Мифы о ЕГЭ

ЕГЭ не дает объективной оценки знаний»

На самом деле еще в конце 80-х годов начали говорить о разработке школьных стандартов и о других подходах к оценке результатов обучения. Также образовался разрыв между требованиями к знаниям, предъявляемыми школой и вузами. Традиционная форма выпускных экзаменов в школе во многом зависела от тех, кто учит и кто проводит итоговую аттестацию. А требования, предъявляемые к знаниям поступающих, определялись уровнем знаний преподавателей вузов. Именно поэтому была поставлена задача по разработке единых подходов к оценке уровня знаний на выпускных и вступительных экзаменах.

В отличие от традиционных форм экзаменов, ЕГЭ является независимым инструментом и предъявляет единые требования к оценке уровня освоения школьных программ, что позволяет более объективно и прозрачно провести государственную итоговую аттестацию и осуществлять прием в вузы.

«ЕГЭ устраняет от участия в экзамене школьных учителей и преподавателей вузов»

На самом деле учителя школ и преподаватели вузов играют исключительно важную роль в проведении ЕГЭ. И, прежде всего, они участвуют в составлении контрольных измерительных материалов (КИМов), т. е. заданий для ЕГЭ. От общего числа разработчиков в федеральных предметных комиссиях учителя школ и преподаватели вузов составляют 21% и 47% соответственно.

А при получении знаний роль учителя поистине неоценима!
Что касается процедуры проведения ЕГЭ, то здесь учащиеся демонстрируют приобретенные знания, – это уже объективные результаты, поэтому присутствие школьных учителей и преподавателей вузов, которые непосредственно учат детей, просто утрачивает свою необходимость.

«Дети и родители против ЕГЭ»

На самом деле, как показывают исследования, критические замечания исходят, как правило, от тех, кто еще не имел опыта сдачи ЕГЭ или не разобрался в процедуре его проведения. Недовольны также те родители и дети, которые имели возможность гарантированно поступить, куда пожелали, опираясь на собственные финансовые возможности и нужные телефонные звонки.

Напротив, позитивные отзывы о ЕГЭ дают родители и дети, которые в той или иной степени соприкоснулись с ЕГЭ. Значит, наличие опыта снимает негативное восприятие, заставляя видеть преимущества сдачи ЕГЭ.

«ЕГЭ порождает стрессовые ситуации и вредит здоровью детей»

На самом деле во все времена экзамены всегда связаны с волнениями и стрессами. ЕГЭ, как и любой другой экзамен, не является исключением. Главная задача родителей и учителей – психологически подготовить ребенка, научить его справиться волнением и показать приобретенные знания.

Проведенные НИИ гигиены и охраны здоровья детей и исследования (доклад Кучмы В. Р. на Всероссийском съезде «Здоровое поколение – здоровая Россия» от 18 ноября 2008 г.) показали, что к факторам риска для здоровья российских школьников, помимо трудностей социально-экономического характера и ухудшения экологии, можно отнести снижение их физической активности, чрезмерную интенсивность образовательного процесса, несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей, ухудшение качества питания и материально-технического оснащения образовательных учреждений.
ЕГЭ среди этих факторов не назван!

«ЕГЭ не позволяет вузам принять способных, всесторонне подготовленных абитуриентов»

На самом деле проведение ЕГЭ нацелено на выявление именно подготовленных абитуриентов. ЕГЭ действительно мотивирует подростков учиться. Чем выше результаты ЕГЭ, тем больше шансов для поступления в вузы.

При этом ЕГЭ резко снижает риск поступления «своих» абитуриентов, оставляя единственное основание для зачисления в вуз – уровень продемонстрированных на экзамене знаний.
Кроме того, наряду с введением ЕГЭ предусмотрены расширенные права для поступления в вузы талантливых и способных детей через их участие в различных предметных олимпиадах.
Исследования по успеваемости студентов, поступивших по результатам ЕГЭ, показали, что они мотивированы на обучение и успешно справляются с программами вузов.

«ЕГЭ можно отменить»

На самом деле с 1 января 2009 года вступил в силу Закон о введении ЕГЭ.
Утверждены основные нормативные документы, регламентирующие проведение единого государственного экзамена. Для всех выпускников школ Российской Федерации ЕГЭ становится основной формой государственной итоговой аттестации, результаты которой признаются вузами и ссузами.
1. Путин В.В., Председатель Правительства РФ:
— Что касается ЕГЭ, то здесь есть и минусы, мы об этом уже несколько лет говорим, но есть и плюсы, которые заключаются в борьбе с той же самой коррупцией, и количество молодых людей, которые поступают в лучшие вузы страны за счет сдачи ЕГЭ, кратно увеличилось. На 10% возросло количество абитуриентов, которые принимаются в ведущие вузы из удаленных регионов страны. — Система Единого государственного экзамена (ЕГЭ) функционирует.
2. А.А. Фурсенко, министр образования и науки Российской Федерации:
«Назад пути нет. ЕГЭ будет реализован в том виде, как предусмотрено в законе».