Факультет культуры и музыкального искусства

Контакты

Адрес факультета: -109052, Москва, Рязанский проспект, д.9.

Режим работы:

понедельник-пятница — 09.00-18.00- суббота — 11.00-16.00- воскресенье — выходной

обеденный перерыв 13.00-13.30

Проезд:
— от ст. м. «Марксистская», «Таганская» на тролл. 63, 26, 16- авт. 51 -до ост. «Карачарово».

— от ст. м. «Рязанский проспект», тролл. 63- авт. 143 до ост. «Карачарово».

— от Курского вокзала на электричке до -станции «Платформа Карачарово» 10 минут езды, 2 минуты пешком.

https://mggu-sh.ru/sites/default/files/bezymyannyy1.png


Телефон: (499) 174-8284

E-mail: muz.mggu@mail.ru


Рапацкая Людмила Александровна

Доктор педагогических наук, кандидат искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой музыкознания и музыкального образования, декан факультета культуры и музыкального искусства Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова.

Под — ее — научным руководством подготовлено:
— — — — — — — — — — — 40 кандидатов педагогических наук
— — — — — — — — — — — 5 докторов педагогических наук
— — —
Л.А. Рапацкая — внесла большой вклад в развитие отечественной педагогической науки, расширив возможности музыкально-педагогических исследований, — создав новое культурологическое направление в педагогике искусства. — Она имеет около 200 публикаций в России и за рубежом — — в Испании, Франции, Польше, Беларуси, Китае, Южной Корее. — Содержание трудов Л.А.Рапацкой — простирается от истории — русской музыки и методики ее преподавания до проблем становления и развития мировой художественной культуры. Среди публикаций — — книги, изданные в центральных издательствах России большими тиражами, монографии, учебники и учебные пособия , а также научные статьи, методические материалы, программы, рецензии, статьи для словарей и энциклопедий.

Л.А. Рапацкая — одна из первых в России стала писать о духовных православных истоках — русского искусства, поставив во главу угла своих исследований поиск взаимодействия «духовного» и «художественного». Этой проблеме посвящены ее первые книги: «Художественная культура Древней Руси»(1995), «Русское искусство ХVIII века («Рассвет на Неве»)» (1995), — «Искусство «серебряного века» (1996), — «Четвертая мудрость»: о музыке в культуре Древней Руси», — (1997), «Русская художественная культура» (1998), «Художественная культура России: от Древней Руси к «золотому веку» (2000).

Русская музыка в контексте художественной культуры – другая важная тема научных исследований Л.А. Рапацкой. В 2001 г. вышел в свет — первый в российской музыкальной педагогике учебник — — «История — русской музыки», охватывающий все этапы ее развития и полностью отразивший культурологический подход автора – Л.А. Рапацкой — к излагаемому материалу.

Важная страница научной биографии Рапацкой Л.А. связана с проблемами — мировой художественной культуры как учебного предмета в школе и вузе, с задачами — развития художественной культуры личности. Ее монография «Формирование художественной культуры учителя» — (1991) отражает содержание докторской диссертации. Далее последовала серия научно-методических экспериментов в общеобразовательных школах и педагогических вузах, которые вылились в разработку — новой концепции курса «Мировая художественная культура». Изданная программа этого предмета была предназначена для Х и ХI классов общеобразовательной школы и называлась «Общечеловеческие ценности мировой художественной культуры: взгляд из России»(2001). Удачно найденная методологическая основа — позволила очистить учебную дисциплину от мелкотемья — и — фактологической перегруженности. Созданные на основе программы — — два учебника — «Мировая художественная культура» (Х и ХI классы) — — являются одними из наиболее востребованных в общеобразовательных учреждениях России.

Л.А. Рапацкая — внесла большой вклад в развитие отечественного культурологического образования, создав для вузов — и школ России — новый учебный предмет «Русская художественная культура», цель которого – сформировать у учащейся молодежи представления о великом национальном достоянии России, воплотившем в художественных образах вневременные духовные и нравственные ценности. — Этим проблемам посвящены учебники для школ «Русская художественная культура» (Х и ХI классы) и высших учебных заведений: «Русская художественная культура» (2002), — «История художественной культуры России — от древних времен до конца ХХ века»(2008). Все учебники и учебные пособия Рапацкой Л.А. имеют гриф Министерства образования и науки России, используются на федеральном уровне и внедрены в практику работы гуманитарных и педагогических университетов, — — консерваторий, — музыкальных колледжей и общеобразовательных школ.

В настоящее время Л.А. Рапацкая осуществляет научное руководство 25 аспирантами и соискателями, является научным консультантом 2-х докторантов, участвует в работе четырех диссертационных советов (три совета — в МГГУ им. М.А.Шолохова, один совет в МГУ им. М.В.Ломоносова). — Она продолжает работать — в сфере педагогики высшей школы, обогатив ее исследованиями в области музыкотерапии, музыкально-компьютерных технологий и инновационных методик, отражающих развитие новых направлений в музыкальной — культуре ХХI века.

Контакты (для поступающих в аспирантуру и магистратуру): 8 499 1748284


Публикации ВАК

1. Технологии музыкальной терапии как средство общего оздоровления детей с задержками психического развития// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Том 16. 2010. №4, с. 239 – 244
2. Музыкальное образование в университете: традиции и инновации.// Высшее образование в России. М., 2011. №6. С. 84 – 90
3. Проблемы педагогической музыкотерапии как нового направления современной науки // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Том 17. 2011. №2, с. 7 – 11. (в соавт. с Е.Ю.Тишиной и Н.В. Семиной).
4. Технологии музыкальной терапии в контексте психолого-педагогической коррекционной практики //Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Том 17, № 3. 2011. С.36 – 40 ( в соавт. с Е.Ю. Тишиной).
5. Традиции педагогической практики в музыкальном образовании России конца Х1Х начала ХХ века // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова: Педагогика и психология. 2012, №3, с. 5 — 9 (в соавт. с А.С. Стрельцовой).
6. Голос расширенного диапозона: поэтапное построение процесса обучения//Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Педагогика и психология. М., 2013, с. 80 — 86 (в соавт. — с Е.Л. Куфтыревой).
7. Методы формирования музыкальной культуры бакалавров-вокалистов// Среднее профессиональное образование. М., 2013, №5, с. 33 – 35.(в соавт. с В.В.Кудрявцевой).
8. Формирование музыкальной культуры бакалавров вокального искусства//Голос и речь.-М., 2013, №2 (в соавт. с В.В. Кудрявцевой).
9. Литературоцентризм как феномен профессиональной музыкальной культуры России//Человеческий капитал. М., 2013, с. 10 – 13.
10. Специфика формирования музыкально-ценностных ориентаций учащихся в процессе освоения — классического музыкального искусства в классе синтезатора//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. Пенза, 2014, № 5, с. 174 – 178 (в соавт. с Д.В. Прокофьевым).
11. Проблема исторической типологии русской художественной культуры в содержании отечественного гуманитарного образования//Ценности и смыслы. М., 2014, № 5, с. 18 – 25.
12. Взаимосвязь искусств как проблема педагогического музыкознания//Отечественная и зарубежная педагогика. М.. 2014, № 5, с. 113 – 120.

Список всех публикаций за 2009-2014 годы