Ученый совет


Вербицкий Андрей Александрович

Заведующий кафедрой социальной и педагогической психологии, доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент РАО. Участвовал в исследовательских проектах Министерства образования России «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии». Осуществлял научное руководство и участвовал в разработке государственных Концепций непрерывного образования и непрерывного последипломного образования. Автор более 200 научных и научно-методических работ, 5 монографий.

Образование:
1964-1969 — Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, факультет психологии- специальность — психолог, преподаватель психологии
1969-1972 — аспирантура в НИИ общей и педагогической психологии Академии педагогических наук СССР
1978 — стажер ЮНЕСКО в США и во Франции по психолого-педагогическим проблемам высшего образования

Ученые степени и звания:
1974 — защищена кандидатская диссертация по проблеме саморегуляции деятельности человека в условиях стимульной неопределенности (специальность 19.00.01 — общая психология)
1980 — ВАКом СССР присвоено ученое звание «Старший научный сотрудник» по специальности «Педагогическая и возрастная психология»
1991 — защищена докторская диссертация на тему «Психолого-педагогические основы контекстного обучения в вузе» по специальностям 13.00.01 — общая педагогика и 19.00.07 — педагогическая и возрастная психология
1992 — избран членом-корреспондентом Российской академии образования
1993 — присвоено звание профессора по специальности «Педагогическая и возрастная психология»

Авторские курсы:

  • Психолого-педагогические основы непрерывного профессионального образования
  • Теория и технологии контекстного обучения
  • Методы активного социально-психологического обучения
  • Психологический тренинг


Научно-исследовательская и практическая деятельность в сфере образования

1. Научное руководство и участие в разработке:

  • «Концепции непрерывного образования» (принята в 1989 г. в качестве государственной)-
  • «Концепции непрерывного последипломного образования» (принята в 1991 году в качестве государственной)-
  • концепции, стратегии и программы непрерывного экологического образования в РФ, Республике Удмуртия, Пензенской области-
  • концепции непрерывного педагогического образования в Новгородской области-
  • концепции, стандарты и программы подготовки андрагога-
  • раздела «Педагогическое образование» в проекте концепции второго этапа реформы российского образования-
  • обоснования психологии образования как новой ветви психологической науки, более адекватной, чем педагогическая психология, отражающей реалии новой образовательной парадигмы.

2. Участие в исследовательских проектах Министерства образования России «Высшая школа России», «Инновационные педагогические технологии».

3. Обоснование и развитие теории и технологий контекстного обучения в системе профессионального образования, создание соответствующей научно-педагогической школы (с 1982 года по настоящее время).

4. Научное руководство диссертационными исследованиями по психологическим, педагогическим и научно-методическим проблемам контекстного обучения — подготовлено и защищено 18 кандидатских диссертаций, 7 находятся в стадии подготовки. Научное консультирование 4-х докторских диссертаций.

5. Публикация более 200 научных и научно-методических работ, в том числе 5 монографий.

6. Подготовка и публикация типовых учебных программ: «Психолого-педагогические основы активного обучения» для ФПК преподавателей техникумов, «Психология и педагогика высшего образования» для аспирантов страны, «Психология и педагогика» (совместно с А.Г.Чернявской и Н.Г.Милорадовой) для вузов непсихологического и непедагогического профиля, «Общая педагогика» для медицинских вузов, «Преподаватель» для интернов медицинских вузов и др.

7. Участие в международных и российских конгрессах, конференциях, симпозиумах, совещаниях по психолого-педагогическим проблемам образования, непрерывного образования, образования взрослых, дистанционного образования, новых педагогических технологий и др.


О себе:
Определил в качестве своей главной миссии теоретическое обоснование и продвижение в практику нового типа обучения, названного мною контекстным (знаково-контекстным). Испытываю удовлетворение и чувство реализованности, поскольку теория контекстного обучения признана в научной среде, а технологии контекстного обучения все больше используются в учебных заведениях системы непрерывного профессионального образования. Заинтересовались им уже и некоторые школы (Магнитогорск, Нижний Тагил).

Пытаюсь обосновать понятие «контекст» в качестве смыслообразующей категории в психологии и педагогике.
Люблю сотрудничать со студентами, слушателями, помогать аспирантам, соискателям, докторантам, всем, кто ведет исследовательский поиск в области психологических и педагогических проблем образования.

Люблю петь, первый контакт с аудиторией нередко начинаю с песни или романса, что считаю одним из сильных педагогических приемов, помогающим личностному включению студента в познавательную деятельность. Говорят, у меня неплохо получается, красивый, мол, голос, и медведь не совсем на ухо наступил (я с ними не спорю — что есть, то есть). Но больше всего ценю, когда вместе со мной начинают петь студенты (и не только в аудитории). Есть контакт!