Актуальное интервью


09 сентября 2014

«СТРЕМИТЬСЯ К ПОБЕДАМ, ДОБРАТЬСЯ ДО САМЫХ ВЫСОКИХ ВЕРШИН, КОСНУТЬСЯ ЗВЕЗДОЧЕК И БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМИ!»

Недавно прошедшие зимние олимпийские игры в Сочи очередной раз показали превосходство российской школы фигурного катания. Триумфальное выступление сборной России в этом виде спорта принесло в медальную копилку нашей страны 5 медалей, три из которых - высшего достоинства. Большой вклад в это внесли две пары: Татьяна Волосожар - Максим Траньков и Ксения Столбова – Федор Климов. Они завоевали золотые медали в командных соревнованиях и золотую и серебряную медаль в индивидуальных парных соревнованиях. (Кстати, Масим Траньков – выпускник нашего университета).

Тренирует этих выдающихся спортсменов Нина Михайловна МОЗЕР, заслуженный тренер Российской Федерации, доцент кафедры физвоспитания МГГУ им. М.А. Шолохова.

На прошлой неделе она отпраздновала свой юбилей. С поздравлениями и вопросами о прошедших событиях мы пришли к ней на тренировку.

За вас болела вся страна. Каково это - представлять Россию на мировом уровне?
Волнительно, конечно. Приятно, тем более, когда понимаешь, что спортсмены готовы показать хороший результат, завоевать медали. Когда выполняешь свою работу, чувствуешь себя вдвойне счастливым человеком.

Приходится ли Вам работать с обычными студентами?
С обычными студентами? Они все обычные студенты. Спортсмены необычные, а студенты обычные.

Чем отличается обычный студент от студента, который в будущем станет чемпионом?
Наверное, это умение беречь свое время, четко распределять свой график, дисциплина.

Помогает ли спорт,  соревновательная закалка  добиваться успехов в других областях,  вне спорта?
Конечно.  Выступления, наши спортивные достижения абсолютно точно дают определенный толчок,  и появляется стимул и желание побеждать не только на спортивных площадках, но и в жизни.

Бывает ли у Ваших воспитанников «звездная болезнь»? Если да, то, что помогает с ней справляться?
Наверное, каждый человек, когда достигает каких-либо вершин, меняется. Я и сама часто слышу, что начинаю страдать этой болезнью. Иногда бывают ситуации, когда ты не успеваешь пообщаться, поговорить, улыбнуться и уделить время. Но это не связано со «звездной болезнью», это связано с нехваткой времени. Что такое «звездная болезнь» надо спрашивать у тех людей, которые страдают этим. Мои спортсмены в обращении со мной не поменялись, они остались такими же. В команде у нас хороший климат, и мне сложно судить какие они в другой жизни.

Какие ценности, приобретение в студенческие годы помогают вам в жизни сейчас?
Опять-таки,  это дисциплина. Я была отличницей, наверное, я так и осталась отличницей по своему внутреннему содержанию. Мне хочется, чтоб все было хорошо.

Какие педагогические приемы вам приходится использовать, чтобы мотивировать ваших воспитанников на столь трудное занятие профессиональным спортом?
В первую очередь тренер должен быть психологом. Все методы и способы укладываются ровно в одно - умение настроить своего спортсмена, потому что и профессионализм уже подразумевает все способы, существующие в мире, для того чтобы ты обучал человека. Они все знают, все умеют, единственное это спокойствие. Умение психологически настроить человека на результат - это самое главное. (Смеется) Хороший способ - это быть человеком.

Подробнее

01 сентября 2014

С Днем Знаний!

Уважаемые коллеги! Дорогие друзья!

Разрешите поздравить всех вас: учащихся, студентов, преподавателей, научных работников, административных и иных сотрудников Московского государственного гуманитарного университета им. М.А.Шолохова с началом нового учебного года, с Днем Знаний!

Стремление к познанию окружающего мира и самого себя – неотъемлемое и фундаментальное качество человека. Познание не  только дает нам силы и новые возможности. Оно само по себе дарит нам радость. Давайте на минуту представим, во что превратилась бы жизнь каждого из нас без познания чего-то нового, без открытий, без расширения нашего горизонта, без развития.  Наверное, это было бы достаточно скучное и однообразное существование, лишенное радости и смысла. Именно поэтому День Знаний – это подлинный праздник нашей жизни, нашего стремления  ввысь, нашего развития.

Мне очень хотелось бы, чтобы в этот день каждый из Вас ощутил радость сопричастности к этому празднику. Обучение в Университете и работа в нем дают каждому из нас возможность ощутить эту сопричастность, практически ощутить вовлеченность в процесс порождения и распространения нового знания, почувствовать радость познания. Мы занимаемся очень важным и нужным делом. И это тоже дает нам всем бесценное чувство осмысленности нашей деятельности, ее полезности и востребованности.

Наша работа очень нужна нашей стране. От качества полученных в университетах знаний напрямую зависит благосостояние нашего общества, сила и процветание нашего государства, перспективы нашего развития в 21 веке.

У нашей социально значимой работы главным является человеческое измерение. Наука и образование – это те сферы, где все зависит от конкретных людей. Поэтому мне бы очень хотелось, чтобы сегодня каждый из нас вспомнил о своих учителях, тех, кто нас научил чему-то важному и полезному в школе, в вузе и где бы то ни было еще. Давайте скажем им мысленно: «Спасибо», за их труд и желание сделать нас лучше.

В этот день я хотел бы пожелать каждому из нас новых открытий, не останавливаться на достигнутом и находить в себе силы двигаться вперед к новому более совершенному знанию и глубокому пониманию самого себя и окружающего мира.

С Праздником! С Днем Знаний!

Ректор МГГУ им. М.А.Шолохова             Нечаев Владимир Дмитриевич

Подробнее

23 июля 2014

Подводная археологическая экспедиция МГГУ им.М.А.Шолохова

С чего начиналась подводная археологическая экспедиция? Кто был ее основателем? Чем занимаются участники экспедиции? - на эти и другие вопросы отвечает руководитель экспедиции, археолог-подводник, выпускник МГГУ им. М.А. Шолохова - Александр БЕРЕЗИН.

Идея подводной археологической экспедиции для студентов истфака МГГУ им. М.А. Шолохова возникла в 1991 году у профессора Таскаева В.Н., и он был ее бессменным руководителем до 2007 года. Вячеслав Николаевич Таскаев сын кадрового военного и сам кадровый офицер, подводный археолог, профессор МГГУ им. М.А. Шолохова. Дисциплина в его экспедициях была идеальной.

В этом году ректор МГГУ им. М.А. Шолохова В.Д. Нечаев предложил возродить эту экспедицию, и я с радостью принял предложение.

Сам я поступил в МГГУ им. М.А. Шолохова в 2001 году, когда узнал об уникальных экспедициях, проводимых в рамках образовательного процесса, и с этого года и во все последующие прошел через все экспедиции Таскаева.
Конечно, условия первых экспедиций существенно отличались от нынешних, воду в лагерь приходилось носить из близлежащий деревень, готовить на дровах. Помню свою радость, когда вез в плацкарте 50 кг газовый баллон. Но тем не менее я и другие студенты с большим энтузиазмом ездили в эти экспедиции, на раскопки античного полиса Патрей на Азиатском Боспоре. Сейчас условия гораздо комфортнее: вода, электричество. Дисциплину стараемся соблюдать, дежурство по расписанию, отдых в жаркое время дня, раскопы на суше и под водой утром и вечером.

Полис Патрей возник в результате переселения древних греков в Северное Причерноморье. Место уникально многообразием археологических находок (в основном это керамика), каменной кладкой зданий датируемой 6-4 вв. д.н.э. Рано утром наши студенты выходят на раскоп на суше. Чуть позже, наиболее продвинутые студенты-подводники идут работать под воду, остальные прощупывают дно специальными щупами и проходят обучение подводному плаванию.

Все находки сортируются, описываются по специальной системе, каждому присваивается номер, делаются замеры и зарисовке в археологическом журнале.

Наиболее интересные артефакты начиная с первых экспедиций по настоящее время находятся в Археологическом музее МГГУ им. М.А. Шолохова. Это настоящее путешествие во времени. Только представьте, что несколько тысяч лет назад возможно такие же юные, гончары создавали эти амфоры, а теперь студенты нашего университета смогли не только прикоснуться к этой истории, но и создать место, где керамику этого удивительного древнего города может увидеть каждый.

Подробнее

07 июля 2014

Магистерская программа "Экология мегаполисов" - перспективы развития

В МГГУ Шолохова на факультете Экологии и естественных наук запущена уникальная магистерская программа "Экология мегаполисов". Магистранты этой программы смогут проходить практику и участвовать в проектах Генплана Москвы. Уже сейчас студенты факультета экологии естественных наук и факультета дизайна МГГУ Шолохова попали в проект кадрового резерва Генплана Москвы. Программа с уникальными перспективами, особенно если учесть, что тенденции развития любого мегаполиса, в том числе  Москвы, требуют все более комплексного подхода, включающего и архитектурные решения, и дизайнерские, и экологические.

На наши вопросы о том, как создавалась магистерская программа "Экология мегаполисов", в чем ее уникальность, каковы перспективы магистрантов, отвечает научный руководитель программы доктор химических наук, профессор Владимир Иванович ЯШКИЧЕВ. 

Наша новая программа, название которой «Экология мегаполисов», создана для подготовки магистров в области экологии и природопользования, которые смогли бы грамотно, верно, продуманно и рационально преображать городскую среду для комфортного и здорового проживания. На сегодняшний день предлагаемая форма обучения заочная, 2,5 года. Обучаться на ней смогут преимущественно специалисты с базовым естественнонаучным образованием – экологи, географы, биологи и другие. Уже сейчас на старте наши студенты-экологи попали в кадровый резерв Генплана Москвы и будут участвовать в их проектах. И это сотрудничество мы будем активно развивать. 

Каковы основные направления научных исследований в рамках магистерской подготовки?

Их несколько. Для начала это конечно выявление причин экологических проблем мегаполисов, в частности в Москве. Как следствие необходимо находить пути решения этих проблем, совместно с научно-исследовательскими институтами. Чтобы получить максимальный верный результат необходимо изучить технологии формирования городской среды, дружественной человеку. К примеру, основной критерий – оптимальная плотность населения. И конечно не стоит забывать об иностранном опыте. Поэтому четвертое направление – определение способов и социальных механизмов адаптации зарубежного опыта преодоления проблем в мегаполисах.

Это довольно интересно. Давайте подробнее поговорим о программе. Что мы подразумеваем, когда говорим о мегаполисах? Приведите, пожалуйста, примеры таковых.

Из самого названия «мегаполис» следует, что речь идет о крупных, если не сказать огромных, городах мира. Однако чтобы привести пример мегаполиса, необходимо отметить, что существуют разные критерии их оценки. Ведь города в разных уголках мира отличаются по своим размерам, плотности населения. Поэтому, если исходить из площади территории, то самыми большими городами мира являются Хулун – Буир (городской округ КНР) с площадью в 263,9 тыс км2., Алтамира (муниципалитет в Бразилии) – 159, 695 тыс. км.2. Среди современных мегаполисов по занимаемой площади наиболее крупным является Лондон. А Мехико является самым длинным – его протяженность около 200 км.

Стоит сказать, что на протяжении нескольких десятков лет наблюдается уникальный феномен. Помимо роста населения планеты происходит образование отдельных крупных городских агломераций. Большие города не просто разрастаются, поглощая прилегающие поселения, они сливаются между собой, образуя огромные сверхагломерации – мегаполисы, население которых отличается десятками миллионов человек.

Подробнее

11 июня 2014

Интервью руководителя магистерской программы «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного» Л.К.Свиридовой

Лариса Константиновна, в чем Вы видите перспективность обучения студентов по магистерской программе «Теория и методика преподавания русского языка как иностранного»?

Востребованность преподавателей русского как иностранного постоянно возрастает. Русский язык становится языком международного общения. Приведу один пример. Некоторое время назад руководство нашего университета встречалось с атташе по образованию посольства Франции в России, который отметил резкий рост по сравнению с 2004 г. числа французов, желающих изучать русский язык.

Популярность русского языка в мире растет с каждым годом. В настоящее время огромное число иностранцев в России и за рубежом хотят выучить русский язык. Особенно заметна тенденция обучению русскому языку детей иностранцев.

У тому же не так давно Совет Федерации РФ одобрил закон об упрощенной выдаче российского гражданства тем, кто свободно говорит на русском языке, и чьи предки проживали на территории СССР или Российской империи в границах современной РФ. В силу чего перед нами сейчас поставлена задача подготовить специалистов, способных не только подвинуть русский язык в мире, но и умеющих подготовить всех желающих к успешному прохождению теста по русскому языку, который представляет собой тестирование на подтверждение уровня владения русским языком, достаточного для общения в условиях языковой среды. Центры подготовки и тестирования иностранных граждан по русскому языку, вне всякого сомнения, будут нуждаться в высококвалифицированных специалистах.
Так что сегодня преподаватель русского языка как иностранного может найти работу в любой точке мира.

Магистерские программы, подготавливающие специалистов-преподавателей русского языка как иностранного, открыты во многих ведущих вузах России. В чем уникальность Вашей программы?

Вы правы, в настоящее время это направление подготовки является весьма актуальным. Однако, я не встречала ни одной программы, которая готовила бы специалистов-методистов способных свободно объяснить учащимся необходимые правила русского языка  или ответить на вопросы обучающихся на английском языке. В нашей программе умению свободно общаться с учащимися-иностранцами на английском уделено особое внимание. И главное, мы имеем все возможности к тому, чтобы обучить наших магистрантов такому свободному общению: например, наш учебный план построен таким образом, что в течение каждого семестра магистрант изучает английский язык для профессионального общения; в нашем корпусе создана специальная лаборатория профессиональной подготовки, не говоря уже о высокопрофессиональных преподавателях, владеющих навыками перевода.

Программа дает углубленные знания в области правовых регулирований трудовых отношений.

Сейчас считается, что формирование лингвокультурологической компетенции у изучающих русский как иностранный является одной из основных. Отражена ли эта тенденция в Вашей программе?

Конечно. Человек воспринимает мир через особенности своего языка. Вот почему особое внимание мы уделяем углубленному пониманию у наших студентов, что есть «человек русского мира», как сказал В.В.Путин. Для этого в нашей магистерской программе присутствуют не только такие дисциплины, как, например, "Россия в современном мире", но и специальные курсы, подготавливающие студентов к основам туристской деятельности в РФ и культурой как фактором туристской мотивации, т.к. туризм – это одна из форм познания культуры народа. Такая работа позволяет нашим выпускника в будущем помочь своим учащимся избежать так называемого «культурологического шока».

Подробнее

20 мая 2014

Ирина Жилавская: Мы единственные в России, кто готовит магистров в области медиаобразования

В настоящее время термином «медиаобразование» обозначают умение находить информацию, работать с ней, производить и распространять ее. Эти знания и навыки можно получить, обучаясь по программе «Медиаобразование», которая уже второй год реализуется на факультете журналистики МГГУ им. М.А. Шолохова. Сегодня наш собеседник – Ирина Владимировна ЖИЛАВСКАЯ, научный руководитель этой программы, зав. кафедрой журналистики и медиаобразования нашего университета. Мы говорим о том, как в современном мире следует готовить профессионалов в области медиаобразования, чтобы они могли помочь современному человеку в навигации по медиапространству, в обнаружении скрытых смыслов, оценке достоверности информации, ее качества.

Ирина Владимировна, почему медиаобразование сегодня стало таким актуальным?

– Оно было актуальным всегда, потому что имеет глобальную природу. Под медиа мы понимаем широкий спектр явлений. Это, безусловно, средства массовой информации, но также и книги, кино, музыка, архитектура – все коммуникативные каналы, по которым мы получаем информацию. Сейчас интенсивность коммуникации в обществе возросла многократно, появились новые медиа – интернет, социальные сети. И возникла мода на медиаобразование. Слово привлекательное. Но люди далеко не всегда понимают, что за ним стоит, полагая, что это только СМИ. Медиа воздействуют на человека, и это вызывает у многих тревогу и беспокойство. Отсюда порой совершенно непрофессиональные рассуждения о запрете информации, защите от нее. В связи с этим возникла острая необходимость подготовки компетентных людей, которые будут работать в этой области. Так появилась идея разработки магистерской программы по медиаобразованию.

Как объяснить человеку, незнакомому с этой проблематикой, что такое медиаобразование? Ясно и коротко.

Совсем коротко не получится. Здесь есть два подхода.  Один – инструментальный. Когда мы просто перечисляем – что такое  медиаобразование.  Человек должен  уметь находить информацию, с ней работать, производить новую информацию и распространять ее.  Есть и второй подход, более  философский, мировоззренческий. Он заключается в понимании целостности мира, его ценностей. И в умении всех взаимодействовать со всеми. Мы видим, что происходит в Украине – люди не хотят понять друг друга, услышать, договориться.  Идет ожесточенная информационная война. Информационное общество превратилось в общество дезинформации как с той, так и с другой стороны. Разобраться в противоречивом потоке новостей, сообщений, выстроить адекватную картину событий  помогает медиаобразование. Процесс медиаобразования происходит непрерывно, информально: когда мы стараемся понять, как работают медиа, когда мы создаем свои собственные медиа, наполняем их важным для нас содержанием, обмениваемся ими.  Весь фокус заключается в том, что все общество так или иначе вовлечено в процесс медиаобразования. Вопрос в том, насколько профессионально осуществляется эта деятельность и каков результат.

Подробнее

05 мая 2014

Магистерская программа «Технология и организация международного туризма». Вопросы и ответы

Интервью одного из руководителей магистерской программы «Технология и организация международного туризма» заведующего кафедрой теории и практики межкультурной коммуникации Анатолия Серафимовича КАЛЯКИНА.

Анатолий Серафимович! В этом году на факультете иностранных языков и международных коммуникаций объявлен набор студентов на магистерскую программу «Технология и организация международного туризма», руководителем которой Вы являетесь. Скажите, почему программа имеет такое название и каких специалистов Вы планируете готовить?

Конечно, название программы имеет определенное значение, но главное – это ее содержание. Программа предусматривает подготовку специалистов в области международного туризма. Международный туризм сегодня – это один из наиболее динамично развивающихся секторов мировой экономики. По прогнозу к 2020 году количество путешествующих лиц может достичь 1 млрд человек. Все это требует квалифицированных специалистов, которые могли бы успешно работать в этой сфере экономики. Как известно, в последнее время федеральные и региональные власти России предпринимают энергичные меры по привлечению туристических потоков в нашу страну. Россия обладает колоссальным туристическим потенциалом, который необходимо профессионально использовать в интересах национальной экономики. А это могут сделать только профессионалы. В этом и заключается, на мой взгляд, основная миссия нашей магистерской программы. К слову сказать, что на сегодняшний день в московских вузах не реализуют аналогичных  магистерских программ.

Это очень интересно. А кто может обучаться по этой программе? Что нужно сделать, чтобы стать магистрантом программы?

По магистерской программе «Технология и организация международного туризма» могут обучаться студенты, имеющие диплом бакалавра или специалиста, причем, не обязательно профильный. Что касается вступительных испытаний, то они проходят в форме устного собеседования по основам туризма. Программу вступительных испытаний можно найти на сайте нашего Университета.

Анатолий Серафимович, Вы сказали, что подобных магистерских программ в московских вузах, по крайне мере, нет. В чем же заключается уникальность этой Программы? Какие карьерные перспективы она открывает для своих выпускников?

Да, Вы правы. Последний мониторинг показал, что на сегодняшний день лишь в одном московским вузе есть похожая программа, но по своему содержанию она не имеет ничего общего с нашей программой. Предлагаемая программа уникальна, так как она предполагает формирование у магистрантов таких знаний и компетенций, которые открывают перед ними хорошие карьерные перспективы.

Подробнее

17 апреля 2014

МАГИСТРАТУРА - UPGRADE ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ И КАРЬЕРНЫХ ПЕРСПЕКТИВ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА

МГГУ Шолохова активно развивает все ступени образовательной лестницы – от довузовской подготовки до аспирантуры и докторантуры, включая высшее образование,  повышение квалификации и полную профессиональную переподготовку специалистов гуманитарной сферы.

В Университете  представлено многообразие магистерских программ, которые являются органичным продолжением гуманитарных направлений подготовки бакалавриата в МГГУ Шолохова. Но магистрантом может стать не только выпускник бакалавриата, но и специалист с высшим образованием, причем не только выпускник МГГУ Шолохова, но и любого другого вуза. Для них также доступны бюджетные места в магистратуре, но об этом чуть позже.

Практически по каждому базовому направлению, будь то педагогика или политология,  менеджмент или психология, дизайн или музыкальное искусство (полный перечень направлений подготовки бакалавриата МГГУ Шолохова можно посмотреть здесь) предлагается несколько магистерских программ различной содержательной  направленности. Всего каталог магистерских программ МГГУ им. М.А. Шолохова включает более  40 магистерских программ.

Что лежит в основе разработки той или иной магистерской программы МГГУ Шолохова

Во-первых, безусловно, как и положено в государственном вузе, все магистерские программы выстроены в соответствии с ФГОС 3+ поколения.

Во-вторых, - и это не менее важно - при разработке магистерских программ учитывались и потребности современного рынка труда, анализ востребованности компетенций специалистов в различных гуманитарных сферах деятельности, и прицел на развитие общества, его потребность в новых профессиях.

Подробнее

24 февраля 2014

МГГУ Шолохова: Олимпийские победы

Каждый россиянин чувствует свою причастность к победам наших олимпийцев в Сочи 2014. Кто-то “болеет” и радуется до слез, а кто-то ругает. Кто-то гордится, а кто-то не может сдержать слов возмущения… Все мы разные и по-разному любим свою страну. Равнодушных нет. Все так или иначе вносят свой вклад в образ России какой ее видим и знаем мы, какой ее видят и знают в других странах.

Мы были в Сочи. Мы видели ЭТО своими глазами, мы видели внешнюю сторону, которую видят все гости Олимпиады, и “изнанку” без прикрас. Мы не просто видели – мы это СОЗДАВАЛИ вместе со всей страной. И мы по достоинству этим гордимся.

Подробнее

06 февраля 2014

Сочи 2014: Болеем за наших!

7 февраля 2014 года открываются XXII Зимние Олимпийские игры в Сочи. В многочисленной команде российских олимпийцев достойное место занимают студенты, выпускники и преподаватели МГГУ им. М.А.Шолохова. Мы от всего сердца желаем всем российским спортсменам победных выступлений на Сочинских аренах! И, конечно, с особым вниманием мы будем следить за нашими Шолоховцами!

Подробнее