Дефектологический факультет

Контакты

Адрес факультета: Москва, ул. Ташкентская, 18, к. 4

Проезд: ст. м. «Выхино» м/т № 337, до ост. «Школа», авт. № 209 до ост. «Универсам»

Телефон деканата очной формы обучения: 8 (495) 376 76 56
8 (495) 647 44 77 (доб. 36 41)

Телефон деканата очно-заочной формы обучения: 8 (495) 647 44 77 (доб. 36 42)

Телефон деканата заочной формы обучения: 8(495)376-96-11
8 (495) 647 44 77 (доб. 34 52)
8 (495) 647 44 77 (доб. 34 53)

E-mail: mggudef@mail.ru



Новикова Ирина Маратовна

доцент кафедры специальной педагогики и специальной психологии, кандидат педагогических наук

Образование и профессиональная деятельность. — В 1980 г. окончила энергомашиностроительный факультет МВТУ им. Н.Э.Баумана (ныне Московский государственный технический университет им. Н.Э.Баумана) и работала по распределению в научно-исследовательском институте.
В 1991 г. с отличием окончила дефектологический факультет МГЗПИ (ныне Московский государственный гуманитарный университет имени М.А.Шолохова).
Наименование направления подготовки и/или специальности: Дефектология.
Присвоенная квалификация высшего образования: Олигофренопедагог. Логопед вспомогательной школы.
Стаж работы с детьми в должности учителя-логопеда и учителя-дефектолога дошкольных образовательных учреждений комбинированного и компенсирующего вида — 24 года.
В 2007 году защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата педагогических наук — по теме «Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития». Ирина Маратовна имеет ученое звание «доцент по кафедре специальной психологии и клинических основ дефектологии».
Практический педагогический опыт обобщен и представлен в методических рекомендациях, среди которых

  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / И.М. Новикова. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. — 96 с.
  • Новикова И.М. Готовность старших дошкольников с ОВЗ к социальной адаптации и интеграции / И.М.Новикова. — Методические материалы. Приложение к журналу «Дошкольник. Младший школьник». 2011. № 3. – С. 21-28.
  • Педагогические условия формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с особенностями развития / И.М. Новикова. — Вестник МГГУ имени М.А.Шолохова. Серия «Педагогика и психология». 2012, № 2. – С. 23 — 30.
  • Новикова И.М. Дистанционное образование детей с нарушением зрения // Дистанционное образование: педагогу о школьниках с ограниченными возможностями здоровья /Под ред. И.Ю.Левченко, И.В.Евтушенко, И.А.Никольской. – М.:Национальный книжный центр, 2013. – С. 165-186.

Разработанные Ириной Маратовной тематические методические и — дидактические материалы принесли автору победу в V туре Всероссийского конкурса «Методика — XXI», организованного Ассоциацией экологического образования, в номинации «Методика экологического образования в учреждениях дополнительного и дошкольного образования» и — Гран-при Международного конкурса для педагогов и психологов «Лучшая авторская игра», организованного журналом «Игры и игрушки» — при содействии Московского центра психолого-педагогической экспертизы игры и игрушки.
И.М.Новикова ведет активную преподавательскую работу: она читает курсы лекций и проводит практические занятия со студентами по дисциплинам «Психолого-педагогическая диагностика», — «Взаимодействие междисциплинарной команды специалистов», «Основы тифлопедагогики» и др. Ею разработаны программы учебных курсов «Тифлопсихология», «Психология детей с нарушением зрения» (для слушателей курсов дополнительного образования), «Специальная дошкольная здоровьесберегающая педагогика».
Сфера научных интересов Ирины Маратовны включает изучение возможности социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и подготовки их к интеграции в социум средствами здоровьесбережения при сотрудничестве с семьей. По этой проблеме она имеет более 50 опубликованных научных работ, среди которых

  • Новикова И.М. Формирование элементарных представлений — о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Монография. — М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 167 с.
  • Новикова И.М. Специальная дошкольная здоровьесберегающая педагогика как новое направление в специальной педагогике. — Детская и подростковая реабилитация. 2012, № 2 (19). — С.49-53.
  • Новикова И.М. Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников с пониженным зрением. — Наука о человеке: гуманитарные исследования. 2014. № 2 (16). С. 150-155.
  • Новикова И.М. Сравнительное изучение представлений о здоровом образе жизни — старших дошкольников с сенсорными и двигательными нарушениями. — Детская и подростковая реабилитация. 2014, № 2 (23). – С. 61-65.
    11749 11750 11751

В 2008 — 2009 уч.г. И.М. Новикова является научным руководителем экспериментальной площадки «Формирование элементарных представлений о здоровом образе жизни у детей старшего дошкольного возраста с сенсорными, двигательными и речевыми нарушениями» в Северном административном округе г. Москвы, а с 2009 г. по 2012 г. — — научным руководителем московской городской экспериментальной площадки I уровня «Социальная адаптация и интеграция как один из факторов обеспечения здоровьесбережения детей старшего дошкольного возраста с сенсорными, двигательными, речевыми и интеллектуальными нарушениями в процессе реализации комплексной модели взаимодействия образовательного учреждения и семьи» на базе ГБОУ детских садов №№ 154, 2403, 185, 435, 1521, 624, 2664, 1245 г.Москвы. Опыт работы этих экспериментальных площадок имеет научную и практическую значимость, его трансляция вызывает неизменный интерес педагогической общественности.
И.М.Новикова принимает активное участие в работе научно-практических конференций разного уровня по проблемам обучения и воспитания детей с ОВЗ, формирования у них культуры здоровья.
В 2013-2014 учебном году под научным руководством Ирины Маратовны была успешно защищена магистерская диссертация:

Гапонова С.В. Психолого-педагогические условия формирования сенсорной сферы детей с задержкой психического развития младшего дошкольного возраста.

В 2014-2015 учебном году были успешно защищены магистерские диссертации:

  • Васильева Л.Н. Психолого-педагогические условия формирования представлений — об окружающем мире у старших дошкольников с задержкой психического развития-
  • Савина В.А. Психолого-педагогические условия социализации дошкольников с нарушением зрения средствами игровой деятельности.

И.М.Новикова награждена медалью «В память 850-летия Москвы».

11752

13128

Общий стаж работы: 33 лет.
Стаж работы по специальности: 25 лет.

Повышение квалификации. В 2008-2009 уч.г. И.М. Новикова прошла профессиональную переподготовку в ФГОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва) по программе «Тифлопедагогика и тифлопсихология» (1010 часов). В 2009-2010 уч.г. осуществляла профессиональную переподготовку в ФГОУ Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования (Москва) по программе «Сурдопедагогика» (1040 часов). В 2013 г. Ирина Маратовна обучалась в ФГБОУ ВПО МГГУ имени М.А.Шолохова по программе повышения квалификации для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования (72 часа). В 2015 г. повышала квалификацию в ФГБОУ ВПО МГГУ имени М.А.Шолохова по программе «Распространение моделей раннего выявления и комплексного сопровождения детей с целью коррекции первых признаков отклонений в развитии детей» (72 часа).

Контактная информация: irmano@yandex.ru