Актуальное интервью


23 мая 2015

В.Д. Нечаев: «Развитие возможно только на базе крепких традиций»

Современный мир требует смелых решений во всех областях жизни. Отражением этого процесса стала тенденция укрупнения в системе образования. Министерство образования взяло курс на создание конкурентоспособных образовательных учреждений, которое должно вывести образование в России на международный уровень. Сегодня в образовательной среде одной из обсуждаемых тем является присоединение к Московскому педагогическому государственному университету (МПГУ) Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова (МГГУ им. М.А. Шолохова). Владимир Дмитриевич НЕЧАЕВ, ректор МГГУ им. М.А. Шолохова поделился своим видением новообразованного «вуза будущего» и пояснил несколько особо острых вопросов.

— МГГУ — это передовой вуз в развитии и применении гуманитарных технологий и молодежной политики, а у МПГУ имидж классического университета. Как, по-вашему мнению, можно соединить два таких разнонаправленных вектора?

— На сегодняшний день и коллектив МГГУ и коллектив МПГУ включены в процесс стратегического планирования. Начали мы с работы над общим видением вуза нашей мечты, который должен появиться в результате объединения.
У каждого из наших университетов есть свои сильные стороны. МГГУ им. М.А. Шолохова больше развивался как экспериментальная площадка, на которой разрабатывались технологии, новые подходы, новые модели работы и все это делалось достаточно успешно.

МПГУ – это вуз с очень давними традициями, безусловно признанный лидер системы педагогического образования. У каждого есть свои сравнительные преимущества и наша задача сейчас – объединить их, а не суммировать наши недостатки. Я считаю, что традиции и инновации не являются антагонистами, как бы странно это не звучало. Всякое устойчивое развитие возможно только на базе крепких традиций. Только когда ты понимаешь, кто ты, каковы твои истоки, когда ты впитываешь в себя опыт предыдущих поколений – тогда это создает вместе тот самый фундамент, на котором можно развиваться и двигаться дальше.

Ньютону приписывают фразу. Когда ему сказали, о том, что он гениальный физик, он ответил: «Я обычный человек, но стою на плечах великана». Этим самым он хотел донести, что любое достижение в науке не является результатом какой-либо гениальной деятельности отдельного человека. Под ним лежит огромный пласт предыдущей работы.
Я считаю, что это удачное объединение, некая синергия, когда сливаются разные сравнительные преимущества и может произойти взаимное усиление. Конечно, современное образование, должно быть построено на традиционном «фундаменте», но на каком-то этапе своего развития должно создавать выпускникам вуза склонность к инновациям, способствовать переосмыслению собственного опыта, нахождению путей решения задач, но при этом понимать базовые вещи. Я думаю, это будет хороший синтез.

— Владимир Дмитриевич, на стратегической сессии Вы выступали с программой «Образование в течение всей жизни». Расскажите, пожалуйста, подробнее о вашей концепции.

— Здесь хочу отметить – это только мое мнение. Нельзя сказать, что на сегодняшний день это мнение коллективов обоих вузов. Эта концепция связана с попыткой найти то ядро, ту специфическую миссию, которая могла сплотить наши университеты.

Дело в том, что наш университет направлен не только на педагогическое образование. У нас есть важный педагогический компонент и корни наши, как известно, уходят в педагогическое образование, но за последнее время он развивался не как педагогический вуз, а как вуз в широком смысле гуманитарной, социальной направленности, поэтому у нас много непедагогических специальностей, которые занимают две трети от всего количества направлений обучения.

Поэтому вопрос, на который нашим двум университетам сейчас важно ответить – что нас может сейчас объединить и что станет тем мотивирующим толчком, который движет нас вперед.
Мне представляется, что словом, которое может нас объединить, станет слово «образование» в широком смысле.
Образование – это не только педагог или буквальное обучение детей. В современном мире человек должен учиться всю свою жизнь, не обязательно в школе или каком-то ином учреждении. Жизненный опыт, который мы нарабатываем – это тоже школа, позволяющая формировать нам необходимые компетенции и развиваться в целом.
Главное заключается в следующем. Мы должны стать университетом, который бы лидировал, не только в России но и в Европе, именно как вуз, который разрабатывает содержание технологии образовательной деятельности, ее виды. Образование является важной потребностью в современном мире в любом возрасте. Люди должны учиться, плюс, у каждого возраста есть специфическая потребность к образованию.

Мир образования очень широк, он простирается на всю жизнь. Нет смысла в миссии нашего университета ограничиваться только одним направлением, например школой или дошкольным учреждением. И в этой концепции все наши, условно говоря, непедагогические направления могут найти свое место. Речь идет, прежде всего, о тех специальностях, которые развивались у нас в тесном сотрудничестве с молодежной политикой.

Мы должны понимать, что современная система образования сложно организована. Здесь есть не только учащиеся и преподаватели. Для современного образования нам нужны и управленцы, нужны юристы, понимающие в современном образовательном праве. Помещения для школы, игры для детей и многое другое может стать отдельной отраслью для дизайна.

Широкий взгляд на образование помогает увидеть перспективу вуза, потому что, конечно, в 21 веке, люди, их качества, их способности становятся основополагающими в развитии страны, а образование превращается едва ли не в центральную отрасль экономики. В этом смысле передовой вуз, концентрирующийся на теме образования, мог бы стать неким драйвером и для развития системы образования в целом, и для системы педагогического образования. Здесь он, как мне представляется, должен занять позицию такого методического, научно-исследовательского центра.

— Как все эти объединения отразятся на учебной программе и направлениях подготовки?

— Я думаю, что на первом этапе будет проходить механический процесс объединения: техническое объединение, перевод сотрудников, студентов. Поэтому естественно, что все те направления подготовки, которые сейчас есть и в МГГУ и в МПГУ, скажем так, суммируются. А вот как будет развиваться ситуация дальше зависит от того процесса стратегического планирования, который сейчас происходит.
Наши вузы должны остаться со всеми специальностями, которые будут осмыслены и которые можно включить в эту парадигму. Для всех существующих направлений подготовки место есть. Это не означает, что на этом все закончится. Может пойдет речь об увеличении количества направлений подготовки, особенно это касается магистерских и аспирантских программ, потому что, как мне кажется, вуз должен двигаться в сторону исследовательской деятельности.

— Вы упомянули материальную базу МПГУ, которая станет общей и про перевод сотрудников и студентов. Что вы можете сказать по этому поводу? Что будет с корпусами – все остается на прежних местах?

— Сейчас ведется проработка этих моментов. Не скрою, у каждого свой взгляд на этот вопрос. Понятно, что с высокой вероятностью на первой фазе МГГУ будет структурным подразделением МПГУ, а это подразумевает, что факультеты и кафедры сохраняются.
С другой стороны ситуация временная. Например, зачем иметь в одном вузе два истфака? Здесь должна быть оптимизирована структура. Это не должен быть, на мой взгляд, поспешный процесс. В течение полутора-двух лет он должен завершиться. И только после этого будут какие-то переезды, объединение кафедр, факультетов, может быть, трансформация институтов.
Мы понимаем ответственность этого процесса, все должно быть тщательно продумано, без скоропалительных решений. В центре — принцип сохранения качества образовательной деятельности, принцип улучшения.

— Владимир Дмитриевич, какие стратегические решения принимаются сейчас, на первых порах объединения? И какие временные рамки объединения заявлены?

— У всего процесса есть четкие временные рамки, которые прописаны в приказе министерства. Вся процедура реорганизации должна пройти в течение года с момента реорганизации, т.е. 26 февраля 2016 года объединение закончится.
Объединение – это процесс, который имеет несколько стадий. В настоящий момент ведется подготовительная работа: идет разработка структуры, штатного расписания, принципов перевода студентов и так далее.
Мы планируем, что к 1 сентября будет перевод студентов по тем направлениям и специальностям, где у нас с МПГУ совпадают лицензия и аккредитация, а студенты, которые учатся у нас по специальностям, которых в МПГУ нет, перейдут в объединенный вуз к моменту окончания реорганизации, когда уже произойдет ликвидация МГГУ.
Повторюсь: в процессе объединения ни в коем случае качество образования студентов не должно пострадать. Кроме того, процесс должен пройти в правовых рамках и с сохранением всех ключевых прав студентов и сотрудников.

— Какие плюсы для студентов несет объединение?

— Я считаю, что для студентов есть несколько плюсов. Во-первых, расширяется профессорско-преподавательский состав. Появляется шанс послушать ведущих специалистов одного и другого университетов. Этим расширяются образовательные возможности студентов.
Во-вторых, у нас объединяется материальная структура, и это тоже может иметь существенное значение. Например, у МПГУ гораздо больше общежитий, чем у МГГУ.
В целом, я думаю, за счет того, что бренд объединенного вуза будет более сильным, чем каждого в отдельности, повысится привлекательность в глазах работодателей.

— Сегодня в МГГУ работает более 600 преподавателей: практики и профессура. Какие изменения ждут их после присоединения?

— Абсолютное большинство преподавательского состава сохранится, потому что это не просто преподаватели, которые приходят и уходят. Они приходят вместе со студентами в рамках образовательных программ, и, естественно, они как учили, так и будут продолжать учить по тем программам, по которым были приняты.
Наши образовательные программы сохранятся. Думаю, что в рамках новых образовательных планов, которые мы разрабатываем совместно с МПГУ, нашим специалистам найдется место. Что касается административных категорий сотрудников, то здесь, конечно, какие-то, но не слишком большие сокращения будут.

— Все студенты читали обращение ученого совета и ректората МГГУ к министру образования Д.В. Ливанову, и, не скрою, всех очень взволновала фраза «оптимизация количества студентов». Не могли бы Вы пояснить ее?

— Имелось ввиду следующее. Конечно, не завтра, но в ближайшем будущем, общеприведенный контингент вузов должен быть чуть меньше, чем есть сейчас.
Мы должны стремиться не к количественному, а к качественному росту и это предполагает и приход студентов с более высоким баллом ЕГЭ и увеличение структуры магистратуры и аспирантуры. Именно эта идея содержится в обращении.
Сейчас эта мысль обсуждается. Я думаю, что мы придем к пониманию, что для нас самое главное – обеспечить качественное образование, а не просто создать какого-то большого образовательного монстра.

— Что станет с названием? МГГУ станет МПГУ или же будет какое-то новое название объединенного вуза?

— Я думаю, что на первых этапах мы останемся МПГУ, потому что, все-таки мы присоединяемся к ним. А как будет развиваться ситуация дальше — посмотрим. Ведь главное содержание, а не название.
Хотя, мы договаривались с руководством МПГУ, что имя Шолохова останется для какого-то из подразделений. Нам нужно сначала качественно создать новый вуз, а потом думать о другом названии. И необходимо ли оно? МПГУ – вуз с огромной историей и это тоже ценность, которую нужно учитывать.

Беседовала Анастасия Ловкова

Газета МГГУ Шолохова «Импульс-М» №5