М. Монахова. Учителя, проработавшие 2-3 года по технологии, существенно совершенствовали структуру учебного процесса, находили инновационные методические решения. В этот период выходит пособие В.М. Монахова, С.В. Васекина «Оптимизация учебного процесса», в котором идеи Ю.К. Бабанского получили инструментально-технологический аппарат реализации. Тысячи учителей начинают осваивать методы оптимизации при проектировании учебного процесса по своему предмету, добиваясь существенной экономии учебного времени

В 1997 г. в Новокузнецке состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Педагогическая технология В.М. Монахова. Методология. Внедрение. Развитие», где были представлены все регионы, работающие по технологиям В.М. Монахова. Глубинные закономерности учебного процесса, выявленные с помощью указанных технологий, стали теоретической основой дальнейшей информатизации школьного образования и создания технологических учебников как атлосов технологических карт. —

— — — — В 2003 году, реализуя решение Академии творческой педагогики о создании центров педагогической технологии В.М. Монахова, в городе Тольятти зарегистрирована Автономная некоммерческая организация «Центр педагогических технологий В.М. Монахова», научным руководителем которого является Вадим Макариевич Монахов. —

— — — Деятельность Центра связана с обучением педагогических коллективов технологиям В.М. Монахова, внедрением технологий в массовую образовательную практику, дальнейшим их -развитием. В Центре разработана и апробирована технология целенаправленной подготовки учащихся к ЕГЭ, разработана компьютерная система аналитической обработки результатов диагностик учащихся, ведётся работа над модификацией технологии В.М.Монахова к компетентно-стно-контекстному формату обучения. -Под руководством Центра организовано и проведено пять -научно-практических конференций в России и ближнем зарубежье, ведётся массовое консультирование педагогов-практиков. Результаты работы Центра докладывались на международных научно-практических конференциях. — —

Контакты: -vmmonakhov@mail.ru —