Адрес факультета: ул. 3-я Владимирская, д. 7
Проезд: от ст. м. «Перово» пешком 15 мин.
Деканат: 8 (495) 672-12-50
каб.15
Зам.директора по учебной работе
Кузнецова Ирина Михайловна
8 (495) 672-12-50
каб.15
Кафедры 8 (495) 672-04-96
каб.18
Помощник директора по воспитательной работе
Мокрушина Наталья Юрьевна
8 (495) 672-04-96
каб.18
Написать нам или задать вопрос Вы можете, отправив свое письмо на адрес: mggu2008@mail.ru
Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник по специальности ,,Методика преподавания иностранных языков”- профессор по кафедре теории и практики обучения иностранным языкам- академик Международной академии наук педагогического образования (МАНПО). Действительный член (академик) Международной академии акмеологических наук.
Образование:
Окончил факультет иностранных языков Коломенского педагогического института по специальности «английский язык», получив квалификацию и звание учителя английского языка средней школы (1971). Обучался в заочной (1980–1981), а затем в очной (1981–1984) аспирантуре при кафедре методики преподавания иностранных языков Московского государственного педагогического института им. В.И. Ленина. Кандидат педагогических наук (1984), старший научный сотрудник по специальности ,,Методика преподавания иностранных языков» (1989)- доцент по кафедре иностранных языков (1993)- член-корреспондент (1997) Международной академии наук педагогического образования (МАНПО)- профессор по кафедре теории и практики обучения иностранным языкам (2000)- академик МАНПО (2000). Действительный член (академик) Международной академии акмеологических наук (2005).
Опыт работы: — — —
Работал учителем английского языка в Дедовской средней школе № 1 Истринского р-на Московской области (1971–1979), мл. научным сотрудником (1975–1981) и ст. научным сотрудником (1984–1989) лаборатории обучения иностранным языкам НИИ школ Министерства просвещения РСФСР, старшим преподавателем (1989) и доцентом (1990–1994) кафедры иностранных языков Московского государственного заочного педагогического института (МГЗПИ), был назначен и позднее избран по конкурсу первым заведующим кафедрой теории и практики обучения иностранным языкам, единственной в -1994–95 гг. специализированной кафедрой на факультете иностранных языков, созданном в 1994 году в -Московском государственном открытом педагогическом институте- профессором кафедры теории и практики обучения иностранным языкам Московского государственного открытого педагогического университета (1995–2000), профессором кафедры теории и методики преподавания иностранных языков Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова (2000–2001), профессором кафедры иностранных языков Московского открытого социального университета (2001–2007 – на условиях внешнего совместительства), профессором кафедры теории и практики межкультурной коммуникации (2004), профессором кафедры перевода и переводоведения (2004–2006). С сентября 2006 года по 2010 год -– профессор кафедры теории и практики преподавания иностранных языков, а с 2010 года по настоящее время -– профессор кафедры теории и методики преподавания иностраных языков -Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.
— — — Рыбаков М.Д. – специалист в области теории и методики обучения иностранным языкам в общеобразовательных организациях и в области педагогики высшей школы. Круг научных интересов – лингвопсихология и лингвопедагогика, теория методики и технологии обучения иностранным языкам в общеобразовательных организациях, в неязыковых и языковых организациях высшего образования, теория и методика высшего профессионального педагогического образования. Разработал классификацию деятельности вербального общения -на подвиды -и разновидности- разработал методику специальной психолого-педагогической речемыслительной тренировки (СППРМТ) с целью формирования у обучающихся оптимального речедеятельностного состояния для повышения эффективности овладения иностранным языком- разработал теоретические и практические аспекты учебно-методического обеспечения компьютеризованного обучения иностранным языкам в начальной и средней школе.
Общий стаж работы и опыт работы по специальности —– 43 года.
Научная деятельность:
Рыбаков М.Д. выделил лингвопсихологические единицы общения, лингвопедагогические единицы и лингвопедагогические механизмы обучения общению- разработал научно-практические основы интегративно-функционального метода как нового научного направления в технологии обучения иностранным языкам и применил их для разработки лингвопедагогических (лингводидактических и лингвометодических) основ использования различных по типу языков общения – языков вербального, невербального и артофункционального (художественно-образного) общения в процессе профессиональной подготовки будущего педагога – воспитателя, учителя, специалиста-преподавателя.
— — — Рыбаков М.Д. разработал новое научное направление в лингвопедагогике – -теорию и методику формирования лингвопедагогической культуры- установил и сформулировал закон перехода совокупно функционирующих подвидов деятельности вербального общения субъекта в генетически соответствующие им разновидности- установил и сформулировал закономерность формирования, взаимоперехода и распада подвидовых и разновидностных комплексов коммуникационных процессов в генетически соответствуюущие им разновидности, разработал концепцию формирования полилингвосоциокультурной личности обучающегося.
Имеет учеников, защитивших диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук.
Читаемые курсы:
Рыбаков М.Д. читает курсы лекций, проводит семинары и практические занятия по дисциплинам: «Психология и педагогика», «Педагогическая антропология», «Теория обучения иностранным языкам», «Теоретические основы преподавания английского языка в вузе», «Практическая методика преподавания английского языка в вузе». «Лингвопедагогическая культура (авторская программа и содержание курса)».
Повышение квалификации за последние 5 лет (2010–2014 гг.)
Дата начала и окончания | Наименование курса, наименование образовательной организации |
25.10.10-16.12.10 | ,,Современные психолого-педагогические технологии в высшей школе» (72 час)- Московский педагогической государственный университет. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Регистрационный номер 556-10 |
02.04.12-18.04.12 | Новые информационные технологии в работе учителя/преподавателя. Работа с интерактивным комплексом ,,МИМИО» (24 час)- Московский государственный университет им. М.А. Шолохова. Сертификат № 0129 |
20.04.12-20.04.12 | -,,Электронные образовательные ресурсы для начальной школы» (4 час)- Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Сертификат участника научно-практического Интернет-семинара № 0137 |
25.05.12-25.05.12 | -,,Электронные образовательные ресурсы для занятий по русскому языку и литературе» (4 час)- Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Сертификат № 0142 |
21.01.13-09.02.13 | «Методика обучения иностранному языку -с использованием информационнно-коммуникационнных технологий» (72 час)- Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Регистрационный № 018 |
14.10.14-26.11.14 |
«Подготовка педагога к работе дистанционно с использованием ЭОТ (на примере СДО Moodle)» (108 час)- Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова. Удостоверение о краткосрочном повышении квалификации. Регистрационный № 106. Город Москва год 2014 |
Публикации: — —
Рыбаков М.Д. -– автор более 100 научных и учебно-методических трудов.
Учебники английского языка и методические пособия для учителей, одним из авторов которых является М.Д. Рыбаков, -с 1980 по 2004 гг. -использовались в качестве допущенных (утвержденных) и рекомендованных Министерством просвещения РСФСР (позднее Министерством народного образования РСФСР, ещё позднее Министерством общего и профессионального образования РФ) основных учебников английского языка для IV–V классов (позднее для V–VI классов) средней школы на территории Российской Федерации. Эти учебники использовались также в качестве основных учебников английского языка в средних школах Союзных Республик СССР и были переведены на украинский и молдавский языки.
Научные интересы:
В настоящее время М.Д. Рыбаков занимается решением научных и учебно-методических проблем, относящихся к сфере гуманизации образования и повышения уровня лингвопедагогической культуры воспитателя, учителя, преподавателя, вопросами интенсификации, оптимизации и повышения эффективности -обучения английскому языку учащихся общеобразовательных организаций, методикой компьютеризованного обучения иностранным языкам.
Основные сочинения:
Английский язык. Учебное пособие для 4 класса средней школы.– М.,1980 (в соавторстве). Книга для учителя к учебнику английского языка для 4 класса средней школы.– -М., 1980 (в соавторстве). Английский язык. Учебное пособие для 5 класса средней школы. -– М.,1981 -(в соавторстве). Книга для учителя к учебнику английского языка для 5 класса средней школы.– М., 1981 (в соавторстве). Учебные материалы и методические рекомендации для организации самостоятельной работы школьников по английскому языку с использованием ЭВМ.– М., 1989. — Английский язык. Программа для высших школ неязыковых специальностей. – М., 1993. Социализация детей в американской семье: Монография.– -М.,1999 (в соавторстве). Гуманитаризация высшего профессионального образования: иностранный язык. -Монография.– -М.,1999 (в соавторстве).
—
К отчету о работе Рыбакова М.Д. во второй половине -дня в 2013–14 учебном году (на 0,5 ставки профессора по основному месту работы)
—
Участие в научных и научно-практических конференциях в 2013–14 учебном году -по данным на 04.06.2014
Рыбаков М.Д. принял участие в 8 международных и 1 межвузовской конференции
—
-Научные и учебно-методические работы М.Д. Рыбакова, опубликованные и подготовленные к изданию -в 2013–14 учебном году -по данным на 04.06.2014 —
1. Вторичные мысленные образы в процессе формирования будущего юриста как полилингвальной полисоциокультуной личности // Инновации в преподавании иностранных языков студентам-юристам : межвуз. науч.-практ. конф. (Москва 21 марта 2013 г. / Отв. ред. А.А. Лебедева). -– М.: РПА Минюста России. -– С. 130–132 (0,19 п.л.). Сборник статей вышел из печати -в декабре 2013 года.
2. Использование электронной интерактивной приставки»МИМИО» и инструментов ,,Студия Мимио» дляобучения английскому алфавиту // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам: Сборник научных статей по итогам ежегодного семинара 11 апреля 2013 года / Под ред. О.А.Чекун. -– М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. -– Вып II. – С. 36-52 (0,74 п.л.). —(Сбрник статей вышел из печате в сентябре 2013 г.).
3. Учитель как лингвопедагогическакя коммуникативно-деятельная личность // Педагогическое образование: Вызовы XXI ве-ка : материалы IV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога, академика В.А. Сластенина (Белгород, 17–18 октября 2013 г.) / Отв. ред. И.Ф. Исаев. -– Белгород : ИД ,,Белгород», 2013. -– С. 105–108 (0,23 п.л.).
4. Использование электронной интерактивной приставки ,,Мимио» и инструментов ,,Студия Мимио» в первые недели обучения английскому языку при работе с количественными числительными // Сборник статей по итогам ежегодного научного семинара 26 ноября 2013 года / Под ред. О.А. Чекун. -– М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. – Вып. III. – С. 92–108 (0,58 п.л.).
5. Электронная звуковая таблица «NUMERALS» для обучения английским названиям количественных числительных // Пер-спективы развития науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2014 г. -: в 15 частях. -– Часть 9- М-во обр. и науки РФ- Тамбов: Изд-во ТРОО ,,Бизнес -– Наука -– Общество», 2014. -– С. 117–127 (0,35 п.л.). Информация об опубликованой статье представлена в системе РИНЦ.
6. Социализация будущего педагога в процессе его формирования как полилингвосоциокультурной личности // Профессиона-лизм педагога: сущность, содержание, перспективы развития : научные труды Международной научной конференции 14–15 марта 2014 г. / ред. коллегия: Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский. -– М.: МАНПО- Ярославль: Ремдер, 2014. -– -С. 575–578 (0,30 п.л.).
7. Социализация личности будущего юриста в процессе полилингвосоциокультурной профессиональной подготовки // Теоре-тические и прикладные вопросы образования : сборник -науч. трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2014 г. : -в 13 частях. – Часть 1. — М-во обр. и науки Российской Федерации. Тамбов.: Изд-во ООО ,,Консалтинговая компания Юком», 2014. – C. 128-131 (0,20 п.л.). Информация об опубликованой статье предcтавлена в системе РИНЦ.
8. Основные классификационные параметры и характеристики упражнений для обучения языкам вербального общения // Вопросы образования — науки: теоретический и методический аспекты : по материалам международной научно-практической конференции 31 мая 2014 года : в 13 частях. – Часть 2- М-во обр. и науки. Тамбов: Изд-во ООО ,,Консалтинговая компания Юком» 2014. -– C. 113-120 -(0.56 п.л.). Информация об опубликованой статье представлена в системе РИНЦ
9. Иерархизация принципов для организаци системы полилингвосоциокультурного образования и обучения различным по типу языкам общения // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам : Сборник научных статей по материалам международной научной конференции 15 мая 2014 года / Отв. за вып. О.А. Чекун. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – (0,58 п.л.). Статья принята к публикации.
10. Типология упражнений в системе полилингвосоциокультурного образования и обучения различным по типу языкам обще-ния // Инновационные подходы в обучении иностранным языкам : Сборник научных статей по материалам международной научной конференции 15 мая 2014 года / Отв. за вып. О.А. Чекун. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – (0,51 п.л.). Статья принята к публикации.
11. -Лингвопедагогическая культура как средство социализации будущего воспитателя, учителя, преподавателя // Педагогическое образоание: вызовы XXI века : материалы V Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого-педагога В.А. Сластенина (Смоленск, 18–19 сентября 2014 г.). / Отв. ред. Н.Е. Мажар. -– Смоленск: Смоленский гуманитарный университет, 2014. – (0,33 п.л.). Рукопись статьи отослана в Смоленский гуманитарный университет для публикации, принята к публикации.
12. Электронная звуковая таблица «ABC» для овладения названиями и последовательностью букв английского алфавита. -– 0,64 п.л. – Рукопись статьи полностью подготовлена для публикации.
13. Психолого-педагогическиен аспекты формирования учителя как лингвопедагогической коммуникативно-деятельностной личности -// Педагогическое образование и наука. – 2014. -– № 6?. -– (0,52 п.л.). Статья принята к публикации [Журнал ВАК РФ]. Публикация войдет в систему -РИНЦ.
14. Работа с электронной таблицей «NUMERALS» для обучения английским названиям количественных числительных в музыкально-звуковом режиме. – (0,63 п.л.) Рукопись статьи полностью подготовлена для публикации.
Итого: общий объем -опубликованных и подготовленных к печати статей -составляет 6,24 п.л.
—
Полные тексты статей М.Д. Рыбакова, опубликованных -в 2013–14 уч. году
-Начальные страницы статей М.Д. Рыбакова, подготовленных к публикации в 2014 году (Автор готов подтвердить для отчета наличие у него полных текстов – электронных вариантов и твердых копий рукописей статей – -по специальному запросу. Полные вариаты статей будут представлены на личной страничке автора после их опубликования.
Благодарственное письмо М.Д. Рыбакову ректора МГГУ им. М.А. Шолохова В.Д. Нечаева от 04.10.2013
—
2014–15 учебный год
—
К отчету Рыбакова М.Д. о работе во второй половине -дня в — I -учебном полугодии 2014–15 учебного года (на 0,25 ставки профессора по основному месту работы)
—
—
Участие в научных и научно-практических конференциях в I -учебном полугодии -2014–15 учебного года (по данным на 31.12.2014)
Рыбаков М.Д. принял участие в -4 международных и 1 Всероссийской -конференции
—Участие в научных и научно-практических конференциях во II -учебном полугодии -2014–15 учебного года (по данным на 31.05.2015)
Рыбаков М.Д. принял участие в -2 международных -научно-практических конференциях
ИТОГО:
Участие в научных и научно-практических конференциях в I–II учебном полугодии -2014–15 учебного года (по данным на 31.05.2015)
Рыбаков М.Д. принял участие в -6 международных и 1 Всероссийской -конференции
—
-Научные и учебно-методические работы М.Д. Рыбакова, опубликованные -и подготовленные к изданию -в -I учебном полугодии 2014–15 учебного года —(по данным на 31.12.2014) —
1. Иерархизация принципов для организации системы полилингвосоциокультурного образования и обучения различным по типу языкам общения // Cовременное языковое образование: инновации, проблемы, решения : Сборник научных трудов -// Отв. ред. О.А. Чекун. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – С. 51–64 -(0,58 п.л.). Информация об опубликованной статье представлена в системе РИНЦ.Электронная версия сборника опубликована в Электронной библиотеке и находится в свободном доступе.
2. Типология упражнений в системе полилингвосоциокультурного образования и обучения различным по типу языкам общения // — Cовременное языковое образование: инновации, проблемы, решения : Сборник научных трудов — -// Отв. ред. О.А. Чекун. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. – С. 65-71. – (0,51 п.л.). Информация об опубликованной статье представлена в системе РИНЦ. —Электронная версия сборника опубликована в Электронной библиотеке и находится в свободном доступе.
3. Лингвопедагогическая культура как средство социализации будущего воспитателя, учителя, преподавателя // Педагогическое образование: вызовы XXI века : Cборник научных статей V Всероссийской научно-практической конференции. Смоленск, 18–19 сентября 2014 г. : в 2 т.- под общ. -ред. Н.Е. Мажара. -– Смоленск: Универсум, 2014. – Т.1. — – С. 182 –187. -– (0,33 п.л.).
4. Работа с электронной таблицей «NUMERALS» для обучения английским названиям количественных числительных в музыкально-звуковом режиме // Актуальные вопросы образования и науки: сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 30 сентября 2014 г. – в 11 частях. – Часть 5 — М-во обр. и науки РФ — Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – — С. 108–120. -– -(0,63 п.л.). Информация об опубликованной статье представлена в системе РИНЦ. Электронная версия сборника опубликована в Электронной библиотеке и находится в свободном доступе на сайте: ucom.ru
-5. Полилингвосоциокультурное образование как условие формирования полилингвосоциокультурной личности // Актуальные проблемы теоретической и прикладной лингвистики и оптимизации преподавания иностранных языков : IV Международная научная заочная конференция (7–8 октября 2014 года) : сборник материалов / отв. ред. Ю.И. Горбунов. – Тольятти : изд-во ТГУ, 2014. С. 196–202. -– — (0,38 п.л.).
6. Комплект электронных звуковых таблиц «ENGLISH SOUNDS and TRANSCRIPTION SIGNS» для обучения английским звукам и знакам фонетической транскрипции // Наука и образование в ХХI веке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 октября 2014 г. : — в 17 частях. Часть 10. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С. 114–126 -(0,79 п.л.). Информация об опубликованной статье представлена в системе РИНЦ. Электронная версия сборника опубликована в Электронной библиотеке и находится в свободном доступе на сайте: ucom.ru.
-7. Звуковые электронные таблицы для обучения английским звукам и знакам фонетической транскрипции // Современные тенденции в образовании и науке : —сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции -28 ноября 2014 г. : — в 14 частях. Часть 10. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С. 99–102. – (0,41 п.л.). Информация об опубликованной статье представлена в системе РИНЦ. Электронная версия сборника опубликована в Электронной библиотеке и находится в свободном доступе на сайте: ucom.ru.
8. Педагог как полилингвосоциокультурная коммуникативно-деятельностная профессионально компетентная личность // Инициативы XXI века. —– —2014. —– —№ 4. —– —С. -67–69. – (0.54 п.л.) [Журнал ВАК РФ]. —Информация об опубликованной статье представлена в системе РИНЦ. Электронная версия -журнала -опубликована в Электронной библиотеке РИНЦ и находится в свободном доступе.
Итого: общий объем -опубликованных и подготовленных к публикации -статей -в I учебном полугодии (по данным на 31.12.2014) составляет -4,17 п.л.
—
Начальные страницы статей М.Д. Рыбакова, опубликованных и подготовленных к публикации —в I -учебном полугодии -2014–15 учебного года —(Автор готов подтвердить для отчета наличие у него полных текстов – электронных вариантов и твердых копий рукописей, а также опубликованных статей – -по специальному запросу).
—
Научные и учебно-методические работы М.Д. Рыбакова, опубликованные -и подготовленные к публикации -во -II учебном полугодии 2014–15 учебного года —(по данным на 31.05.2015) —
9.Звуковая электронная таблица «ABC» для овладения названиями и последовательностью букв английского алфавита // Теоретические и прикладные вопросы науки и образования : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 января 2015 г. : — в -16. частях. Часть 5. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2015. – С. 99–108. – (0,76 п.л.). Информация об опубликованной статье -представлена в системе РИНЦ. Электронная версия сборника -опубликована в Электронной библиотеке и находится в свободном доступе на сайте: ucom.ru.
10.Упражнение, учебная задача, учебное задание в процессе обучения и формирования лингвопедаогической культуры // Профессионализм педагога: сущность, содержание, перспективы развития : научные труды Международной научной конференции 17–18 марта 2015 г. / ред. коллегия: Е.И. Артамонова, М.Я. Виленский. -– М.: МАНПО- Ярославль: Ремдер, 2015. -– -С. 534–537. – -(0,33 п.л.).
Начальные страницы статей М.Д. Рыбакова, опубликованных и подготовленных к публикации во II учебном полугодии -2014–15 учебного года —(Автор готов подтвердить для отчета наличие у него полных текстов – электронных вариантов и твердых копий рукописей, а также опубликованных статей – -по специальному запросу).
Итого: общий объем -опубликованных и подготовленных к публикации -статей -во II учебном полугодии (по данным на 31.04.2015) составляет -1,09 п.л.
-Всего: общий объем -опубликованных и подготовленных к публикации -статей -в I–II учебных полугодиях 2014–15 учебного года —(по данным на 31.05.2015) составляет -4,17 п.л. + 1,09 п.л.) = 5,26 п.л.
Кроме того, Рыбаковым М.Д. разработаны:
1. Рукописный и машинный варианты электронного образовательного ресурса (ЭОР) по дисциплине «Теория обучения иносттанным языкам» по разделу «Обучение письменно-речевому общению» по теме «Обучение чтению». Машинный вариант этого ЭОР находится на сайте vos inifo.ru МГГУ им. М.А. Шолохова (на кафедре ЭО и ДОТ).– 2,54 п.л.
—Разработка осуществлялась в процессе повышения квалификации в октябре —– ноябре 2014–15 уч. года на кафедре ЭО и ДОТ МГГУ им. М.А. Шолохова и в марте – июне 2015 года.
—
ВНИМАНИЕ!
М. Д. Рыбаков, работавший ранее на кафедре теории и методики преподавания иностранных языков Московского государственного гуманитарного университета имени М. А. Шолохова (МГГУ им. М. А. Шолохова), в связи с присоединением данного университета в 2015 году к Московскому педагогическому государственному университету (МПГУ), перешёл на работу на кафедру методики преподавания иностранных языков МПГУ.
—
—
—
—
—
—
Контакты: e-mail: mggu2008@mail.ruл
Министерство образования и науки РФ |
Содержание сайта носит информационный характер. Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный гуманитарный университет имени М.А. Шолохова» 12.10.2015 г. прекратило деятельность в результате реорганизации в форме присоединения к федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет».
|