Формирование и развитие кадрового потенциала региональной системы образования

Преподаватель: Перевертайло А.С.

Цель: формирование представлений об управлении кадровыми ресурсами в качестве важного инструмента модернизации региональных образовательных систем.

Задачи:

  • сформировать у студентов общие представления об основных проблемах формирования и развития кадрового потенциала региональной системы образования-
  • раскрыть сущность и содержание управления кадровыми ресурсами региональной образовательной системы-
  • через знание модульно-компетентностного принципа сформировать у студентов навыки проектирования и реализации программ дополнительного профессионального образования для работников региональной образовательной системы-
  • обеспечить усвоение студентами способов проектирования и реализации современных и перспективных моделей региональных систем повышения квалификации работников образования.

В рамках дисциплины изучаются следующие темы:

1. Управление кадровыми ресурсами региональной образовательной системы

Кадровые ресурсы региональной системы образования. Категории работников системы образования: руководящий и — педагогический персонал- персонал, не — задействованный в — учебном — процессе. Проблема трудо-избыточности системы образования. Возрастная структура кадров региональной системы образования. — Проблема «старения» педагогических кадров. Управление кадровыми ресурсами. Оплата труда педагогических кадров, проблема ее повышения до уровня средней в экономике региона. Новая система оплаты труда. Переход на эффективный контракт. Показатели эффективности работы руководителей и работников образовательных организаций. Привлечение в систему образования совместителей из реальных секторов экономики. Сущность и цели системы управления персоналом в отдельной образовательной организации. Методы управления кадрами. Разработка и реализация программы мероприятий совершенствования системы управления персоналом.

2. Требования к компетенциям работников системы образования и управление квалификациями

Уровни квалификации педагогических кадров и квалификационные категории. Требования к квалификации работников системы образования. Профессиональные стандарты для видов профессиональной деятельности в системе образования. Изменение содержания деятельности преподавателя и руководителя в современных условиях. Надпрофессиональные компетенции работников системы образования. ИКТ — компетентность педагогов. Управленческие, финансовые и проектные компетенции руководителей. Компетенции педагогов и руководителей как образовательные результаты программ ДПО. — Требования по объему и периодичности повышения квалификации профессионально-педагогическими работниками. Аккредитационные показатели в части повышения квалификации работников образования. Система аттестации педагогических кадров. Управление квалификациями кадров как инструмент модернизации региональной системы образования. Место оценки качества квалификаций работников образования в независимой системе оценки качества образования.

3. Проектирование и реализация программ дополнительного профессионального образования для работников региональной образовательной системы

Непрерывность образования в системе повышения квалификации работников образования. Виды программ ДПО. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам. Критерии качества ДПО и его комплексная оценка. Макеты программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки. Формы реализации программ ДПО. Стажировки преподавателей на базе работодателей (товаропроизводителей) и корпоративных центров. Адаптационные программы, модульные программы усовершенствования, профильные (специализированные) программы, базовые (восполняющие) программы, проблемные курсы, дистанционные курсы, семинары, тренинги, круглые столы, мастер-классы, конкурсы педагогического мастерства, фестивали, научно-практические конференции, педагогические чтения, публикации.

4. — Традиционная модель региональной системы повышения квалификации работников образования и ее критика

Региональная система повышения квалификации работников образования. Полномочия региональных органов государственной власти по организации подготовки, переподготовки, повышения квалификации и проведения аттестации педагогических работников региональных и муниципальных образовательных организаций. Провайдеры образовательных услуг в системе повышения квалификации. Исторический экскурс: повышение квалификации российских учителей в XIX — XX вв.: педагогические музеи, съезды учителей, союзы учителей, педагогические общества, педагогические курсы. Постсоветская «монопольная» система повышения квалификации (региональных учебно-методических центров, ФПК, ИПКРО (ИРО)) и ее «невстроенность» в механизмы решения стратегических задач модернизации образования. Проблемы слабой ориентации СПК на рост уровня квалификации слушателей, отсутствия простых и быстродействующих механизмов обнаружения и распространения инновационных практик, возникающих в «точках роста».

5. — Современные и перспективные модели региональной системы повышения квалификации работников образования

Идея построения продуктно-ориентированной системы повышения квалификации педагогов и менеджеров образования. Модели мотивации менеджмента и персонала образовательных организаций по конечным результатам с учетом специфики решаемых задач.
Система конкурсного распределения регионального заказа на повышение квалификации педагогических работников. Региональная система — территориальных центров — повышения — квалификации — и переподготовки кадров. — Сетевые объединения образовательных организаций регионального и муниципального уровней, реализующих программы ДПО педагогических и руководящих работников.
Ваучерная система финансирования повышения квалификации. Именной образовательный чек на повышение квалификации работника образования. — —
Накопительная система повышения квалификации педагогических и управленческих кадров. Модульно-накопительная система — повышения квалификации с использованием зачетных единиц по индивидуальным образовательным траекториям. Организация повышения квалификации работников образования по кредитно-модульной системе (Болонская декларация). Основные понятия кредитно-модульной системы: модуль, зачетный кредит, системы измерения и сравнения результатов обучения ECTS.
Использование ресурсов корпоративных сетей подготовки кадров региональной системой ПК.